Урок биологии с применением интерактивной доски
по теме «Внутреннее строение млекопитающих». 7 класс
Автор: учитель биологии высшей кв. категории МБОУ СОШ № 5 г. Татарска Никитенко Ольга Дмитриевна.
Цель урока - сформировать знания о строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих.
Задачи:
Образовательные:
- опираясь на знания учащихся о внутреннем строении ранее изученных животных Типа Хордовые, сформировать знания учащихся о внутреннем строении млекопитающих;
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности;
- формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;
- развивать навыки самообразования;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- совершенствовать умения работы с интерактивной доской.
Воспитательные:
- развивать умения общения друг с другом и учителем;
- продолжить формировать навыки самооценки.
- формировать коммуникативные качества, ответственность не только за собственные знания, умения, навыки, но и за знания, учебные успехи каждого учащегося группы.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: скелет кролика, модель головного мозга млекопитающих, компьютер,SMARТ доска, флеш анимация; ЭОР с сайта http://fcior.edu.ru/; ЦОРы http://school-collection.edu.ru/, http://biouroki.ru/test/74.html.
Учебник - Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013 - 304с.: ил.
План урока
I. Организационный момент. 1. Мотивация учащихся. 2. Совместная формулировка темы и цели урока. II. Входной контроль. III. Этап получения и первичного закрепления новых знаний. IV. Этап закрепления новых знаний. 1. Выходной контроль. 2. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание. VII. Рефлексия. Оцени свое настроение.
Ход урока
I. Организационный этап.
1. Мотивация учащихся.
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
2. Совместная формулировка темы и цели урока.
Учитель:
– Ребята, на прошлом уроке, что мы с вами изучали?
- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня, исходя из изучения других классов животных, которые мы рассматривали в определенной последовательности? ( ребята отвечают).
- Давайте сформулируем цели и задачи , которые мы должны осуществить сегодня на уроке.
Страница 2. Открыть «шторку». Страница 3.
II. Входной контроль. Работа с интерактивной доской.
(На столах учащихся лежат оценочные листы.
Учащиеся проставляют полученные в ходе урока баллы. Приложение1).
1. Из каких отделов состоит тело собаки? Страница 4. (Голова, шея ,туловище, хвост, конечности)
2. В чём преимущество расположения конечностей собаки по сравнению с ящерицей? Страница 5. (У собаки конечности расположены под туловищем, а у ящерицы по бокам. Тело собаки поднято высоко над землёй, это не затрудняет передвижение.)
3. Пройти тест. Страница 6.
4. Каковы особенности внешнего строения органов зрения у млекопитающих? Страница 7.Пользуясь лупой учащиеся проверяют правильность ответа. (Глаза защищены подвижными веками, по наружным краям которых находятся ресницы, третье веко рудиментарно, слёзные железы.
5. Из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих? Скелет кошки (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой) (Используя натуральный скелет кошки).
6. Сколько позвонков в шейном отделе у млекопитающих? Страница8. ( Семь.)
III. Получение и первичное закрепление новых знаний.
Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание. (Приложение №2).
Предварительно просматривается Страница 9 «Особенности внутреннего строения Млекопитающих.
Работа в группах
1 группа – Изучение особенностей строения пищеварительной и выделительной систем.
2 группа – Изучение особенностей строения дыхательной и кровеносной систем.
3 группа – Изучение особенностей строения нервной системы, органов чувств и поведения млекопитающих.
Каждая группа готовит краткое сообщение по заданной теме, используя Страницы 10-14.
После самостоятельной работы с доской, интернет ресурсами и текстом на столах по заданиям, учащиеся сообщают полученную информацию классу и заносят данные по системам органов в таблицу. Шторка Страница15.
Таблица «Особенности внутреннего строения млекопитающих».
Название системы органов | Особенности строения |
Пищеварительная | Рот, окруженный губами, язык, дифференцированные зубы, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок у большинства однокамерный, кишечник состоит из тонкой, толстой и прямой кишок, вместо клоаки анальное отверстие. |
Выделительная | Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу. |
Кровеносная | 2 круга кровообращения, четырёхкамерное сердце. Теплокровность. |
Дыхательная | Носовая полость, носоглотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, лёгкие имеют альвеолярное строение. |
Нервная | Хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины. Сложное поведение. |
Органы чувств | Наиболее развиты обоняние, слух, зрение. |
Физминутка .
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
Руки кверху поднимаем, а потом их отпускаем. А потом их развернем и к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.
III. Этап закрепления полученных знаний.
Подберите ключевое слово. Страница 16
Выберите изображение и определите систему органов .Страница 17.
Подберите описание к ключевому слову. Страница 18.
Распределите органы по системам органов. Страница 19.
Выполните тест по внутреннему строению млекопитающих. Страница 20.
Итог урока. Назовите изученные сегодня внутренние органы млекопитающих. Страница 21
Давайте решим кроссворд. Страница 22.
Самооценка учащихся на оценочных листах.
V. Страница 23.Домашнее задание: учебник п. 53. Выучить таблицу «Внутреннее строение млекопитающих» в тетради. Приготовить сообщения по темам «Размножение сумчатых млекопитающих», «Размножение плацентарных млекопитающих», «Размножение яйцекладущих млекопитающих».
VII. Рефлексия. Оцени свое настроение. Страница 24
Список литературы:
Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).
В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008
2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
. Руководство для преподавателей по использованию программ «Hot Potatoes v 6.0»/Авт.-сост. Л. Г. Макаревич. Областной центр информационных технологий, Новосибирск, 2007 г., 70 стр.
3. Зенкина, С.В. Организация профессиональной деятельности учителя в новой информационно-образовательной среде // С.В. Зенкина, О. П. Панкратова. Информатика и образование. 2009. №5. С. 123-125.
. Голодов Е.А., Гроцкая И.В., Бельченко В.Е. Интерактивная доска в школе. Волгоград: Учитель. CD/ 2011, Формат: pdf. Размер: 11 Мб
Интернет – ресурсы:
1. Видеолекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования»
Автор Дронов Виктор Павлович, директор по развитию издательства "Просвещение", доктор географических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
http://rutube.ru/tracks/3651116.html?v=80afdd75cf0f850d08ce310e89dfbab9
2. http://www.edu54.ru/node/31015 ИД&Я - Интерактивная доска и Я.
Сообщество Новосибирской открытой образовательной сети (НООС) педагогов и методистов, желающих совершенствовать интерактивные технологии. Руководитель – Журова С.В.
3. www.fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов
4. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных
Ресурсов.
6