kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные".

Прорамма Сонина Н.И., концентрическая.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные".»

Тема: Тип Хордовых. Подтип Бесчерепные.

Цель: расширить знания учащихся о многообразии животного мира за счет раскрытия особенностей строения и жизнедеятельности хордовых, их классификации, а также ознакомления с бесчерепными как низко организованными животными этого типа; продолжить формирование умений узнавать изученных хордовых, выделять особенности организации, отличающие их от животных других типов.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Ответственное отношение к обучению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Метапредметные: Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Предметные: Выделять характерные признаки Хордовых. Знать особенности строения, жизнедеятельности Подтипа Бесчерепные, их классификацию.

Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации иглокожих, их роли в природе и практическом значении. (Рассказ учащихся или беседа по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений сравнивать, делать выводы. (Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по заданиям из рубрик «Выберите правильный ответ» или «Какие утверждения верны?».)

3. Изучение нового материала:

К типу Хордовые относятся животные, имеющие внутренний осевой скелет – хорду или позвоночный столб. Хордовые животные достигли в процессе эволюции наибольшего, по сравнению с остальными типами, уровня организации и расцвета. Они живут во всех областях земного шара и занимают все среды обитания.

Хордовые – это двусторонне-симметричные животные, имеющие вторичную полость тела и вторичный рот.

У хордовых наблюдается общий план строения и расположения внутренних органов:

– нервная трубка расположена над осевым скелетом;

– под ней расположена хорда;

– под хордой находится пищеварительный тракт;

– под пищеварительным трактом – сердце.

В типе Хордовые различают два подтипа – Бесчерепные и Позвоночные. К бесчерепным относится ланцетник . Все остальные известные сегодня хордовые животные, рассматриваемые в школьном курсе биологии, относятся к подтипу Позвоночные.

В подтип Позвоночные входят следующие классы животных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Общая характеристика хордовых. Кожные покровы позвоночных предохраняют организм от механических повреждений и других воздействий внешней среды. Кожа участвует в газообмене и выведении продуктов распада.

Производными кожи являются волосы, когти, ногти, перья, копыта, чешуя, рога, иглы и др. В эпидермисе развиваются сальные и потовые железы.

Скелет , представителей типа хордовых может быть со– единительно-тканным, хрящевым и костным. У бесчерепных – соединительно-тканный скелет. У позвоночных – хрящевой, костно-хрящевой и костный.

Мускулатура – делится на поперечно-полосатую и гладкую. Поперечно-полосатые мышцы называются скелетными. Гладкая мускулатура образует мышечную систему челюстного аппарата, кишечника, желудка и других внутренних органов. Скелетная мускулатура сегментирована, хотя меньше чем у низших позвоночных. Гладкая мускулатура не имеет сегментации.

Пищеварительная система представлена ротовой полостью, глоткой, всегда связанной с органами дыхания, пищеводом, желудком, тонким и толстым кишечником, пищеварительными железами – печенью и поджелудочной железой, которые развиваются из стенки переднего отдела кишечника. В процессе эволюции хордовых длина пищеварительного тракта увеличивается, он становится более дифференцированным на отделы.

Дыхательная система образована жабрами (у рыб, личинок амфибий) или легкими (у наземных позвоночных). Дополнительным органом дыхания у многих служит кожа. Жаберный аппарат сообщается с глоткой. У рыб и некоторых других животных он образован жаберными дугами, на которых расположены жаберные лепестки.

Легкие в ходе эмбрионального развития формируются из выростов кишечника и имеют энтодермальное происхождение.

Кровеносная система замкнутая. Сердце состоит из двух, трех или четырех камер. Кровь поступает в предсердия, а направляется в кровеносное русло желудочками. Кругов кровообращения один (у рыб и личинок земноводных) или два (у всех остальных классов). Сердце рыб, личинок амфибий – двухкамерное. У взрослых амфибий и рептилий сердце трехкамерное. Однако у рептилий появляется неполная межжелудочковая перегородка. Рыбы, амфибии и пресмыкающиеся холоднокровные животные. У птиц и млекопитающих четырехкамерное сердце. Это теплокровные животные.

Кровеносные сосуды делятся на артерии, вены и капилляры.

Нервная система эктодермального происхождения. Закладывается в виде полой трубки на спинной стороне зародыша. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом. Периферическая нервная система образована черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами и взаимосвязанными нервными узлами, лежащими вдоль позвоночного столба. Спинной мозг представляет собой длинный тяж, лежащий в спинномозговом канале. От спинного мозга отходят спинномозговые нервы.

Органы чувств хорошо развиты. У первичноводных животных есть органы боковой линии , воспринимающие давление, направление движения, скорость течения воды.

Органы выделения у всех позвоночных представлены почками. Строение и механизм функционирования почек изменяется в процессе эволюции.

Органы размножения. Позвоночные раздельнополы. Половые железы парные и развиваются из мезодермы. Половые протоки связаны с выделительными органами.

4. Закрепление знаний об особенностях организации ракообразных. (вопросы учебника)

5. Итог урока, рефлексия.

6. Задание на дом: изучить раздел I темы «Тип Хордовые», знать общую характеристику хордовых, приведенную на с. 130.



Тема: Надкласс Рыбы. Лабораторная работа №10 Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

Цель: расширить знания школьников о животных, раскрыв особенности организации рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов; продолжить формирование умений узнавать изученных хордовых, обосновывать особенности их строения, связанные со средой обитания.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

Метапредметные: Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Предметные: Знание особенностей строения и жизнедеятельности рыб.

Оборудование: живые аквариумные рыбки, скелет костистой рыбы, таблицы, рисунки с изображением многообразия рыб, особенностей внутреннего строения.

Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Проверка знаний и умений об особенностях организации хордовых, их классификации, строении и жизнедеятельности бесчерепных и личиночно-хордовых. (Рассказ учащихся по следующим вопросам.

  • Каковы особенности организации хордовых, отличающие их от животных других типов?

  • Назовите основные группы типа хордовых и укажите, на основании каких признаков они выделены.

  • Каковы особенности организации бесчерепных как низших хордовых животных?

  • Почему оболочники относятся к типу хордовых?

  • Чем отличаются позвоночные от других групп хордовых?

3. Изучение нового материала

1. Общие сведения о рыбах как водных позвоночных животных: среда обитания, общее число известных видов, покровы, жабры – органы дыхания, развитие в водной среде.
2. Классификация рыб. Основные классы: хрящевые и костные рыбы. Многообразие хрящевых рыб. Подклассы костных рыб: лучеперые, кистеперые, хрящекостные и двоякодышащие.
3. Особенности внешнего строения, опорно-двигательной системы рыб на примере представителей класса костных рыб, подкласса лучеперых. (беседа, демонстрация таблицы; лабораторная работа «Изучение внешнего строения и передвижения рыб».)

Тема: Выявление особенностей внешнего строения рыб и передвижения рыб.

Цель работы: Выявить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни. Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Ход работы:

1. Рассмотрите рыбу, плавающую в аквариуме (видеофрагмент). Определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет расположение чешуи для жизни рыбы в воде.

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост. Установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6. Найдите у рассматриваемой рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за работой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

4. Особенности строения нервной системы (отделы головного мозга, спинного мозга и отходящие от них нервы), ее расположение. Органы чувств и их роль в жизни рыб. Безусловные и условные рефлексы – основа поведения рыб.
5. Питание и особенности пищеварительной системы рыб (органы пищеварения и их функции). Значение питания в обмене веществ рыб. Плавательный пузырь и его гидростатическая роль, обеспечивающая свободное перемещение рыб в водной среде.
6. Особенности строения дыхательной и кровеносной систем, связанные с их функциями.
7. Выделительная система, особенности строения, расположения и функции.
8. Органы размножения самки (парные яичники), самца (парные семенники), особенности строения икринок, наружного оплодотворения большинства видов рыб.

4. Закрепление знаний об особенностях организации ракообразных (вопросы учебника).

5. Задание на дом: изучить тему «Надкласс рыб» и ответить на вопросы 1–8 из рубрики «Проверьте свои знания», по желанию выполнить задание из рубрики «Подумайте».

Рыбы появились в силуре – девоне от бесчелюстных предков. Насчитывают около 20000 видов. Современные рыбы делятся на два класса – Хрящевые и Костные . К хрящевым рыбам относятся акулы и скаты, характеризующиеся хрящевым скелетом, наличием жаберных щелей, отсутствием плавательного пузыря. К костным рыбам относятся животные, имеющие костную чешую, костный скелет, жаберные щели, прикрытые жаберной крышкой. Появление рыб обусловлено следующими ароморфозами :

возникновением хрящевого или костного позвоночника и черепа, прикрывающего спинной и головной мозг со всех сторон;

появлением челюстей;

появлением парных конечностей – брюшных и грудных плавников.


Все рыбы живут в воде, имеют обтекаемую форму тела, разделенного на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств – зрения, обоняния, слуха, вкуса, органы боковой линии, равновесия. Кожа двухслойная, тонкая, слизистая, покрытая чешуей. Мышцы почти не дифференцированы, за исключением мышц челюстей и мышц, прикрепляющихся к жаберным крышкам костных рыб.


Пищеварительная система хорошо дифференцирована на отделы. Есть печень с желчным пузырем и поджелудочная железа. У многих развиты зубы.


Органами дыхания рыб являются жабры, а у двоякодышащих – жабры и легкие. Дополнительную функцию дыхания выполняет плавательный пузырь у костных рыб. Он же выполняет гидростатическую функцию.


Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце состоит из предсердия и желудочка. Венозная кровь от сердца по приносящим жаберным артериям поступает в жабры, где происходит насыщение крови кислородом. Артериальная кровь по выносящим жаберным артериям поступают в спинную аорту, снабжающую кровью внутренние органы. У рыб существует воротная система печени и почек, обеспечивающая очистку крови от вредных веществ. Рыбы холоднокровные животные.


Выделительная система представлена лентовидными первичными почками. Моча поступает по мочеточникам в мочевой пузырь. У самцов мочеточник является и семявыносящим протоком. У самок существует самостоятельное выделительное отверстие.


Половые железы представлены парными семенниками у самцов и яичниками у самок. У многих рыб выражен половой диморфизм. Самцы ярче самок привлекают их своим видом, брачными танцами.


В нервной системе следует отметить развитие промежуточного и среднего мозга. У большинства рыб хорошо развит мозжечок, отвечающий за координацию движений и сохранение равновесия. Передний мозг развит слабее, чем у вышестоящих классов животных.

Глаза имеют плоскую роговицу, шарообразный хрусталик. Век нет. Органы слуха представлены внутренним ухом – перепончатым лабиринтом. Полукружных каналов три. В них находятся известковые камешки. Рыбы издают и улавливают звуки. Органы осязания представлены чувствительными клетками, разбросанными по всему телу. Боковая линия воспринимает направление течения и давление воды, наличие препятствий, звуковые колебания. Вкусовые клетки находятся в ротовой полости.



Тема: Многообразие рыб.

Цель: раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к местам обитания, роль в природе и практическое значение; совершенствовать умения узнавать изученных рыб, обосновывать черты приспособленности к жизни в водной среде.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Метапредметные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение воспринимать информацию на слух, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем.

Предметные: Знать особенности организации рыб, об усложнение животных в процессе эволюции.

Оборудование: таблицы, рисунки из учебника и других книг с изображением морских и пресноводных рыб, презентация.

Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации рыб на примере костных рыб. (Беседа по вопросам 1–8 из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Сколько интересного вы узнали о рыбах на предыдущих уроках, из дополнительной литературы! А сможете ли вы ответить на следующие вопросы?

1. Почему трудно держать в руках живую рыбу? (Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.)

2. Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия? (У рыб есть особый орган чувства – боковая линия.)

3. Почему не тонут акулы, хотя у них нет плавательного пузыря? (Плавучесть тела акулы достигается за счет накопления, в первую очередь в печени, больших запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул масса печени достигает 25% общей массы тела, тогда как у костных рыб – всего лишь 1–8%.)

4. Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок? (Для них не характерна забота о потомстве, они бросают икру «на произвол судьбы» – большая часть икринок и мальков поедается хищниками.)

5. У кого длиннее пищеварительная система: у щуки или толстолобика? (У толстолобика; длина кишечника зависит от характера пищи: у хищных рыб он значительно короче, чем у растительноядных.)

6. Что это за отдел головного мозга (на модели демонстрируется мозжечок), и почему у рыб он отличается достаточно большими размерами? (Мозжечок. Он управляет координацией движений и равновесием животного, что особенно важно в водной среде.)

3. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о классификации надкласса рыб, основных классах хрящевых и костных рыб, их многообразии. (Беседа с использованием рисунков учебника)
2. Класс Хрящевые рыбы, особенности организации как наиболее древних позвоночных: своеобразный чешуйчатый покров, парные плавники, хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, плавательного пузыря и др. Акулы и скаты – основные представители хрящевых рыб, многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания.

3. Класс Костные рыбы, многообразие видов. Характерные признаки организации, отличающие их от хрящевых рыб, основные группы: хрящекостные, двоякодышащие, кистеперые, костистые рыбы.
4. Особенности строения, жизнедеятельности хрящевых рыб, многообразие видов (тигровая, белая, гигантская и китовая акулы, скат хвостокол, электрический скат и др.), черты приспособленности к питанию, передвижению. Роль в морских биоценозах.
5. Двоякодышащие рыбы – одна из древних групп пресноводных рыб, распространение, характерные признаки: наличие жабр, «легких», в основном хрящевой скелет, наличие хорды, черты приспособленности к переживанию жаркого сезона года.
6. Кистеперые рыбы, особенности организации на примере латимерии: распространение, места обитания, питание, наличие хорды, позвонки зачаточные, хрящевой череп, сходство строения скелета плавников со строением конечностей наземных позвоночных.
7. Лучеперые рыбы, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие видов, роль в биоценозах пресных и морских водоемов и практическое значение.

Значение рыб в жизни человека (презентация)

Примерно 20 тыс. видов рыб населяют воды нашей планеты. Из них около одной десятой доли составляют промысловые рыбы. Они дают много ценных продуктов: пищу, лекарства, корм для домашних животных, удобрения для полей, технические жиры и сырье для легкой промышленности. Различают пресноводных, проходных и морских промысловых рыб.

Пресноводные рыбы проводят всю свою жизнь в реках, прудах и озерах. Они составляют около 11% всего мирового улова. Наибольшее значение имеют карповые, окуневые и сомовые рыбы. Самые крупные речные рыбы: китайский псефурус - до 7 м длины и амурская калуга (из осетровых), достигающая 5,6 м длины и свыше 1000 кг; европейский сом - до 5 м длины и свыше 300 кг; южноамериканская арапаима - до 4,6 м длины и 200 кг. Некоторых пресноводных рыб разводят искусственно, например карпа, форель, тилапию, черного окуня, а также травоядных рыб - толстолобика и амура. Важнейшие пресноводные рыбы наших озер и рек - сазан, карась, лещ, плотва, окунь, сом, щука.

Проходные и полупроходные рыбы откармливаются и растут в море, а размножаются в реках. Проходные рыбы совершают дальние странствия от мест откорма к местам размножения в верховьях рек, длиной до нескольких тысяч километров; полупроходные обычно не выходят далеко в море и не поднимаются высоко в реки. Проходные рыбы особенно ценны и вкусны, так как в их теле накапливается много жира. Этот запас необходим рыбам на время долгого пути к нерестилищам. Проходные рыбы - это большинство лососей, сигов, осетровых, обитающих в северных или умеренных водах Европы, Азии и Америки; многие сельдевые, обитающие в водах Южной Европы, Южной Азии и в умеренных водах Америки и Северной Африки (например, сельдь-черноспинка, американская шед, азиатская гильза). Полупроходные рыбы - это несколько видов карповых, обитающих в умеренных водах Южной Европы и Азии (вобла, восточная красноперка, усач, чехонь и др.); из окуневых рыб - судак.

Рыболо́вство - добыча речных и морских рыб. Объектом рыболовства в тесном значении этого слова служит рыба. В более широком смысле к рыболовству относят вообще промысел водных низших и высших животных. Лов рыбы в промышленных целях производится для использования её в питании, а также для добычи рыбьего жира.

Имитация жемчуга. Во Франции и на Рейне имитация жемчуга служит предметом довольно значительного промысла. Из чешуи уклейки (Aliburnus lucidus) добывается так называемая жемчужная или восточная эссенция (Essence d’Orient), которая употребляется на подкраску искусственного жемчуга.

Она приготовляется следующим образом. Соскобленную (тупым ножом) чешую кладут в воду и мешают до тех пор, пока на чешуе вовсе не останется серебристой плевы, которая отделяется в виде небольших кристаллических пластинок и падает на дно сосуда. Затем вынимают все чешуйки, сливают воду, и на дне сосуда остаются эти кристаллы, смешанные с небольшим количеством воды – как бы голубовато-серебристая жидкость, которая и составляет «восточную эссенцию». Жидкость эта очищается от всех органических примесей, и в нее прибавляют (для связи) немного рыбьего клею. Затем делают маленькие стеклянные шарики синеватого цвета и в отверстие каждого осторожно, через тонкую трубочку (пипетку), впускают каплю эссенции, шарик несколько раз встряхивают, для крепости вливают в него воску, и жемчуг готов.


4. Обобщение и закрепление: вопросы учебника.

5. Итог урока, рефлексия.

6. Задание на дом: тема «Надкласс рыб», подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные".

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 13.05.2021

Номер свидетельства: 580385

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. "
    ["seo_title"] => string(50) "tip-khordovyie-podtip-bieschieriepnyie-lantsietnik"
    ["file_id"] => string(6) "162155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422330501"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок зоологии в 7 классе на тему:«Класс костные рыбы»"
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyiurokzoologhiiv7klassienatiemuklasskostnyieryby"
    ["file_id"] => string(6) "287778"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454523008"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства