7 сынып 38 саба?ы / урок 38 Дата:02.02.2015
Саба?ты? та?ырыбы: Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение.
Саба?ты? ма?саты: раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания; научить школьников отличать беспозвоночных и хордовых животных; отработать умения работать с текстом учебника.
Саба?ты? міндеттері:
- Сформировать знания у учащихся о представителе хордовых ланцетника, изучить его строение и место обитания, показать роль в природле и его практическое значение;
- Активизировать и развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью проблемного обучения; развивать творческие умения учащихся; развивать умение выделять главное из рассказа учителя, материала учебника и дополнительных материалов.
- воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы; воспитание устойчивого интереса к предмету биологии; воспитание бережного отношения к общественным насекомым путем обозначения их роли в природе и жизни человека.
Саба?ты? т?рі: комбинированный.
Саба?ты? ?дісі: наглядные, словесные, иллюстративные.
Саба?ты? барысы:
I. ?йымдастыру кезе?і
Приветствие учащихся, определие целей и задач урока.
II. ?й тапсырмасы тексеру
Индивидуальная письменная работа
(из конверта каждому ученику выдаются вопросы для письменного ответа (1 вопроса на учащегося)).
- Каковы особенности рабочей пчелы?
- Каков состав пленинной семьи, обязанности пчел?
- Как устроен муравейник, каковы их особенности и значение в природе?
- В чем особенности строения комнатной мухи и ее личинки, каковы их сходства и различия?
- Какие представители отряда двукрылых приносят пользу человеку и в чем она заключается?
- Каковы особенности внешнего строения представителей отряда Жесткокрылые?
- Какие предстовители отряда жесткокрылых являются вредителями сельского хозяйста, каковы меры борьбы с ними?
- Почему майского жука и паука- крестовика относят к разным классам,но одному типу?
- Каковы особенности строения и значение представителей отрядов Клопы и Равнокрылые?
- В чем сходство и различия строения и образа жизни бабочки и гусеницы? Какое значение имеют эти различия?
III. Жа?а саба?
Постановка проблемы.
- Как называется животное, занимающее промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными?
- Какие знания об этом животном привлекли к нему большое внимание со стороны ученых?
- Что значит занимать промежуточное положение?
Изучение новой темы.
- Каких животных называют беспозвоночными?
На доске под словом «Беспозвоночные животные» появляются фотографии или рисунки животных.
- Какие животные относятся к группе «позвоночные животные»? (учитель днмонстрирует скелеты этих животных).
- Что такое хорда? Какие животные ее имеют?
Организуется работа с учеебником параграф 36. По окончанию работы проводится беседа с учащимися. Учащиеся отмечают что неизвестное животное – это ланцетник.
Учитель раздает задания для самостятельной работы в группах.
Группа 1: Чем отличается ланцетник от всех остальных животных, имеющих внутренний скелет?
Группа 2: Какую более крупную группу образуют бесчерепные и позвоночные животные? Почему позвоночные относятся к хордовым?
Группа 3: Почему ланцетник – это низшее хордовое животное? В чем заключается примитивность его строения?
По окончанию учащиеся презентуют свои ответы.
IV. Саба?ты? бекету
Заполните пропуски в тексте.
Ланцетник относится к подтипу....Как иу всех предстовителей типа ..., центральная часть нервной системы расположена на ....стороне тела, над...
Под хордой расположена....система,передний отдел которой пронизан... щелями. Кровеносная система...типа, состоит из ...., брюшного и отходящих от них мелких... Функции сердца у ланцетников выполняют...Хорда выполняет роль....У одних она сохраняется в...., а у других только....
V. ?йге тапсырма беру: параграф 36, заполнить таблицу «Особенности строения ланцетника»,подчеркните в ней признаки, характерные для типа хордовых.
Системы органов
Особенности строения
1.Внутренний скелет
Хорда
2.Мышцы
В виде ленты расположены по бокам тела
3.Органы пищеварения
Рот, окруженный ресничками, глотка, печень, кишечник, анальное отверстие
4. Органы дыхания
Жаберные щели
5. Кровеносная система
Замкнутая, имеются спинной и брюшной сосуды, капилляры
6. Нервная система и органы чувст
Нервеная трубка, расположенная над хордой, светочувствительные и осязательные клетки