Просмотр содержимого документа
«Урок "Строение сердца человека"»
Воротынцева Н.В., учитель биологии,
КГУ СШ № 24, г.Петропавловск
Конспект урока
биологии в 8 классе по теме
«Строение сердца человека»
Дата урока: 26 января 2016 г.
Тип урока: урокизучения нового материала
Целевая аудитория: учащиеся 8-го класса
Цель урока:
Изучение особенностей строения сердца человека.
Задачи урока:
а) Образовательные:
Сформировать знания учащихся об особенностях строения сердца
Научить связывать особенности строения и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы
б) Развивающая:
Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
Прививать интерес к биологии через проведение лабораторных работ и работе с дополнительным материалом
Развивать творческие способности учащихся
в) Воспитательная:
Формирование бережного отношения к своему здоровью через осознание научно обоснованного отрицательного влияния вредных привычек человека на строение и функционирование сердца
Воспитание культуры общения при работе в группах
Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы:
Словесный
Наглядный
Исследовательский
Частично-поисковый
Практические: учебно-трудовые, тренировочные
Формы организации деятельности на уроке:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Оборудование:
Техническое:
ПК
Мультимедийный проектор
Принтер
Мультимедийная доска
Модели сердца человека
Электронная таблица «Строение сердца»
Программное:
Приложения Microsoft Office PowerPoint
Учебный комплект:
Основной учебник Биология. Человек. 8 класс
Разное:
Раздаточный материал (опорные конспекты, карточки – информаторы для выполнения лабораторной работы.)
Подготовительная работа:
Создание компьютерной презентации к уроку
Подготовка раздаточного материала
Формирование групп
Подготовка учеников – консультантов (отбор изучаемого материала, составление карточек – информаторов, работа с литературой)
Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности соблюдать и пропагандировать правила и нормы ЗОЖ.
План урока
Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. 1 мин
Цель: психологически настроить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Способ достижения: соблюдение санитарно-гигиенических требований, доброжелательная беседа.
Актуализация знаний учащихся. 5 мин
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащихся.
Способ достижения: фронтальный опрос – терминологическая разминка, проблемная ситуация.
Изучение нового материала.
Объяснение учителем материала по строению сердца человека. 10 мин
Работа в группах . 10 мин
Цель: изучение нового материала по теме, знакомство с новыми и отработка уже изученных понятий по теме «Кровеносная система»
Способ достижения: презентация, работа с раздаточным материалом, работа у доски с таблицами и опорными конспектами, материалом учебника.
Первичное закрепление знаний. 3 мин
Цель: закрепление полученной информации.
Способ достижения: работа у доски с электронной таблицей
Лабораторная работа 5 мин
Цель: соотнести физическую нагрузку на организм человека с функционированием сердца
Способ достижения: упражнения (состояние покоя, прыжки, приседания)
Закрепление и самопроверка знаний. 4 мин
Цель: закрепление полученных на уроке знаний, обобщение изученного материала.
Способ достижения: «Согласны ли вы с утверждениями»
Подведение итогов урока. Рефлексия. 5 мин
Цель: проверка степени и личной значимости усвоения нового.
Способ достижения: стратегия «телеграмма».
Информация о домашнем задании. 1 мин
Цель: закрепление полученных на уроке знаний, обобщение изученного.
Способ достижения: самостоятельная работа и с литературными источниками
Оценки за урок
Цель: оценить работу учащихся на уроке
Способ достижения: выставление оценок
ХОД УРОКА
Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. Проверяется подготовленность классного помещения и класса к уроку.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь встретились с вами на уроке биологии. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в группах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий. Договорились?
Актуализация знаний учащихся.
Терминологическая разминка (фронтальный опрос).
Учитель:
Перед изучением нового материала нам необходимо повторить термины и понятия по теме «Кровь человека». Для успешного изучения темы урока мы проведем терминологическую разминку, которая поможет нам успешно усвоить новый материал и поможет настроиться на хорошую работу.
Задание: На слайдах приготовлены задания, с которыми вам необходимо справиться.
слайды №1-14
Учитель:
Молодцы ребята, вы на хорошем уровне справились с заданием, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия.
Изучение нового материала.
* Введение в тему рока.
Учитель:
Строение и функционирование кровеносной системы невозможно изучать, не зная строение и функционирование самого главного органа кровеносной системы. А как он называется, вы мне ответите после того, как отгадаете загадку.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Строение сердца человека»".
- Как важно для организма человека сердце. Даже личностные качества человека мы часто называем, связывая их с сердцем.
Устное задание на размышление: ребята, какие слова мы говорим о качествах человека, используя в выражениях слово сердце?
Ответы учеников: сердечный друг, золотое сердце, неравнодушное сердце, каменное сердце, и др.
И это не случайно, ведь тем самым мы подчеркиваем его значимость и уникальность. И.П.Павлов сказал так о сердце: Сердце было и остается органом, который указывает на все состояние человека. Я бы назвал его органом чувств. Как не хотим мы скрыть свое волнение, чувство или тревогу, оно тонко укажет на наше субъективное состояние и всегда нас изобличит.
СТИХОТВОРЕНИЕ
Стихотворение Дмитрия Кедрина “Сердце”.
Девчину пытает казак у плетня:
“Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”
Девчина в ответ, заплетая косу:
“Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”
После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.
Цель урока: изучить строение сердца и кровеносных сосудов, определить факторы влияющие на здоровье сердца.
Изучать тему урока вы будете работая в группах
1 группа – Строение сердца
2 группа – кровеносные сосуды
3 группа – заболевания сердца
У каждой группы есть задание, правила работы в группах вы знаете.
Используя материал учебника, раздаточный материал оформите постер. Желаю вам творчества и радости от работы. Приступайте.
Защита постеров
Перед 1 группой
Перед 2 группой
Перед 3 группой
Наше сердце неутомимый мотор, благодаря своей функции снабжениях организма кислородом и питательными веществами обеспечивает нам жизнь. Сердце дается человеку один раз и навсегда, поэтому необходимо относиться к сердцу очень бережно. Давайте определим какие факторы бережно влияют на наше сердце, а какие его убивают (работа с постером).
Закрепление знаний.
Карточка «Строение сердца» на группу
Верно, неверно (взаимопроверка)
- Ребята мы закончили изучение нового материала, теперь необходимо проверить уровень его усвоения.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Телеграмма
- Ребята, настало время подвести итоги урока. Давайте каждая группа напишет своему сердцу короткую телеграмму
- А сейчас подведём итоги вашей работы в группах. Слово консультантам, поделитесь впечатлениями о работе в группе, есть ли ребята, которые сегодня наиболее активно работали на уроке и возможно заслужили поощрения в виде дополнительной оценки. - Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Каждый из вас заслуживает высокой оценки.
Информация о домашнем задании.
Задание: используя материал учебника и дополнительную литературу подготовиться к проверочной работе и найти ответ на проблемный вопрос «Объясните, почему человек может задержать дыхание, воздержаться от приема пищи, замереть и остаться без движения, но не может приказать нашему сердцу не биться, даже на несколько секунд».