Просмотр содержимого документа
«Урок "Размножение и развитие птиц".»
Тема: Размножение и развитие птиц.
Цель урока: Познакомить учащихся со строением яйца и процессом размножения птиц .
Воспитать бережное отношение к природе , к птицам в период гнездования . Развивать образное мышление , познавательную активность , память , коррекцию речи .
Оборудование: Плакаты , модель яйца ,словарь , рабочие тетради .
Организационный момент .
Подготовка учащихся к уроку
Проверка домашнего задания .
Беседы по вопросам .
. На какие две группы делятся все животные ?
. Какие классы животных мы изучили ?
. Какое значение имеет скелет для позвоночных животных ?
( Внутренняя опора тела , защита внутренних органов )
. Какой класс животных мы изучаем ?
Учитель : Эти животные живут повсюду . Они заселили леса , горы , степи , простые водоёмы , прибрежные части морей . Они не только украшение природы , но и без них не было бы растений .
Учащимся предлагается вспомнить ,какие приспособления к полёту и жизни на суше выработались у птиц :
а ) Тело покрыто перьями .
б ) Передние конечности видоизменены в крылья .
в ) Сросшийся позвоночник во всех отделах , кроме шейного .
г ) Образование « кости-киля » : - это место прикрепления мышц .
( Хорошо развиты грудные – летательные мышцы ,. Отсутствие челюстей с зубами и наличие лёгкого рогового клюва . )
д ) Двойное дыхание , при котором кровь насыщается кислородом на вдохе и выдохе .
е ) Постоянная температура тела +12 , зимой
Активны в течении всего года.
ё ) Хорошо развиты слух и зрение .
ж ) Быстро идёт обмен веществ . Лучше развиты такие системы как : нервная , кровеносная , пищеварительная и т. д .
Все эти черты дают нам основание сделать вывод , что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня развития , по сравнению с пресмыкающимися . Оказывается это не все черты . Для этого мы должны повторить тему : « Особенности внутреннего строения птиц «
Беседа : Какие органы пищеварения имеются у птиц ?
Какие изменения с пищей происходят в желудке ?
Где и как у птиц происходит измельчение пищи ?
Под влиянием каких пищеварительных соков происходит переваривание пищи в кишечнике ?
Почему дыхание птиц называют двойным дыханием ?
Чем сердце птицы отличается от сердца пресмыкающихся ?
В каких органах кровь освобождается от вредных веществ ?
Учитель : Наша задача сегодня на уроке получить представление об особенностях строения половой системы птиц , формировании и строении яйца , развитии зародыша и типы развития птенцов . И как птицы заботятся о птенцах .
Объяснение новой темы
- Какие выделяют группы птиц по образу жизни ?
Осёдлые : - это птицы , которые живут в течении всего года , в одной и той же местности и сезонных перемещений у них не бывает . В конце лета некоторые из них делают запасы . ( Голуби , воробьи , синицы , сойки , галки , вороны . ).
Кочующие : - Это птицы , соединяясь в небольшие стайки , постепенно откочёвывают к югу , не имея постоянных мест зимовок . ( Свиристели , совы , дятлы , поползни , корольки , снегири , грачи . ) .
Перелётные : - В конце лета или в начале осени , в связи с уменьшением пищи , улетают на зиму в тёплые края , где проводят зиму . А весной возвращаются в тёплые края . ( Соловьи , иволги , стрижи , ласточки , гуси , утки , журавли . ).
Дети распределяют птиц по группам на магнитной доске .
Учитель : Где бы ни проводили зиму птицы , весной они своими определёнными перелётными путями возвращаются обратно , к своим местам гнездования . Что бы отложить яйца , вывести и вырастить своё потомство .
Птицы раздельнополы , их органы размножения расположены внутри полости тела . Яйца развиваются не все сразу , а по одному .
Самки откладывают яйца , которые образуются в яичнике ( один яичник ) , яйцевод , клоока . У самца два семенника и два семяпровода . Яичник напоминает маленькую гроздь винограда . Каждый пузырёк заключает в себе яйцевую клетку . Созревая она увеличивается в размерах , в ней накапливаются питательные вещества и она превращается в желток будущего яйца . Оболочка пузырька разрывается и яйцеклетка выходит из яичника в яйцевод , где происходит оплодотворение ( внутреннее ), начинается развитие зародыша , а вокруг желтка формируется толстая оболочка из белка . Пет вырабатывается особыми железами в стенках яйцевода . Двигаясь по яйцеводу формируются оболочки и скорлупа . Путь формирования яйца до откладки около суток . ( После оплодотворения , яйцо содержащее зародыш продвигается по яйцеводу и покрывается известковой скорлупой , защищающей зародыш . Желток – запас питательных веществ для развития зародыша .).
1.Рассмотрим яйца с помощью макета .
2 . Что находится внутри яйца . ( Осторожно выпустив на блюдце сырое куриное яйцо. Найдите на желтке и в белке .).
Почему желток внутри свежего яйца не смешивается с белком .
(Иголкой прокалите желток )
Чем объяснить , что теперь он начинает растекаться ?
( Возьмите в руки скорлупу яйца . Найти подскорлуповую оболочку .).
(Дети находят белок , желток , зародыш ,канатики .).
Почему желток внутри свежего яйца не смешивается с белком ?
3. Значение оболочек . Воздушная камера ( которая на варёном яйце ) .
Опыт : Обнаружение пор в тупой и острой части скорлупы , налив до половины чёрной туши , разбавленной водой .
Почему в тупой части скорлупы образуется больше пор , чем в острой ?
Воздушная камера необходима для развития и дыхания зародыша . ( Оболочка защищает зародыша от проникновения микробов ) .
Какие части служат запасом пищи и воды развивающемуся зародышу ?
Для развития нужны не только питательные вещества , но и кислород и тепло . Поэтому перед откладкой большинство птиц строят гнёзда .
Вот почему птицы спешат на Родину . С их прилётом оживает природа . Пение птиц – это не просто забава , это сигнал другим птицам о том , что участок уже занят , здесь есть хозяин , здесь они кормятся , строят гнёзда . ( Трели дятла , пение скворца , жаворонка , соловья ) .
Птицы высокоорганизованные организмы . Это отмечается особо в период их размножения . Когда они образуют пары , ухаживают друг за другом в брачный период и готовятся к развитию потомства .
Чтение по книге
Спрашивает грач у коростеля :
- Коростель , ты чего запоздал , из тёплых краёв так поздно прилетел ?
- А ждал , когда мой дом подрастёт .
- Как это – дом подрастёт ?
- Ты на дереве грач живёшь , тебе не понять .
- Где же находится дом коростели и почему он должен подрасти ?
На земле почти 9-ть тысяч видов птиц , а в нашей стране 700 видов. Все они строят гнёзда , откладывают яйца .Строят самка и самец ,часто работают вместе .
4 . Где и из чего строят гнёзда птицы ?
Дополнения учителя : ( Показ гнезда , рисунков , наглядностей . На земле строят жаворонок , соловей . ).
- Какое значение имеет гнездо при выведении яиц ? ( чтение стр 103 ) .
Дополнительные рассказы : Забота о потомстве ( стр 158 стар зоология ) . Кормит чучело птенца . ( планы ) .
Закрепление нового материала .
1 . Работа с рабочей тетрадью .
2 . Какие правила поведения в природе необходимо соблюдать ? ( плакат )
. Как следует себя вести , если вы обнаружили гнездо ? Почему ?
Дрозды в первых числах мая приступают к строительству гнёзд . Они болезненно относятся к появлению человека и могут бросить гнездо с яйцами . Построят новое гнездо , но в другом месте и отложат яиц меньше .
Дополнительное чтение : « Мастера без топора.» ( стр 140 )
1 . Не лови и не уноси домой здоровых птенцов . Их родители рядом , хотя и не показываются тебе на глаза . Они сами позаботятся о своём потомстве .
2. Если у тебя есть собака , не бери её с собой в лес весной и в начале лета . Она легко может поймать плохо летающих птенцов .
3 . Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы , не бери в руки яйца или птенцов , сразу же уходи . Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо .