kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока Размножение птиц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Размножение и развитие птиц. 7 класс

Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц
Задачи:

-продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;

-познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;

-познакомить учащихся со строением яиц птиц ;познакомить с типами развития птенцов

Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.
Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки). свежие куриные яйца; муляж «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.
                                                           ХОД УРОКА
I. Организация класса.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Размножение птиц»

Тема урока: Размножение птиц 7 класс

Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц
Задачи:

-продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;

-познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;

-познакомить учащихся со строением яиц птиц ;познакомить с типами развития птенцов

Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.
Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки). свежие куриные яйца; муляж «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.

Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.

Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.

Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!

Вы уже наверное догадались, что сегодня мы поведём разговор о размножении, о развитии птиц.
Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.
Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц

Давайте друг другу улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку.
Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

Из каких периодов состоит годовой цикл птицы? ( составить схему последовательности годового цикла птицы)

1.Прилет птиц.

2. Время прилета..
3. Образование пар

4. Гнездостроение:
-место постройки гнезд;
-строительный материал;
-типы птичьих гнезд;

Посмотрите, пожалуйста, на гнезда разных птиц (фотографии). Сравните их (найдите различия и общие черты).

5. 0ткладка яиц.
6. Выведение птенцов

7. Забота о потомстве:
-кормление птенцов родителями; уход за ними; охрана гнездований;
-забота о птенцах после их вылета из гнезда.


III. Изучение нового материала.
Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы.
Задание 1 : Насиживание
Используя текст составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:

Что такое процесс насиживания?

Кто осуществляет насиживание?

Какие приспособления есть у птицы (или она использует) для насиживания?

Как долго длиться насиживание? С чем это связано?

Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?


Текст к заданию к заданию №1 Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 - +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.

Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема.
     Насиживание. В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса.
Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие - после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.

Задание 2. Лабораторная работа: Изучение строения яйца.
Цель работы: изучить строение куриного яйца.
Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы.
Ход работы:

1. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.

2. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Белок является источником воды для эмбриона. Он содержит 85-90% воды. Вода запасается с избытком, т.к. через поры она испаряется. Но благодаря потерям воды расширяется воздушная камера, которая накапливает в себе воздух. Этим воздухом птенец впервые наполнит свои легкие, после того как прорвет подскорлуповую оболочку.

Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.

3. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии.
4. Зарисовать строение яйца в тетрадь

Ответьте на вопросы

Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
2. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
3. Каково значение оболочек яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).


Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.

Зародыш вскрывает яйцо яйцевым зубом
Задание № 3 :
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив и выполнив следующие задания


-На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?

-После вылупления из яиц птенцы
В таблицу внесите номера правильных ответов:

ПТЕНЦОВЫЕ ПТЕНЦЫ

ВЫВОДКОВЫЕ ПТЕНЦЫ



А) голые или слабо опушенные;

Б)покрытые пухом;

В)слепые;

Г)зрячие;

Д)через небольшой промежуток времени могут двигаться;

Е)долго остаются беспомощными;

Ж)находят корм сами;

З)родители выкармливают птенцов.


Текст к заданию №3. По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.

У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.

У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается.
Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.
     Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать.
      Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.
     Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.


IV. Закрепление изученного.

Давайте попробуем сделать выводы по полученным результатам.

1.Закончите предложение
Итак, начало размножения птиц – весна.

Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар.

Сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона -. Яйцо птицы

Птенцы бывают двух типов: выводковые (одетые пухом, зрячие, самостоятельные) и гнездовые (слепые, глухие, беспомощные).

Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. (5 минут)
2. А теперь попытайтесь ответить на мои вопросы:

  • Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?

  • Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?

  • Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?

  • Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?

  • Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце такое положение?

  • Вы решили сделать дома инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкубатор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-22 суток), а цыплята не выводятся. Посмотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие условия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?

  • Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, бо­гатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце не­обходимы определенная влажность, тепло, кислород и питательные вещества; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов.

3. Тест.

1.     От заражения зародыша бактериями защищает:

а)    белок; б) надскорлуповая оболочка;  в)  скорлупа.; г) воздушная камера; д) желток.

2.     Птица, относящаяся к выводковым:

а)       жаворонок;               б) тетерев;     в) синица; г) лебедь; д) воробей

3.      Яйца птиц насиживаются при температуре:

а)       32-35 °С;                 б) 39-40 °С;     в) 36-37 °С. Г) нет верного ответа

4.         У птиц яйцо

а)         не имеет оболочки; б)         покрыто кожистой оболочкой;

в)         покрыто известковой скорлупой; г)         не окрашено.

5. Начало размножения птиц

А) весна; б) лето; в) осень; г) зима.; д) утро.

6. Птица, относящаяся к птенцовым:

а)     воробей;               б) тетерев;     в) беркут; г) лебедь; д) глухарь.

7. В центре яйца находится

А) белок; б) желток; в) ядро; г) халазы; д) воздушная камера

8. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?

а) из яичного белка; б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца; г) из внешней среды; д) из организма матери.

9. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

а) свет; б) температура; в) кислород; г) питательные вещества.

Д) все ответы верны

1.в; 2. б,г 3.б; 4.в; 5.а; 6.а,б; 7.б; 8.в.9.б,в,г.

Критерии оценки теста №1:



Количество

правильных

ответов

Уровень

Оценка

Комментарии

13

Очень высокий

5

Так держать!

12

Высокий

Ошибка есть

11-10

средний

4

Еще чуть-чуть и будет «5»

9-8

низкий

3

Будьте внимательнее

7

Очень низкий

2

И о чем Вы думаете на уроке?


V. Домашнее задание.

§ 47 стр. 217 – 219; § 48 стр. 223, 224.

Сообщения : «Надотряд Пингвины». «Надотряд Страусовые « «Надотряд Типичные птицы»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема урока Размножение птиц

Автор: Безносенко Татьяна Викторовна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Тема урока Размножение и развитие птиц"
    ["seo_title"] => string(39) "tiemaurokarazmnozhieniieirazvitiieptits"
    ["file_id"] => string(6) "288825"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454680397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока на тему "Половое размножение. Развитие половых клеток" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-na-tiemu-polovoie-razmnozhieniie-razvitiie-polovykh-klietok"
    ["file_id"] => string(6) "185828"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426244438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема урока:"Размножение и развитие птиц" "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-uroka-razmnozhieniie-i-razvitiie-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "192395"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427456245"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Размножение и развитие птиц." "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-razmnozhieniie-i-razvitiie-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "216394"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432969392"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок познания мира во 2 классе Тема: «Размножение птиц»"
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi_urok_poznaniia_mira_vo_2_klassie_tiema_razmnozhieniie_ptits"
    ["file_id"] => string(6) "415499"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494841762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства