Просмотр содержимого документа
«Тема урока Размножение птиц»
Тема урока: Размножение птиц 7 класс
Цель: Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц Задачи:
-продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение;
-познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц;
-познакомить учащихся со строением яиц птиц ;познакомить с типами развития птенцов
Тип урока: комбинированный. Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц. Оборудование: лабораторное оборудование (чашки Петри, препаровальные иглы, салфетки). свежие куриные яйца; муляж «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии. ХОД УРОКА I. Организация класса.
Громким криком встречает скворчиха Материнское счастье свое: Из скворечницы выбрался тихо Ненаглядный питомец ее.
Вот он пискнул, храбрец желторотый, Словно с вышки нырнул в пустоту, И, наверно, от чувства полета У него пересохло во рту.
Пусть мелькнет быстротечное лето, Вспыхнет осень, придут холода, Пусть придется увидеть полсвета, - Все равно ты вернешься сюда!
Вы уже наверное догадались, что сегодня мы поведём разговор о размножении, о развитии птиц. Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”. Цель нашего урока: Познакомиться с особенностями размножения и индивидуального развития птиц
Давайте друг другу улыбнемся, заранее поблагодарив за поддержку. Тема у нас с вами выбрана, давайте вспомним, что мы по этой теме знаем.
II. Проверка знаний, умений и навыков.
Из каких периодов состоит годовой цикл птицы? ( составить схему последовательности годового цикла птицы)
1.Прилет птиц.
2. Время прилета.. 3. Образование пар
4. Гнездостроение: -место постройки гнезд; -строительный материал; -типы птичьих гнезд;
Посмотрите, пожалуйста, на гнезда разных птиц (фотографии). Сравните их (найдите различия и общие черты).
5. 0ткладка яиц. 6. Выведение птенцов
7. Забота о потомстве: -кормление птенцов родителями; уход за ними; охрана гнездований; -забота о птенцах после их вылета из гнезда.
III. Изучение нового материала. Скажите, пожалуйста, что такое, в вашем понимании, яйцо птицы. Задание 1 : Насиживание Используя текст составьте рассказ, ответив на следующие вопросы:
Что такое процесс насиживания?
Кто осуществляет насиживание?
Какие приспособления есть у птицы (или она использует) для насиживания?
Как долго длиться насиживание? С чем это связано?
Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?
Текст к заданию к заданию №1 Чтобы ускорить развитие потомства и тем самым максимально сократить период, когда оно наиболее уязвимо, птицы приспособились использовать тепло собственного тела и стали обогревать отложенные яйца. Наседка является настолько активным генератором тепла, что его хватает для поддержания температуры в диапазоне +25 - +30°С внутри яиц, лежащих на холодной, как лед, поверхности скалы или даже частично в воде. Необходимость насиживания кладки привела к тому, что понадобилось наиболее эффективно с точки зрения экономии тепла размещать яйца под наседкой. В результате появились гнезда. Теперь яйца не раскатывались в стороны, и их легко можно было расположить в порядке, обеспечивающем максимально тесное соприкосновение с телом наседки. Кроме того, овладев навыками строительства, пернатые получили возможность высиживать яйца в таких местах, где без гнезда разместить кладку невозможно, например, в кронах деревьев. Птицы утратили зависимость от дупел, расселин и прочих естественных укрытий, которых никогда не бывает вдоволь. Что же касается конкретных особенностей птичьих гнезд — их формы, размеров, способов расположения, — то это как раз та область, где пернатые демонстрируют поистине неисчерпаемый запас многообразия.
Размер кладки. После того как гнездо готово, самка обычно откладывает по одному яйцу в день до завершения кладки. Кладка – это количество яиц, отложенных при одном гнездовании. Размер ее варьирует от одного яйца у чернобрового альбатроса до 28 у серой куроптки. Колеблется он и в пределах вида. Размер кладки иногда уменьшается из-за плохой погоды или недостатка корма. Большинство видов откладывает строго ограниченное число яиц; у некоторых такой определенности нет: они заменяют случайно утраченные яйца новыми, доводя кладку до стандартного объема. Насиживание. В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса. Насиживание яиц начинается с того момента, когда нервные окончания наседного пятна получают необходимую дозу раздражения от соприкосновения с отложенными яйцами. Одни виды приступают к насиживанию сразу же после появления первого яйца, другие - после того, как будут отложены все яйца. Сидящая на яйцах птица распушает перья и прижимается к насиживаемым яйцам голым телом. При излишнем повышении температуры в гнезде птица плотно прижимает перья к телу. Таким образом, перья служат теплоизоляцией, и яйца не перегреваются.
Задание 2.Лабораторная работа: Изучение строения яйца. Цель работы: изучить строение куриного яйца. Материалы и оборудование: свежее куриное яйцо (одно на стол), чашки Петри, пинцет, препаровальные иглы. Ход работы:
1. Рассмотрите яйцо. Оно имеет правильную яйцевидную форму. Яйцо имеет два конца: тупой и заострённый. Снаружи оно одето прочной скорлупой (подумайте, зачем?). Вдобавок свежеснесённое яйцо покрыто бактерицидной кутикулой, препятствующей проникновению чужеродных микроорганизмов через скорлуповые поры внутрь яйца.
2. Осторожно расколите скорлупу яйца и вылейте его содержимое в чашку Петри. В центре яйца находится шарообразный желток, окружённый белком. Белок является источником воды для эмбриона. Он содержит 85-90% воды. Вода запасается с избытком, т.к. через поры она испаряется. Но благодаря потерям воды расширяется воздушная камера, которая накапливает в себе воздух. Этим воздухом птенец впервые наполнит свои легкие, после того как прорвет подскорлуповую оболочку.
Желток подвешен на особых эластичных канатиках – халазах. На верхнем полюсе желтка находится зародышевый диск (он всегда принимает данное положение за счёт поворачиваний желтка канатиками). Таким образом, зародыш всегда находится наверху, ближе к телу птицы.
3. Рассмотрите внутреннюю поверхность скорлупы. Найдите воздушную камеру. О чём свидетельствует размер воздушной камеры? При помощи препаровальной иглы отделите подскорлуповые оболочки от скорлупы и убедитесь в их наличии. 4. Зарисовать строение яйца в тетрадь
Ответьте на вопросы
Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ). 2. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений). 3. Каково значение оболочек яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).
Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутренние оболочки яйца и впервые дышит легкими в воздушной камере. Писк птенца – это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.
Зародыш вскрывает яйцо яйцевым зубом Задание № 3 : Используя дополнительную литературу, составьте рассказ, ответив и выполнив следующие задания
-На какие 2 группы делят птенцов в момент вылупления?
-После вылупления из яиц птенцы В таблицу внесите номера правильных ответов:
ПТЕНЦОВЫЕ ПТЕНЦЫ
ВЫВОДКОВЫЕ ПТЕНЦЫ
А) голые или слабо опушенные;
Б)покрытые пухом;
В)слепые;
Г)зрячие;
Д)через небольшой промежуток времени могут двигаться;
Е)долго остаются беспомощными;
Ж)находят корм сами;
З)родители выкармливают птенцов.
Текст к заданию №3. По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.
У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной.
У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается. Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано. Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать. Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть. Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.
IV. Закрепление изученного.
Давайте попробуем сделать выводы по полученным результатам.
1.Закончите предложение Итак, начало размножения птиц – весна.
Спариванию и откладке яиц предшествует сложный процесс образования пар.
Сложная полуавтономная система, которая при свободном поступлении кислорода, удалении углекислого газа, бережном и равномерном испарении воды и обогревании наседкой обеспечивает успешное развитие эмбриона -.Яйцо птицы
Птенцы бывают двух типов: выводковые (одетые пухом, зрячие, самостоятельные) и гнездовые (слепые, глухие, беспомощные).
Многие птицы проявляют разнообразные заботы о потомстве. (5 минут) 2. А теперь попытайтесь ответить на мои вопросы:
Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?
Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?
Почему не рекомендуется мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?
Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?
Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышевый диск всякий раз бывает обращенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце такое положение?
Вы решили сделать дома инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкубатор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-22 суток), а цыплята не выводятся. Посмотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие условия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?
Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы определенная влажность, тепло, кислород и питательные вещества; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов.