Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц". 7-й кл
Задачи:
Цель:
1. Знать:
что размножение у птиц происходит на суше;
особенности строения половой системы птиц;
формирование, строение яйца в организме;
развитие зародыша;
типы развития птенцов.
2. Уметь:
распознавать системы органов птиц на таблицах, рисунках;
выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
сравнивать животных основных классов.
Тип урока: комбинированный (беседа, групповое изучение нового материала).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах, исследовательская работа.
Оборудование: таблицы; «немые схемы» органов размножения птиц; схема «Типы птенцов»; макет куриного яйца; влажные препараты птицы; компьютер. Электронное учебное издание «Дрофа». Биология 7 класс. интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация таблиц, рисунков, коллекций яиц.
Средства наглядности: натуральные: свежие куриные яйца; изобразительные: таблицы «Внутреннее строение птиц», рисунки, фотографии.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нас ждет большая интересная исследовательская работа. У нас непростой урок , а урок-проект.
Учитель: Но вначале черный ящик. Что у меня в черном ящике? Внимание загадка .
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)
Учитель: Правильно у меня спрятано яйцо.(Учитель достает из ящика яйцо). Что вы знаете о яйце? (мозговой штурм).
- Как вы думаете какая тема урока у нас сегодня?
Учитель: давайте определим гипотезу нашего урока объявляет цели и задачи.
Гипотеза: Я считаю, что размножение и развитие птиц приспособлено к особенностям их жзнедеятельности.
Эпиграфом к теме станет изречение Уильяма Гарвея “Все – из яйца!”.
- Ответьте на извечный вопрос что появилось на Земле первым курица или яйцо? (Объяснение учащихся).
-А яйцо это производное какой системы (половой).
Задание для I группы
Изучить «Органы размножения птиц» по учебнику биология и используя дополнительный материал
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Какое строение имеет половая система самки птицы.
Какое строение имеет половая система самца птицы.
Найдите сходства в строении органов размножения птиц и пресмыкающихся.
Какие особенности органов размножения птиц связаны с приспособлением к полету?
Заслушаем результаты проделанной работы.(5 мин)
Самка
Самец
яичник семенники
воронка яйцевода
семяпроводы
яйцевод
Учитель на доске вывешивает слова все ребята дают определения
Учитель Так почему у птиц не развивается правый яичник?(облегчение массы при полете, при крупных размерах яиц одновременное их формирование в парных яичниках невозможно).
Задание для II группы
- Чем отличается поведение птиц в период размножения.
- Виды ритуального поведения птиц в период размножения.
Идет отчет о проделанной работе (презентация, видео) .(5 мин)
Учитель: Над бескрайней равниной каменноугольного периода светило жаркое солнце... Под его непрекращающимся жаром тут и там начинали пересыхать болота, будто какая-то неведомая рука расширяла пески... Нависшая беда, исходящая от палящего солнца и пересыхающих болот, вынудила земноводных построить еще одну оболочку на яйцах, предохраняющую их от высыхания....А тот, кто думает о потомстве, думает о будущем...
Примерно так, в романтическо-драматическом стиле, описывает возникновение яйца с дополнительной оболочкой автор книги «Долгий путь жизни» Т. Николов.
Учитель: У каких животных впервые появляется яйцо?
Учитель В связи с чем возникла дополнительная оболочка на яйце? (Изменение климата, необходимость защиты от высыхания.)
Учитель Какие проблемы появились у зародыша в связи с возникновением плотной оболочки?
(Проблемы с дыханием, обменом веществ.)
Учитель А что появилось первым яйцо или курица?
Учитель А сейчас мы с вами проведем исследование и предмет исследования конечно гость черного ящика яйцо
Учитель что появляется из яйца?
Учитель Какие условия необходимы для развития зародыша?(вода, воздух, пища и т. Д.)
гипотеза: Я считаю, что строение яйца птицы полностью приспособлено к развитию эмбриона.
Проблема | Решение |
Скорлупа | механическая защита зародыша, газообмен, противомикробная защита, источник минеральных веществ на образование скелета зародыша |
Вода | Белок |
Воздух для дыхания | Поры в скорлупе |
Пища | Желток |
Отходы: углекислый газ продукты обмена веществ | Поры в скорлупе Аллаитоис |
Учитель Впервые изучил строение яйца талантливый английский врач Уильям Гарвей. Посмотрите на наш эпиграф (Показывает на эпиграф). Все - из яйца!
- Чем покрыто яйцо?(скорлуповой оболочкой)
-А для чего она нужна яйцу? (защита механическая, бактериальная)
- Внимательно в лупу рассмотрите скорлупу. Что вы видите (поры).
- Для чего они необходимы? (пропускают воздух)
Гарвей покрывал яйца лаком и зародыши гибли. Значит, в скорлупе есть поры, через которые проходит воздух. Посмотрите на опыт, впервые проделанный в 19 веке. Под давлением сжатого воздуха из скорлупы через поры выходят в воде пузырьки воздуха.
Следя за насиживанием, Гарвей доказал, что яйцо – оплодотворенная яйцеклетка, проследил картину развития зародыша, описал строение яйца.
Продолжает второй лектор.
Обратите внимание на рисунок внутреннего строения яйца (открывает рисунок на компьютере)
Рассказывает и показывает на экране.
Сверху скорлупу покрывает кутикула, под скорлупой находятся две оболочки: подскорлуповая и надскорлуповая. У тупого конца яйца она отходит, образуя воздушную камеру. В воздушной камере находится запас воздуха для первого вздоха зародыша.
Белок в яйце – амортизатор при поворотах и сотрясениях, кроме этого он – источник воды для зародыша.
В середине яйца на белковых канатиках – халазах подвешен желток в желточной оболочке. В составе желтка – питательные вещества и вода. В верхней части желтка находится светлое пятнышко – зародышевый диск – делящиеся клетки ядра и активной части цитоплазмы. Зародыш обеспечен всем необходимым.
На ваших рабочих столах находятся карточки “Строение яйца. Показывает их. Вложите их в свои рабочие тетради. Садится.
После истечения времени проводится опрос-закрепление материала.
Приступаем к опросу по пройденным этапам.
Почему не развиваются яйца-болтуны?
Каким образом птенец выходит из яйца наружу?
Что в строении зародыша свидетельствует о родстве птиц и пресмыкающихся?
Запишем выводы в своей тетради:
Развитие зародыша начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки.
Все развитие зародыша происходит в яйце, где он обеспечен всем необходимым.
Сходство в развитии и размножении доказывает родство птиц с пресмыкающимися.
1.Фронтальный опрос:
1. Есть ли сходства в строении половой системы птиц и пресмыкающихся? (Да.Оплодотворение внутреннее, органы размножения открываются в клоаку).
2. Есть ли сходства в строении яиц птиц и пресмыкающихся? (Да.Откладывают крупные оплодотворенные яйца; яйца покрыты плотной оболочкой; яйца богаты питательными веществами (желток); развитие зародыша идет за счет питательных веществ).
3. Какое значение имеет желток? (Запас питательных веществ).
4. Какое значение имеет белок? (Источник воды, и предохраняет желток (зародыш) от повреждений).
5. Каково значение оболочек яйца? (Защищают яйцо от проникновения бактерий).
2.
Токование способствует привлечению самки или самца и предшествует спариванию.
1. Дышит ли зародыш в яйце?
(Да, через поры в скорлупу проникает воздух, он накапливается в воздушной камере.)
2. Почему яйца, предназначенные для хранения, не рекомендуют мыть?
(Смывается надскорлуповая оболочка, предохраняющая яйцо от проникновения микроорганизмов, которые могут вызвать его порчу.)
Вопросы второй команде
1. Из чего развивается зародыш?
(Зародыш развивается из зародышевого диска.)
2. Какую функцию выполняют белок и желток?
(Желток – источник пищи и частично воды, белок выполняет защитную функцию, предохраняет желток от механических повреждений и служит основным источником воды.)
(Предполагаемые ответы: киль для крепления мощных грудных мышц, воздушные полости в костях, воздушные мешки, отсутствие мочевого пузыря, один яичник, отсутствие зубов, перьевой покров, обтекаемая форма тела, сросшиеся хвостовые позвонки как основа для укрепления рулевых перьев.)
Задание для III группы
Изучите текст «Формирование яйца в организме птицы» по учебнику биология 7 класс, дополнительный материал , внимательно рассмотрите рисунки .
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Какое строение имеет яйцевод птицы?
Охарактеризуйте этапы формирования яйца в организм птицы
Найдите приспособления к полету у птиц при формировании яйца.
Задание для V группы
Изучите текст « Типы развития птенцов» учебник , используйте фрагмент мультимедийного приложения к учебнику (Особенности организации птиц связанные с полетом. Размножение и развитие птиц). Внимательно рассмотрите рисунки.
Подготовьте ответ к поставленным вопросам:
Каких птиц называют птенцовыми или гнездовыми? Приведите примеры.
Каких птиц называют выводковыми? Приведите примеры.
Найдите черты приспособленности птиц к лучшей выживаемости.
ВНИМАНИЕ
_ О каком типе развития птенцов идет речь?
Громким криком встречает скворчиха
Материнское счастье свое:
Из скворечницы выбрался тихо
Ненаглядный питомец ее.
Вот он пискнул, храбрец желторотый,
Словно с вышки нырнул в пустоту,
И, наверно, от чувства полета
У него пересохло во рту.
Пусть мелькнет быстротечное лето,
Вспыхнет осень, придут холода,
Пусть придется увидеть полсвета, -
Все равно ты вернешься сюда!
Биологический тест
1. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?
а) свет;
б) температура;
в) кислород;
г) питательные вещества.
2.Почему птицы откладывают не все яйца сразу, как млекопитающие, а постепенно?
а) наличие одного яичника;
б) облегчение массы тела в полете;
в) малое число яиц;
г) забота о потомстве.
3.В таблицу внесите номера правильных ответов:
ПТЕНЦОВЫЕ ПТЕНЦЫ | ВЫВОДКОВЫЕ ПТЕНЦЫ |
А | Б |
После вылупления из яиц птенцы:
голые или слабо опушенные;
покрытые пухом;
слепые;
зрячие;
через небольшой промежуток времени могут двигаться;
долго остаются беспомощными;
находят корм сами;
родители выкармливают птенцов.
4. Какие птицы относятся к птенцовым?
а) голуби;
б) дятлы;
в) орлы;
г) куры;
д) утки.
5. Какие птицы относятся к выводковым?
а) тетерев;
б) скворец;
в) глухарь;
г) утки.
6. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?
а) из яичного белка;
б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца;
г) из внешней среды;
д) из организма матери.
Заключение. Выводы по уроку.