Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Пресмыкающиеся или Рептилии2 7 класс»
МКОУ «Белоусовская ООШ»
Меньшенина Т.Н.
Урок по биологии 7 класс
«Класс Пресмыкающиеся или Рептилии»
.
Тип урока: общеметодологической направленности. Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивные, развивающего обучения.
Формируемые УУД: регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи для её достижения, самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, выбирать средства достижения цели; познавательные – строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; коммуникативные – аргументировать свою точку зрения, работать в группах; личностные – формировать и развивать познавательный интерес к биологии, научное мировоззрение
Планируемые результаты: знать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, выделять признаки, характерные для данного класса животных и черты приспособления на суше, выяснить происхождение и значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека; научить учащихся составлять общую характеристику данного класса и сравнивать его с земноводными; бережно относиться ко всем видам животных даже если они относятся к классу пресмыкающихся.
Оборудование: Таблица «Класс Пресмыкающиеся», «Пресмыкающиеся Челябинской области», презентация «Пресмыкающиеся» (Уроки Пименова), раздаточный материал, рисунки с изображением динозавров, экран, проектор.
Ход урока:
Организационный момент: учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
Проверка домашнего задания:
4 человека работают на местах по карточкам с заданиями и по окончании его выполнения осуществляют взаимопроверку. 1-й ученик на доске пишет сходства и различия класса Рыб и класса Земноводных. 2-й ученик пишет на доске - какие особенности строения позволяют земноводным жить на суше и в воде. Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Какие особенности строения позволяют земноводным жить на суше и в воде? (ответ на доске)
Какое значение имеют земноводные в природе и для человека?
Язык у лягушки липкий, какое это имеет значение? (она им ловит насекомых)
Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью? (вода со слизи испаряется медленнее и кожа лягушки долго не высыхает)
Почему глаза лягушки называют удивительными?
Что такое амфибия?
Где «использовал» человек задние конечности лягушки? (по принципу строения задних конечностей человек создал ласты для удобного плавания в воде)
Работа по теме урока:
Раньше зоологи не усматривали большой разницы между этими животными и земноводными и всегда объединяли их в одну группу – «Гадов». Гады – за внешний вид, который вызывал у многих отвращение, и опасность. Неужели они так страшны и вредны для человека? Не этот ли класс животных имеет предков динозавров, о которых пишут книги и снимают фильмы, и которые до сих пор вызывают интерес не только у любителей, но и у профессионалов? Вот и мы сегодня рассмотрим этих животных с точки зрения биологии. (тема урока записывается в тетрадь).
Проблемное задание: Почему их называют пресмыкающимися или рептилиями, чем они отличаются от земноводных, почему вымерли сильные и мощные динозавры?
Общая характеристика класса Пресмыкающихся даётся вместе с учащимися на основе работы с таблицами и презентацией.
Пресмыкающиеся или Рептилии от лат. «рептилиус», т.е. «ползающий», тело прикасается к земле.
Около 6 тыс. видов, разделены на 4 отряда: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.
Наземные позвоночные животные.
Живут и размножаются на суше.
Кожа сухая, покрыта чешуйками.
Дыхание лёгочное, сердце трёх камерное, 2 круга кровообращения.
Раздельнополые, внутреннее оплодотворение (откладывание яиц или живорождение).
Хищники или насекомоядные.
Современные рептилии произошли от древних животных, которые назывались динозаврами – «ужасными ящерами».
Краткую историческую справку о динозаврах даёт учащийся, которому было дано задание на прошлом уроке. На доске вывешиваются рисунки с изображением некоторых представителей динозавров и вниманию учащихся представлены рисунки в учебнике на с.123.
Класс делится на 3 группы и каждая группа получает задание – дать характеристику отрядам пресмыкающихся – ящерицы, вараны, змеи – используя учебник, по следующему плану:
- особенности строения тела
- органы чувств
- размножение
- значение в природе и для человека
- чем они отличаются от земноводных
- можно ли всех этих животных отнести к одному классу пресмыкающихся?
От группы один человек работает у доски самостоятельно. Когда он ответит на вопросы, группа может дополнить его ответ.
Вывод: всех этих животных можно отнести к данному классу животных, т.к. они имеют схожее внутреннее и внешнее строение, т.е. обладают характерными для этого класса животных признаками.
А у нас на Урале есть такие животные? Стоит ли нам их опасаться?
Работа с таблицей «Пресмыкающиеся Челябинской области».
- представители каких отрядов водятся на Урале?
- где они обитают?
-какие виды занесены в Красную книгу Челябинской области?
Рефлексия:
О каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи»? А когда это выражение можно применить к человеку?
Что означает выражение «крокодиловы слёзы»?
Какие ядовитые змеи вам известны, нужно ли охранять от браконьеров?
Можно ли так говорить – «жало змеи»?
Что такое серпентарий?
Почему этих животных надо спасать от человека?
Домашнее задание:параграф 25, ответить на вопросы в конце параграфа, сообщение о зелёной суповой черепахе и об аллигаторе; ответить письменно на вопросы в тетради:
- почему символом Уральских гор является ящерица?
- Какие суеверия о рептилиях вам известны и опровергните их с биологической точки зрения.
- почему символом современной медицины является змея, обвивающая чашу?