-обеспечить усвоение знаний об особенностях внешнего строения и жизнедеятельности класса земноводных в связи с образом жизни;
- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны;
на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп животных;
показать приспособительные особенности земноводных к водному и наземному образу жизни;
выяснить значение амфибий как лабораторных животных и как важное звено в цепях питания
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методические комментарии |
I этап Мотивационно-целевой |
Организационный момент Рефлексия эмоционального состояния | Приветствие: «Здравствуйте, ребята!».Присаживайтесь. Сегодня у нас не совсем обычный урок.На уроке присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением. Откройте тетради и запишите число. Слайд 1 | Приветствуют учителя.
Записывают число в тетради | Цель: снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на работу.
Привлечение внимания учащихся |
Актуализация знаний и мотивация
| Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Вы сами, с помощью моих подсказок сможете угадать, о ком идет речь. Итак, подсказка первая:этих животных считают переходной формой от водных к типично наземным животным. Подсказка вторая: эти животные имеют огромное значение в природе и для человека: в большом количестве поедают насекомых и сами являются пищей для некоторых животных, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки. Загадка: Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. Речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 2 Земноводные- приспособленные к жизни в воде и на суше Амфибии- (греческое слово )-земноводные, живущие двоякой жизнью. 1.животные 2.транспорт (автомобиль, бронетранспортер, самолет-амфибия). Слайд 3 |
Отвечают, высказывают свое мнение
Записывают тему урока
Записывают понятия в словарь.
| Цель: Активизация учебно-познавательной деятельности через создание проблемной ситуации.
Цель: Формирование интереса к проблеме.
Цель: выделение главного |
Создание проблемной ситуации | Давайте сформулируем вопросы, над которымимы будем работать на уроке 1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично наземным? 2.Каково значение земноводных в природе и жизни человека.Почему одни относятся к ним с отвращением, а другие ставят им памятники ? Слайд 2
| Формулируют вопросы | Цель:Реализация принципа вариативности. Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика. |
Выход на цель урока
| На основе темы урока и наших вопросов давайте сформулируем цель урока Цель урока-изучить особенности внешнего строения земноводных в связи с жизнью на суше и в воде. Выяснить значение земноводных. Слайд 5 | Участвуют в определении общей цели урока | Цель: мотивация, личная заинтересованность каждого ученика
|
II этап Изучение нового материала |
1.Организация самостоятельной работы по приобретению новых знаний | У вас на рабочем столе есть листы с заданиями, которые вам нужно будет выполнить на уроке. По результатам проверки этих заданий вы сможете получить оценки. Учитель: Изучение нового материала мы проведем в виде исследования. Работать мы будем по следующему плану: 1. Лабораторная работа по изучению особенностей внешнего строения лягушки; 2.Биологическое расследование «Лягушечьи тайны»; 3. Итоги проведенного соцопроса «Как вы относитесь к земноводным?» 4. Исследование многообразия и систематики земноводных. |
| Цель: настроить учащихся на работу, активизация познавательной деятельности Цель: мотивация получения хорошей оценки
Цель: привлечение внимание, вызвать интерес. |
1. Лабораторная работа №3»Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | Слайд 6 Познакомьтесь с таблицей » Показатели среды» Какой вывод сделаем? Условия жизни в водной и наземной среде отличаются. И это не смогло не сказаться на внешнем строении и процессах жизнедеятельности земноводных. Приступим к изучению особенностей амфибий на примере лягушки.
Координирует работу учащихся, дает рекомендации. Ознакомьтесь с инструкционной карточкой. Все ли понятно? Какие есть вопросы? Вывод оформляют в виде таблицы: Приспособленность к жизни в воде | Приспособленность к жизни на суше | Обтекаемая форма тела Дышат через кожу Плавательные перепонки Расположенные на возвышениях глаза и ноздри | Органы дыхания-легкие Глаза имеют подвижные веки и слезные железы Передние и задние конечности позволяющие передвигаться прыжками. |
| Работают с таблицей, обсуждают в парах, высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы Работают с таблицей, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют работу, знакомятся с инструкционной карточкой, обсуждают вопросы, отвечают на вопросы учителя, делают вывод, оформляют работу в рабочих тетрадях . | Цель: активизация мыслительной деятельности; формирование уменийпрактического применения знаний , формирование умение наблюдать, сравнивать иделать выводы
|
Физминутка | На болоте три подружки- Три зеленые лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Лапками топали, лапками хлопали, Вправо-влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Вам, друзья:» Физкультпривет!» |
| Цель: здоровье сберегающие технологии |
2.Лягушечьи тайны.
| Учитель:»Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех ее тайн». Жан Ростон Слайд 7 Тайна первая-происхождение земноводных Слайд 8 Тайна вторая- размножение Учитель: ЖоффруаСент-Илер говорил, что «Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам может каждую весну видеть чудо-повторение выхода позвоночных на сушу». Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное. Слайды 8,9,10,11 Лягушки издают звуки (резонаторы) Еще одна тайна- лягушачий глаз Слайд 12 Значение земноводных. Слайд 13 Всего 6 видов земноводных обитает в Ростовской области. Редкие земноводные Ростовской области. В Красную книгу входят: жаба зеленая, лягушка озерная, чесночница, обитающие в нашей местности, в заповеднике «Ростовском». Демонстрация слайдов презентации Слайд 14 Тайна лягушечьей кожи Если кожу лягушки смазать растительным маслом, или посыпать крахмалом, то через некоторое время она задохнется. Почему? Лягушка-барометр: перед дождем кожа лягушки сереет, а к ясной погоде желтеет. Первые «слюнтяи планеты» Лягушки первыми из позвоночных животных полетели в космос. Слайд 15 Самые ядовитые позвоночные на Земле принадлежат к земноводным. Это лягушки-древолазы. Корректирует и дополняет ответы и сообщения уч-ся
|
Сообщение учащегося.
Смотрят видеофильм. Делают вывод о том, что часть личиночная стадия проходит в воде, а взрослое животное обитает на суше.
Сообщение учащегося Сообщение учащегося о значении земноводных в природе и жизни человека, о памятниках лягушке в различных городах России. | Цель: Развитие умения работать с учебником , дополнительным материалом, рисунками учебника , материалами презентации, готовить сообщения и выступать перед одноклассниками.
Цель: вызвать интерес.
Цель: краеведческий материал.
|
3.Итоги соцопроса «Как вы относитесь к земноводным? | Учитель предлагает сделать сообщение об итогах соцопроса. | Отчет учащихся | Цель: связь с жизнью |
4.Многообразие и систематика земноводных | Слайды 16, 17,18,19 Нацеливает на выполнение следующего этапа работы Сколько видов земноводных встречается на Земле? На какие отряды делится класс земноводные? | Работают в группах по заданиям Составляют схему: Класс Земноводные
Заполняют таблицу Название отряда | Признаки | Представители | Безногие | Нет ног и хвоста | Червяга | Хвостатые | Есть хвост | Саламандры, тритоны, аксолотли | Бесхвостые | Нет хвоста | Лягушка, жаба, чесночница, жерлянка |
Выступают с сообщениями
| Цель: развитие умений находить в учебнике сведения для составления таблиц и схем. Цель: опережающее задание. Цель: готовить сообщения и выступать перед одноклассниками.
|
III Закрепление учебного материала |
Обобщение знаний, выделение главного | Составление синквейна по теме «Земноводные» 1.Земноводные 2.Голые, влажные 3. Прыгают, плавают, квакают 4.Земноводные-первые наземные животные. 5.Амфибии. | Составляют синквейн, обмениваются мнениями |
|
IV Подведение итогов Рефлексия
| Слайд 2 Давайте вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично наземным? Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека? Изменилось ли ваше отношение к земноводным после сегодняшнего урока? Продолжи фразу: Я сегодня на уроке впервые узнал, что… Меня особенно удивило…. | Отвечают на вопросы | Цель: систематизация знаний, развитие общеучебных навыков, коммуникативных навыков, рефлексия своей деятельности |
Тестовая работа | | Выполняют тестовую работу | Цель:Оценкаполученных знаний по теме |
Решение кроссворда и ребусов | Слайды 18,19,20,21 | Заполняют кроссворд | Цель: активизиция познавательной деятельности, формирование интереса к биологии, проверка знаний о земноводных |
V Домашнее задание |
| Учитель объясняет домашнее задание. Задание по выбору: Творческое: 1.подготовить сообщение или презентацию о земноводных, обитающих в нашей местности или в заповеднике «Ростовский» 2.Лягушки и жабы-не такие уж мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту. 4. Составьте кроссворд или ребус «Земноводные» | Записывают домашнее задание | Цель: возможность выбора заданий исследовательского или творческого характера, расширение знаний об изученном классе животных, формирование интереса к науке биологии, метапредметные умения |
VIВыставление оценок | | |
|
1. Бровкина Е.Т. Уроки зоологии. Пособие для учителя.М,»Просвещение»1987 г.
2. ОдановичМ.В.Биология 7-8 классы .Тесты. Издательство «Учитель» Волгоград,2007 г.
3. Латюшин В.В. Биология. Животные,7 класс. Учебник.
4.С.А. Молис, С.С.Молис Активные формы и методы обучения биологии.
5.Юнусбаев Б.Х. Биология. Животные. Тесты Изд-во АРКТИ Москва, 2001 г.
6.Я познаю мир: Детская энциклопедия. Амфибии.
7.Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные. Москва. «Первое сентября» 2001 г.