kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Голосемянные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок, практическая работа, раздаточный материал. Ренбята познакомятся с многообразием представителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Голосемянные растения"»

Урок биологии в 6-м классе

" Великаны леса. Голосеменные растения "

Цель: Сформировать представление учащихся о голосеменных растениях, их строении и многообразии.

Задачи:

  1. Выявить значение голосеменных растений в природе и жизни человека.

  2. Рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных растений; видовое разнообразие голосеменных; среду их обитания.

  3. Воспитывать любовь к живой природе, формирование экологической культуры учащихся.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация к уроку.

  2. Побеги и шишки сосны, ели. Гербарий.

  3. Карточки для индивидуальных заданий

  4. Оборудование для демонстрации презентации: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  5. Сообщения учащихся

  6. Раздаточный материал

  7. Плакат с эпиграфом

  8. Схемы и плакаты.


Планируемые результаты обучения

  1. Учащиеся должны знать:

  • Особенности строения голосеменных растений

  • Цикл развития хвойных растений

  • Строение хвои и шишек голосеменных растений

  • Значение голосеменных в природе и жизни человека

  1. Учащиеся должны уметь:

  • Различать виды хвойных растений

  • Называть характерные признаки голосеменных растений

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа. Постановка цели и задач урока.

  3. Повторение ранее изученного материала.

1. Фронтальный опрос

2. Индивидуальный опрос

  1. Изучение нового материала.

    1. Вводная беседа учителя.

    2. Лабораторная работа.

    3. Многообразие голосеменных растений. Выступление докладчиков.

    4. Значение голосеменных растений (работа со схемой).

  1. Закрепление знаний. Соревнование в группах.

  2. Итог урока.

  3. Домашнее задание.

  4. Рефлексия.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Кто отсутствует в классе? (Заполнение журнала). Тема нашего урока «Великаны леса. Голосеменные растения». Запишите тему урока и число в тетради.

  1. Вводная беседа. Постановка цели и задач урока.


Сегодня мы приступим к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. А как вы понимаете это название? Это определение состоит из сочетания двух слов: голые семена. То есть, это растения, семена которых лежат открыто на поверхности чешуи шишек. (Слайд №4) К таким растениям относятся сосна, ель (Слайд №5), лиственница, т.е. хвойные растения.

Это не просто полезные деревья, их эстетическую ценность – красоту воспевали поэты и художники. Много внимания уделял этим величественным деревьям художник Иван Иванович Шишкин. Вот некоторые его картины: (Слайд №6) «Утро в сосновом лесу», (Слайд №7) «Рожь», (Слайд №8) «Сосновый бор», (Слайд №9) «На севере диком…». А вдохновил Шишкина к написанию этой картины Лермонтовский литературный перевод стихотворения Генриха Гейне с одноименным названием. Строки с описанием могущества сосен я и взяла эпиграфом к нашему уроку:

На севере диком…


Ребята, в вашем раздаточном материале есть план нашего урока. Прочитайте внимательно все его пункты и попробуйте сформулировать цель и задачи урока. (Ответы учащихся)

План урока.

  1. Общая характеристика голосеменных растений. Отличие голосеменных растений от покрытосеменных и споровых.

  2. Сосна и ель представители голосеменных растений.

  3. Лабораторная работа №6 «Строение хвои и шишек хвойных растений»

  4. Многообразие голосеменных растений.

  5. Значение голосеменных растений.

Итак, цель нашего урока (слайд), задачи (слайд) (мы познакомимся с характерными особенностями голосемянных, рассмотрим типичных представителей этой группы растений, их видовое разнообразие, значение голосеменных).



  1. Повторение ранее изученного материала.

Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним тему «Споровые растения» и проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.


  1. Кроссворд (3 минуты). Чтобы вспомнить основные понятия предыдущего урока, мы с вами разгадаем кроссворд. Двое учеников, Яна и Катя, в это время будут выполнять свое индивидуальное задание (учитель дает карточки).

Я буду задавать вопросы, а вы – называть правильные ответы. Разгадав кроссворд, мы получим название болотного мха. (Слайд №10-№17)

Слова расположены по вертикали:

  1. Тело лишайника, водоросли (слоевище)

  2. Красная водоросль (Филлофора)

  3. Студенистое вещество, получаемое из водорослей, применяется при изготовлении зефира, мармелада (агар-агар)

  4. Половые клетки (гаметы)

  5. Многоклеточная зеленая водоросль выращиваемая в аквариуме (нителла)

  6. Зеленая морская водоросль, называется «морской салат» (ульва)

  7. Группа растений обитающих во влажных местах (мхи)

Ключевое слово: болотный мох (расположено по горизонтали)


  1. Индивидуальное задание по карточкам.

Биологическая задача №1.

В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?


Биологическая задача №2.

Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?

(После разгадывания кроссворда учитель собирает карточки)

Я проверю работы и учту правильность ответов при выставлении оценки за урок.


  1. Изучение нового материала.

  1. Рассказ учителя.

Итак, мы с вами уже выяснили, что голосеменные растения – это растения, семена которых лежат открыто на поверхности чешуи шишек. Что еще мы должны о них знать?

Голосеменные растения – это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные деревья и кустарники. Среди хвойных нет травянистых растений. (Слайд №18) У голосеменных растений хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Для размножения им служат не споры, а семена. (Слайд №19) Семена разносятся ветром, поэтому они приспособлены к полету. Семя содержит запас питательных веществ, который необходим зародышу, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосемянных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосемянных растений наиболее известны хвойные: сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник.

Давайте рассмотрим представителей голосеменных на примере сосны и ели.

(Слайд №20) Сосновые леса занимают 25% от общей площади всей растительности земного шара, а еловые – 17%. Сосны – могучие исполины с мощными стволами, кудрявой кроной. Их высота достигает 30-45м. Сосна, в отличие от ели, светолюбивое дерево. Ветви у старых растений начинаются только на высоте 10м от земли, а у ели нижние ветви стелятся по земле.

На открытом месте ствол сосны толще и ниже, чем в лесу, где дереву достается меньше света, оно ветвистое, коренастое.

Сосны неприхотливы в выборе почвы, растут на песках, скалах, болотах – корневая система глубоко проникает в почву. А корневая система ели почти на поверхности, растет ель на богатых влагой глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды.


  1. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных растений» (Слайд №24)

Оборудование: Побеги и шишки сосны и ели, линейки, листы с таблицей.


А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных растений».

На столе у каждой группы лежат побеги и шишки сосны и ели, а так же линейки для измерения.

Цель работы: Изучить строение хвои хвойных растений на примере сосны и ели.

Работать вы будете в группах. В конце работы командиры групп подведут итоги вашего исследования. Прочитайте задания карточки и заполните таблицу.

Ход работы:

1. Рассмотрите хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занесите в таблицу.


 

Растения

Хвоя

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Сосна

 

 

 

Ель

 

 

 


(По окончании работы командиры подводят итог исследования и учащимся предлагается ответить на вопросы)

А теперь я задам вопросы обеим командам.

Вопросы:

  1. Чем отличается хвоя сосны от хвои ели?

  2. Как располагаются хвоинки на побегах?

А теперь подведем итог.

Мы выяснили, что длина и окраска хвои сосны и ели отличаются.

Игловидные листья сосны – хвоинки, 3-4см. длинной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года. Они покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Хвоинки ели сидят поодиночке и 5-7 лет держатся на ветвях.


Отличаются и форма чешуй и размер их шишек. Весной на соснах и елях образуются шишки 2-х типов, шишки по-другому называют - стробилы. Мужские шишки собраны у основания побегов, а женские – на вершинах веток. Женские шишки растут, деревенеют, через 2 года из них высыпаются семена. (Слайд №23)

Шишечки с семенами образуются и у других голосеменных растений – лиственницы, можжевельника, туи, пихты.


  1. Многообразие голосеменных. Выступление докладчиков.

(Далее рассматривается многообразия голосеменных. Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения, сопровождающие демонстрацией слайдов)

К сегодняшнему уроку каждый из вас приготовил доклад об одном из представителей голосеменных растений, и сейчас мы оценим ваше умение выступать с докладами. Пока выступают докладчики, остальные ребята в это время будут записывать в тетради названия и особенности голосеменных растений.

Сообщение первое. (Слайд №25)


Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Леса из лиственницы – светлохвойная тайга – занимают более 40% лесной территории России. Она считается национальным деревом России.

У лиственницы высокое качество древесины. Петр I использовал лиственницу как главный строительный материал для судов, ее прозвали «северный дуб». Лиственница не гниёт в воде и не уступает по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае построены из лиственницы, они сохранились почти два тысячелетия. Немало изделий из лиственницы обнаружено при раскопках древних курганов на Алтае. Более 25 веков пролежали они в земле. Срубы могильных склепов, боевые колесницы были созданы из лиственницы в бронзовом веке бронзовыми топорами.


Сообщение второе. (Слайд №26)

Можжевельник – это хвойное вечнозеленое древесное растение. У некоторых из них гладкие чешуевидные листья, а у некоторых - колючки.

Особенно много их в горах Средней Азии. Можжевельник сибирский имеет игловидную хвою и сочные синеватые шишки, которые называют можжевеловыми ягодами.

В основном можжевельник распространен в таежной зоне, но где-то проникает и в тундру. Растет преимущественно на склонах, которые достаточно защищены снегом зимой и где сухо летом. Настой и отвары ягод пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение. Хвоя и шишки обладают дезинфицирующим действием – они выделяют особые летучие вещества, способные убивать микробы – их называют фитонцидами. Именно поэтому любители попариться в бане добавляют к березовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскаленные камни печи: для аромата и для дезинфекции.


Сообщение третье. (Слайд №27)

Особое место среди хвойных занимают мощные и высокие растения – секвойи. Знаменитая калифорнийская секвойя вечнозеленая – названная по приданию в честь мудрого индейского вождя Секвойи. Это дерево достигает 112м. в высоту. В толщине её ствол вырастает до 11м. А по подсчетам годовых колец на пнях, оставшихся от спиленных деревьев, установили: возраст самых старых секвойи 2200 лет.


Сообщение четвертое. (Слайд №28)

Саговые, или Цикадовые появились еще в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды – в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Это живые свидетели того времени, когда Африка, Южная Америка и Австралия были единым материком. Внешне – это пальмовые деревья от 1 до 20м. в высоту. На верхушках стеблей или листьев развиваются огромные, иногда метровые, разнополые шишки (стробилы). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые. В стволах многих саговников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт – саго.


Сообщение пятое. (Слайд №29)

В юго-западной Африке, в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году, встречается Вельвичия удивительная. Это настоящее чудо природы. Её широкий ствол (почти в 1,5 метра) возвышается над землей всего на 50 см и напоминает пень. За всю жизнь у неё развивается всего два лентовидных листа, достигающих до 6м. в длину и 1,8м. в ширину. Эти огромные листья со временем разрываются на многочисленные ленты. Возраст этих растений – 2000 лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.

Сообщение шестое. (Слайд №30)

Класс Гинкговых, процветающий 150млн. лет назад, ныне представлен единственным видом – Гинкго двулопастным. Это одно из самых примитивных современных голосеменных растений. В естественных условиях оно растет лишь в небольшом районе Восточного Китая. Это мощное дерево достигает 30м. в высоту и 3м. в диаметре, относится к числу немногих листопадных голосеменных. С давних пор эти деревья, многие из которых живут более 1000 лет, почитались на Востоке как священные и выращивались в Японии, Китае и Корее около храмов. «Гингко» в переводе с японского означает «серебряный абрикос». Так называют съедобные семена этого дерева.

Видовое название «двухлопастный» растение получило из-за формы своих листьев. Эти деревья на редкость живописны с ранней весны до поздней осени, поэтому их часто выращивают в садах и парках теплых стран.


Итак, ребята, мы рассмотрели с вами видовое разнообразие голосеменных растений. А как вы думаете, какое значение имеют голосеменные растения для природы и человека?


  1. Значение голосеменных (работа со схемой). (Слайд №31)

Найдите в раздаточном материале схему «Значение голосеменных растений». Давайте посмотрим, какое значение голосеменные растения имеют для окружающей природы? (1,2)

А теперь скажите, какое значение они имеют для человека? для животных? (5)

  1. Создают органические вещества.

  2. При фотосинтезе выделяют кислород.

  3. Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.

  4. Из древесины ели изготовляют бумагу, из древесины сосны – искусственные волокна.

  5. Семена кедровой сосны употребляют в пищу, как животные, так и человек.

  6. Используют смолу хвойных деревьев: из живицы получают скипидар, канифоль.

  7. Применяют в медицине.

Ребята, как вы думаете, стоит беречь хвойные растения? (Слайд №32) Скоро приближается Новый год и в каждом доме будет новогодняя ёлка, представьте, сколько деревьев погибает из-за этого праздника по всей стране! И сколько животных, в результате вырубки леса остаётся без корма?! (Слайд №33) Без ёлки и праздник не праздник, но, если человек использует деревья в своих нуждах, то, как можно восполнить численность деревьев? (Посадить новое) Нужно взять за правило каждую весну садить 1-2 дерева, чтобы хоть немного восполнять то, что ежегодно разрушаем!


  1. Закрепление знаний. Работа в группах.

А сейчас немного посоревнуемся. Оценивать соревнование будет жюри. Разделитесь на 2 команды, придумайте своей команде название и выберите командира.


1 задание. Это задание для самопроверки. Каждая команда, которая посовещавшись, правильно закончит предложение, получает балл. При готовности поднимайте руку.

Итак, закончите предложение:

Голосеменные растения размножаются _________________.(семенами)

У хвойных растений листья имеют вид _________________. (хвои, игл)

Национальным деревом России является _________________. (лиственница)

Живица – это ____________________. (смола деревьев)

Опыление у голосеменных растений происходит с помощью __________. (ветра)

Стробилы – это _________________________. (шишки голосеменных растений)


2 задание. Отгадай загадку. Командиры поднимайте руку, если знаете ответ, а команда помогайте.

  1. Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

  1. Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена. (Сосна)

  1. Есть у этой чудо – ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

  1. Ты – растение, кустарник,

Синь в осенней желтизне,

Дай мне ягодку, растенье,

Подари колючку мне. (Можжевельник)

Подведем итоги работы в группе. Команда «____________», получает больше баллов за игру и становится победительницей.


  1. Итог урока.

Мы познакомились с представителями голосемянных растений, особенностями их строения, местообитанием, видовым разнообразием.


  1. Домашнее задание:

  1. § 16.





2. Ответить письменно на вопросы.

  1. Приведите примеры голосеменных растений

  2. В чем основные отличия семенных растений?

  3. Почему в лесу нижние ветви отмирают, а у ели покрыты хвоей?

  4. Как человек использует хвойные растения? (Что получает из них?)


3. Зарисуйте жизненный цикл одного из представителей голосеменных растений.




















\ Лабораторная работа № 6


«Строение хвои и шишек хвойных растений»


 

Растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Сосна

 

 

 

 

 

Ель







Ход работы:

1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле, данные занеси в таблицу.

2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

3. Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…



































Лабораторная работа № 6


«Строение хвои и шишек хвойных растений»

 

Растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Форма чешуй

Ель


 

 

 

 

 

Сосна








Ход работы:

1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле, данные занеси в таблицу.

2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.

3. Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…


1 задание. Это задание для самопроверки. Каждая команда, которая посовещавшись, правильно закончит предложение, получает балл. При готовности поднимайте руку. Итак, закончите предложение:

Голосеменные растения размножаются _________________.(семенами)

У хвойных растений листья имеют вид _________________. (хвои, игл)

Национальным деревом России является _________________. (лиственница)

Живица- это ____________________. (смола деревьев)

Опыление у голосеменных растений происходит с помощью __________. (ветра)

Стробилы – это _________________________. (шишки голосеменных растений)


2 задание. Отгадай загадку. Командиры поднимайте руку, если знаете ответ, а команда помогайте.

  1. Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

  1. Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена. (Сосна)

  1. Есть у этой чудо – ёлки

Неколючие иголки.

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

  1. Ты – растение, кустарник,

Синь в осенней желтизне,

Дай мне ягодку, растенье,

Подари колючку мне. (Можжевельник)




Сообщение первое.

Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинами. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками на укороченных. Леса из лиственницы - светлохвойная тайга - занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России.

В нашей стране давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывающий основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов, ее даже прозвали "северный дуб". Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построены из лиственницы, сохранились почти два тысячелетия. Немало изделий из лиственницы обнаружено при раскопках древних курганов на Алтае. Более 25 веков пролежали они в земле. Срубы могильных склепов, боевые колесницы были созданы из лиственницы в бронзовом веке бронзовыми топорами.



Сообщение второе.

Можжевельник - это хвойное вечнозеленое древесное растение. Латинское название переводится как "колючий". Однако не все можжевельники колючие. У некоторых из них гладкие чешуевидные листья.

Особенно много их в горах Средней Азии. Самый северный представитель этого рода, можжевельник сибирский, низкий, часто прижимающийся к земле кустарник. Он имеет игловидную хвою и сочные синеватые шишки, которые называют можжевеловыми ягодами.

В основном можжевельник распространен в таежной зоне, но где-то проникает и в тундру. Растет преимущественно на склонах, где сухо летом и которые достаточно защищены снегом зимой. Практически у всех растений прочная, красивая и душистая древесина. Настой и отвары ягод пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение. Хвоя и шишки обладают дезинфицирующим действием - они выделяют особые летучие вещества, способные убивать микробы - их называют фитонцидами. Именно поэтому любители попариться в бане добавляют к березовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскаленные камни печи: не только для аромата, но и для того, чтобы очистить помещение и самих себя от микробов.




















Сообщение третье.

Особое место среди хвойных занимают мощные и высокие растения - секвойи. Знаменитая калифорнийская секвойя вечнозеленая - названная по приданию в честь мудрого индейского вождя Секвойи. Это дерево достигает 112м. в высоту. В толщине её ствол вырастает до 11м. А по подсчетам годовых колец на пнях, оставшихся от спиленных деревьев, установили: возраст самых старых секвойи 2200 лет.



Сообщение четвертое.

Саговниковые, или цикадовые, появились еще в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды - в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Это живые свидетели того времени, когда Африка, Южная Америка и Австралия были единым материком. Внешне - это пальмовые деревья от 1 до 20м. в высоту. Иногда наземные стебли не формируются, и перистые листья (длинной до 6 метров) отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей или листьев развиваются

Огромные, иногда метровые, разнополые шишки (стробилы). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые. В стволах многих саговников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт - саго.


































Сообщение пятое.

В юго-западной Африке, в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году, встречается Вельвичия удивительная. Это настоящее чудо природы. Её широкий ствол (почти в 1,5 метра) возвышается над землей всего на 50 см и напоминает пень. За всю жизнь у неё развивается всего два лентовидных листа, достигающих до 6м. в длину и 1,8м. в ширину. Эти огромные листья со временем разрываются на многочисленные ленты. Возраст этих растений - 2000 лет и более. На поверхности "пня" появляются веточки с мелкими шишками.



Сообщение шестое.

Класс Гинкговых, процветающий 150млн. лет назад, ныне представлен единственным видом - Гинкго двулопастным. Это одно из самых примитивных современных голосеменных растений. В естественных условиях оно растет лишь в небольшом районе Восточного Китая, в городе Дянь Му-Шань. Это мощное дерево, достигает 30м. в высоту м 3м. в диаметре, относится к числу немногих листопадных голосеменных. С давних пор эти деревья, многие из которых живут более 1000 лет, почитались на Востоке как священные и выращивались в Японии, Китае и Корее около храмов. Само слово "гингко" в переводе с японского означает "серебряный абрикос". Так называют съедобные семена этого дерева.

Видовое название "двухлопастный" растение получило из-за формы своих листьев. Эти деревья на редкость живописны с ранней весны до поздней осени, поэтому их часто выращивают в садах и парках теплых стран.


13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Голосемянные растения"

Автор: Сивоха Наталья Геннадьевна

Дата: 11.04.2017

Номер свидетельства: 408365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Урок биологии в 6 классе по теме : "Строение голосемянных. Хвойные растения в регионе школы." "
    ["seo_title"] => string(105) "urok-biologhii-v-6-klassie-po-tiemie-stroieniie-gholosiemiannykh-khvoinyie-rastieniia-v-rieghionie-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "103214"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402572617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства