Урок биологии в 6 классе по теме : "Строение голосемянных. Хвойные растения в регионе школы."
Урок биологии в 6 классе по теме : "Строение голосемянных. Хвойные растения в регионе школы."
Лабораторная работа № 20 «Внешнее строение голосеменных»
Цель урока: охарактеризовать отличительные особенности голосеменных растений от споровых растений, раскрыть значение появления семян для распространения растений.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни и строение голосеменных.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с натуральными объектами; умение сравнивать развивать понятия об особенностях строения высших голосеменных растений, их многообразием;
Воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала в виде игры - кругосветки
Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач, лабораторная работа.
Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)
Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, индивидуальные тетради для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки, ПК, гербарии споровых растений, листы учета выполнения заданий, конверты с заданиями, таблички со станциями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе по теме : "Строение голосемянных. Хвойные растения в регионе школы." »
Биология 6 класс
Поурочный план № 38
Тема:Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.
Лабораторная работа № 20 «Внешнее строение голосеменных»
Цель урока: охарактеризовать отличительные особенности голосеменных растений от споровых растений, раскрыть значение появления семян для распространения растений.
Задачи:
Образовательные:расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни и строение голосеменных.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с натуральными объектами; умение сравнивать развивать понятия об особенностях строения высших голосеменных растений, их многообразием;
Воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала в виде игры - кругосветки
Методы обучения: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач, лабораторная работа.
Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)
Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, индивидуальные тетради для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки, ПК, гербарии споровых растений, листы учета выполнения заданий, конверты с заданиями, таблички со станциями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Настрой
Встаньте все красиво
С гостями поздоровайтесь учтиво
Тихо сядьте, спины прямо
Все легонечко вздохнем
И работать мы начнем.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок в виде игры-кругосветки. Вы будете работать на 5 станциях.
На 4-х станциях «Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» и «Терминологическая» вы должны показать свои знания и умения по теме «Споровые растения», которые будут оцениваться как опрос домашнего задания.
На станциях «Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» вы будете работать в группе, а на станции «Терминологическая» - индивидуально. Причём на станции «Терминологическая» задания дифференцированные, вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом - 1 уровень сложности (на оценку «3»).
Время работы на каждой из 4-х станции - 5 минут. Я подаю сигнал, по которому вы прекращаете работу и переходите на соседнюю станцию (по ходу часовой стрелки). Работа на станциях начинается каждый раз по команде учителя: «Приступить к работе».
Прошу в листы учёта знаний вписать свои фамилии.
Участие в работе оценивается в баллах от 1 до 5.
№ участника
Фамилия,
Имя
участника
станции
итого
Морфологическая
Система-
тическая
Термино-
логическая
Практи-
ческая
Знаешь
ли ты?
А на 5-ой станции «Морфологическая» будете работать по изучению нового материала. (все группы одновременно будут выполнять индивидуальные задания)
Желаю удачи. «Приступить к работе». 2. Опрос учащихся по домашнему заданию:
1. работа в группах - по станциям
Станция « Систематическая »
На станции представлены:1) гербарии семенных растений; 2) муляж гриба трутовика; 3) белый мох - гербарий; 4) гербарий водоросли; 5) задание.
Задания:
1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения. 2. Определите названия данных растений.
3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое споровое растение.
Станция « Знаешьлиты? »
На станции представлена разрезанная схема размножения папоротника.
Задание:
1. На листе учета выполнения заданий составьте цикл развития папоротника.
2. Назовите этапы развития папоротника. (по цифрам составьте схему размножения папоротника)
3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?
Станция «Практическая»
На станции находится: 1) водоросль ламинария, мох сфагнум, папоротник, плаун, торф и хвощ.
Задание:Вы решили заняться бизнесом - открыть свой ресторан. Шеф-повар испытал затруднения в подборе фирменных блюд. Помогите ему. Выберите те растения, из которых можно приготовить блюда. Какие блюда из этих растений вы предложите в меню?
Задание:Что из предложенного вы могли бы использовать при постройке избушки в лесу? Как ещё вы можете использовать эти объекты в своей избушке?
Задание:Что из предложенного вам формируется из отмирающих частей растения без доступа кислорода? Как он используется человеком?
Задание:Какое растение можно использовать для лечения ран вместо ваты? Объясните почему.
Станция « Терминологическая »
На станции представлены 3 конверта с заданиями. Вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом - 1 уровень сложности (на оценку «3»).
Задания в красном конверте:
I вариант
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:
г…метофит –…………………………………………..
р…зоиды –……………………………………………..
тал…ом –……………………………………………….
п…гмент –……………………………………………...
хр…матофор –…………………………………………
II вариант
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:
спор…фит –……………………………………………
хл…рофил… -…………………………………………
г…мета –……………………………………………….
п…гмент –……………………………………………...
зар…сток -……………………………………………..
III вариант
Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:
опл…дотворение –……………………………………
спор…фит –……………………………………………
хл…рофил… -…………………………………………
з…гота –……………………………………………….
зар…сток -……………………………………………..
Задания в зелёном конверте:
I вариант
Дайте определение:
Гамета –………………………………………………
Ризоиды –…………………………………………….
Спорофит –…………………………………………...
Таллом –……………………………………………..
Хлорофилл -………………………………………….
II вариант
Дайте определение:
Зигота –………………………………………………
Пигмент –……………………………………………
Таллом –……………………………………………..
Заросток –……………………………………………
Гаметофит -………………………………………….
III вариант
Дайте определение:
Зигота –………………………………………………
Гаметофит -………………………………………….
Оплодотворение –…………………………………...
Таллом –……………………………………………..
Заросток –……………………………………………
Задания в жёлтом конверте:
I вариант
Найди соответствие:
гамета
Половая клетка
спорофит
Бесполое поколение растения
зигота
Оплодотворённая яйцеклетка
гаметофит
Половое поколение растения
ризоиды
Выросты тела, служащие для прикрепления
II вариант
Найди соответствие:
хлорофилл
Зелёный пигмент
хроматофор
Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез
таллом
Слоевище, тело водоросли
антеридий
мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды
зигота
Оплодотворённая яйцеклетка
III вариант
Найди соответствие:
архегоний
женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки
пигмент
Красящее вещество
зигота
Оплодотворённая яйцеклетка
хроматофор
Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез
таллом
Слоевище, тело водоросли
3.Актуализация знаний.
Хвойные в искусстве (Рассказ учителя с использованием репродукций картин И.И.Шишкина)
На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.
Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли,"царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.
Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.
Всем известна детская загадка:
Зимой и летом одним цветом? (ель), (можно назвать и сосну, и кедр..)
Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)
Эти растения относятся к отделу голосеменных растений, характеризуются тем, что образуют семена, как и покрытосеменные растения.
Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?
Голосеменными эти растения называют потому, что их семена развиваются не в плодах как у покрытосеменных растений, а лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек. Наиболее знакомые, важные и многочисленные голосеменные – это хвойные растения.
4.Объяснение нового материала
1.Многообразие голосеменных растений.
Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.
Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко — лианами; травянистых растений среди них нет.
Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.
Отдел Голосеменных состоит из следующих классов
Саговниковые
Гинкговые
Гнетовые
Хвойные
Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки.
Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.
Класс Гнетовые включает 70 видов.
Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.
К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.
Класс Хвойные ( каждая группа дает характеристику представителям класса)
Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.
Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.
Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.
Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.
Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.
Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.
Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.
Сосна - Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми.
Хвоинки расположены по две в пучке. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см), у старых короче (2,5—5).
2. Общие признаки голосеменных растений.
По изученным признакам представителей голосеменных составить кластер. ( вписать признаки голосеменных на доске)
Кластер
строение
представители
голосеменные
Особенности хвоинок
значение
Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали.
Органы - лист, стебель, корень.
Лист – хвоинка.
Шишка – видоизмененный побег.
Размножение с помощью – семян.
3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.
А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели в результате выполнения лабораторной работы. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.
На партах у учащихся тетради для лабораторных работ.
Лабораторная работа № 20 «Внешнее строение голосеменных»
Цель: изучить внешнее строение сосны и ели, выявить особенности их строения.
Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, линейка.
Ход работы - (в тетрадях для лабораторных работ)
4. Физкультминутка
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. ( встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).
5. Закрепление материала
1. Работа с учебником - § 21
2.Какие утверждения верны?
Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.
Зеленый цвет – “утверждение верно”
Красный цвет – “не согласен с утверждением”
1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег –
шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья,
получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
5.Подведение итогов урока
анкета для рефлексии:
Выскажи своё мнение
Фамилия, имя _________________________________________________________________
1. Назовите станцию(ии) на которой(ых) вам больше всего понравилось работать _______ _____________________________________________________________________________
2. Назовите станцию(ии), работа на которой(ых) была трудной для вас ________________
3. Какие задания (не предложенные на станциях) вы хотели бы выполнить? __________________________________________________________________________________
подготовить сообщения о представителях голосеменных растений.
Решение творческих биологических задач.
Задача 1
Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача 2
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
Задача 3
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
Это хвойный лес?
Хвойный.
А где хвоя?
Опала.
По чьей вине?
Природы.
Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!