kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 9 классе по теме "Общие закономерности биологической эволюции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Общие закономерности биологической эволюции. Урок соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе по теме "Общие закономерности биологической эволюции"»

Тема: Общие закономерности биологической эволюции (9 класс)


Цель: Создать краткую характеристику эволюции и выявить общие закономерности биологической эволюции


Задачи (ожидаемые результаты):

  1. На основе знаний об эволюционной зависимости макроэволюции (ароморфозов и идиоадаптаций) учащиеся углубят представление о результатах эволюции;

  2. Учащиеся проанализируют явления дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне;

  3. Учащиеся сформулируют закономерности эволюционного процесса.


Фактические знания учащихся:

  • Биологическая эволюция;

  • Макроэволюция;

  • Микроэволюция.


Ход урока:


  1. Побуждение – Мозговой штурм. 5 мин.

-Давайте подумаем, какой смысл вы вкладываете и как понимаете такие термины, и к чему приводят процессы о которых пойдет речь, как: Эволюция, Прогресс, Регресс, Закономерность.


После обсуждения даем пояснение терминам:

1. Эволюция – (от лат. Evolution – развертывание)

2. Прогресс – (от лат. progressus – движение вперед)

3. Регресс – (от лат. Regressus – возвращение, движение назад)

4. Закономерность – правило


Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Как мы можем связать знания, полученные раннее, с новыми предложенными терминами?

Рассуждения учеников. Формулировка ими темы урока

Итак, тема нашего урока:



П. Актуализация. 3 мин.

- Мы с вами выяснили, что биологический прогресс приводит и представляет собой результат успеха в борьбе за существование. Отсутствие какого-либо необходимого уровня приспособленности приводит к биологическому регрессу (упрощению).


-А давайте попробуем провести мини–исследование и выяснить:

Существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?



На ваш взгляд, какова же цель нашего урока и ожидаемые результаты:

Рассуждения учеников. Формулировка ими ожидаемых результатов и цели урока


Выявить общие закономерности биологической эволюции

Ш. Реализация. 10мин. (Работа в малых группах)

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)


  1. - Для этого мы с вами в течение последних уроков составляли опорную схему биологической эволюции, с которой работали. Давайте, сравним их и по необходимости дополним и заполним полностью. Для этого, пользуясь учебником и дополнительной литературой, работая в малых группах, заполним сначала таблицу, а потом и пустые ячейки в схеме и обсудим все вместе.




Закономерность

Их характеристика

Примеры

1.Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.

При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.

Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.

2. Конвергенция – независимое развитие сходных признаков у разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.

Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.

Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.


  1. Рефлексия 1 этапа работы – заполнение таблицы и проверка усвоения знаний. 10 мин.


– Давайте проверим правильность заполнения таблицы на доске. Вставим в предложенное определение ключевое, определяющее слово. Если правильно - затем разберем характеристику данного определения и посмотрим иллюстрации.


(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)






  1. Рефлексия 2 этапа работы – заполнение опорной схемы и проверка усвоения знаний. 3-5 мин.


- Давайте вернемся к опорной схеме и заполним пустые ячейки в ней. Но для этого мы должны выяснить с вами, насколько правильно мы уяснили новые понятия. Для этого выполним тест:

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)



Это будут: Дивергенция → гомологичные органы



Разобрать примеры






Конвергенция → аналогичные органы.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)





Итак, мы завершаем заполнение своей опорной схемы.

(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)



  1. Тесты.

Для лучшего усвоения и проверки того, насколько мы усвоили новый материал, проведем небольшое тестирование (Приложение 1).


(Сначала самостоятельное решение, затем обсуждение в парах, малых группах и обсуждение с классом)

Заполняют лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ (Приложение 2).


№ вопроса

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Самостоятельно






В паре






В группе






В классе






ИТОГО:







Дифференцированный подход:

(При наличии времени, можно обменяться вариантами. Для более сильных учеников, возможно решение двух вариантов)


Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 1.

  1. Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

  1. Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

  1. Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;

  1. Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

  1. Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;

Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 2.


  1. Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

  1. Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;

  1. Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

  1. Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

  1. Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;


IV. Рефлексия 10-15 мин.


А теперь, давайте, все-таки вернемся к моему вопросу:


Существуют ли какие – либо закономерности (правила) биологической эволюции?





Для этого необходимо ответить на вопросы:

(Параллельно по стратегии Fichbone («Скелет рыбы») из технологии Критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты). Голова - записывается проблема, т.е. цель урока – закономерности биологической эволюции, хвост – решение проблемы-выводы. Желательно все делать на цветной бумаге.


  1. Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию? (Необратимость эволюции)


Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным.

(Рассуждения учеников)


  1. Может ли группа, каких-либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути? (Прогрессирующая специализация)


Например, если какая-то группа животных приобрела приспособления к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей.

(Рассуждения учеников)


  1. Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)?

(Чередование главных направлений эволюции).


Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям.

(Рассуждения учеников)




Итак, давайте запишем в тетрадях –


Общие закономерности биологической эволюции:

1. Необратимость эволюции.

2. Прогрессирующая специализация.

3. Чередование главных направлений эволюции.



В глобальных катаклизмах прошлого погибло огромное количество видов, родов, семейств организмов. Но тогда климат был не стабилен, протекали активнее и спонтаннее геологические процессы.


Что же мы наблюдаем на современном этапе в процессе эволюции?


  1. Как вы думаете, какое влияние своей деятельностью оказывает человек на процесс эволюции и протекание закономерностей биологической эволюции?

(Рассуждения учеников)


-Люди не осознают до конца, что они разоряют мир, в котором они обитают. Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью пил, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия.

Моя планета – человечий дом.

И как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу…»


- Целые массивы в Европе и Северной Америке уничтожены кислотными дождями. Это результат промышленного загрязнения. В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.


-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов.

- За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предшествующее существование.


-Исчезли с лица Земли такие животные, как зебра – квана, в Африке.

Бизоны в Америке, странствующий голубь, примерно 250 лет назад была обнаружена

морская корова, а через 27 лет она исчезла с лица Земли.


- Каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду рептилий и амфибий, каждому 5 виду птиц сегодня угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани полного исчезновения. За последние 50-60 лет исчезло на планете 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц.


-Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное, а еженедельно – одно растение.


Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!



  1. Д/З - № 31, 32. повторить – № 24-30. Подготовка к К\Р

Написать эссе: «Мир без эволюции»


  1. Итоги урока


Приложение 1

Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 1.

  1. Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

  1. Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

  1. Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;

  1. Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

  1. Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;


Общие закономерности биологической эволюции.

Вариант 2.


  1. Гомологичными органами являются:

а) глаз человека и глаз паука;

б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

в) чешуя рептилии и перья птиц;

  1. Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействием генотипа и условий среды;

только особенностями генотипа;

  1. Конвергенцией называется:

а) расхождение признаков в процессе эволюции;

б) схождение признаков в процессе эволюции;

в) образование изолированной группы внутри популяции;

  1. Аналогичными органами у растений являются:

а) корень и корневище;

б) лист и чашелистики;

в) корень и стебель;

  1. Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а) аналогией;

б) гомологией;

в) регрессом;


(Приложение 2).

Лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ


№ вопроса

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Самостоятельно






В паре






В группе






В классе






ИТОГО:













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 9 классе по теме "Общие закономерности биологической эволюции"

Автор: Выдра Ирина Николаевна

Дата: 16.10.2019

Номер свидетельства: 522908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока биологии для учащихся 11 заочного класса "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-zaochnogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956435"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Межпредметные связи биологии "
    ["seo_title"] => string(35) "miezhpriedmietnyie-sviazi-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "192118"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427410235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа по  биологии 7 класс.  Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова   70 часов ( 2 часа в неделю)"
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaiaproghrammapobiologhii7klassavtorlnsukhorukovavskuchmienkoiiakoliesnikova70chasov2chasavniedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "305079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457870560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок по биологии для учащихся 11 классов "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "121360"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956818"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства