-Давайте подумаем, какой смысл вы вкладываете и как понимаете такие термины, и к чему приводят процессы о которых пойдет речь, как: Эволюция, Прогресс, Регресс, Закономерность.
После обсуждения даем пояснение терминам:
1. Эволюция – (от лат. Evolution – развертывание)
2. Прогресс – (от лат. progressus – движение вперед)
3. Регресс – (от лат. Regressus – возвращение, движение назад)
4. Закономерность – правило
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Как мы можем связать знания, полученные раннее, с новыми предложенными терминами?
Рассуждения учеников. Формулировка ими темы урока
Итак, тема нашего урока:
П. Актуализация. 3 мин.
- Мы с вами выяснили, что биологический прогресс приводит и представляет собой результат успеха в борьбе за существование. Отсутствие какого-либо необходимого уровня приспособленности приводит к биологическому регрессу (упрощению).
-А давайте попробуем провести мини–исследование и выяснить:
Существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?
На ваш взгляд, какова же цель нашего урока и ожидаемые результаты:
Рассуждения учеников. Формулировка ими ожидаемых результатов и цели урока
(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)
- Для этого мы с вами в течение последних уроков составляли опорную схему биологической эволюции, с которой работали. Давайте, сравним их и по необходимости дополним и заполним полностью. Для этого, пользуясь учебником и дополнительной литературой, работая в малых группах, заполним сначала таблицу, а потом и пустые ячейки в схеме и обсудим все вместе.
Закономерность
Их характеристика
Примеры
1.Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.
При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.
Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.
2. Конвергенция – независимоеразвитие сходных признакову разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.
Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.
Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.
Рефлексия 1 этапа работы – заполнение таблицы и проверка усвоения знаний. 10 мин.
– Давайте проверим правильность заполнения таблицы на доске. Вставим в предложенное определение ключевое, определяющее слово. Если правильно - затем разберем характеристику данного определения и посмотрим иллюстрации.
(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)
Рефлексия 2 этапа работы – заполнение опорной схемы и проверка усвоения знаний. 3-5 мин.
- Давайте вернемся к опорной схеме и заполним пустые ячейки в ней. Но для этого мы должны выяснить с вами, насколько правильно мы уяснили новые понятия. Для этого выполним тест:
(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)
Это будут: Дивергенция → гомологичные органы
Разобрать примеры
Конвергенция → аналогичные органы.
(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)
Итак,мы завершаем заполнение своей опорной схемы.
(Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)
Тесты.
Для лучшего усвоения и проверки того, насколько мы усвоили новый материал, проведем небольшое тестирование (Приложение 1).
(Сначала самостоятельное решение, затем обсуждение в парах, малых группах и обсуждение с классом)
Заполняют лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ (Приложение 2).
№ вопроса
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Самостоятельно
В паре
В группе
В классе
ИТОГО:
Дифференцированный подход:
(При наличии времени, можно обменяться вариантами. Для более сильных учеников, возможно решение двух вариантов)
Общие закономерности биологической эволюции.
Вариант 1.
Аналогичными органами у растений являются:
а) корень и корневище;
б) лист и чашелистики;
в) корень и стебель;
Конвергенцией называется:
а) расхождение признаков в процессе эволюции;
б) схождение признаков в процессе эволюции;
в) образование изолированной группы внутри популяции;
Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:
а) аналогией;
б) гомологией;
в) регрессом;
Гомологичными органами являются:
а) глаз человека и глаз паука;
б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;
в) чешуя рептилии и перья птиц;
Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействием генотипа и условий среды;
только особенностями генотипа;
Общие закономерности биологической эволюции.
Вариант 2.
Гомологичными органами являются:
а) глаз человека и глаз паука;
б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;
в) чешуя рептилии и перья птиц;
Разнообразие приспособлений объясняется:
а) только влиянием условий среды на организм;
б) взаимодействием генотипа и условий среды;
только особенностями генотипа;
Конвергенцией называется:
а) расхождение признаков в процессе эволюции;
б) схождение признаков в процессе эволюции;
в) образование изолированной группы внутри популяции;
Аналогичными органами у растений являются:
а) корень и корневище;
б) лист и чашелистики;
в) корень и стебель;
Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:
а) аналогией;
б) гомологией;
в) регрессом;
IV. Рефлексия10-15 мин.
А теперь, давайте, все-таки вернемся к моему вопросу:
- Существуют ли какие – либо закономерности (правила) биологической эволюции?
Для этого необходимо ответить на вопросы:
(Параллельно по стратегии Fichbone («Скелет рыбы») из технологии Критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты). Голова - записывается проблема, т.е. цель урока – закономерности биологической эволюции, хвост – решение проблемы-выводы. Желательно все делать на цветной бумаге.
Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию?(Необратимость эволюции)
Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным.
(Рассуждения учеников)
Может ли группа, каких-либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути? (Прогрессирующая специализация)
Например, если какая-то группа животных приобрела приспособления к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей.
(Рассуждения учеников)
Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)?
(Чередование главных направлений эволюции).
Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям.
(Рассуждения учеников)
Итак, давайте запишем в тетрадях –
Общие закономерности биологической эволюции:
1. Необратимость эволюции.
2. Прогрессирующая специализация.
3. Чередование главных направлений эволюции.
В глобальных катаклизмах прошлого погибло огромное количество видов, родов, семейств организмов. Но тогда климат был не стабилен, протекали активнее и спонтаннее геологические процессы.
Что же мы наблюдаем на современном этапе в процессе эволюции?
Как вы думаете, какое влияние своей деятельностью оказывает человек на процесс эволюции и протекание закономерностей биологической эволюции?
(Рассуждения учеников)
-Люди не осознают до конца, что они разоряют мир, в котором они обитают. Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью пил, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия.
Моя планета – человечий дом.
И как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»
- Целые массивы в Европе и Северной Америке уничтожены кислотными дождями. Это результат промышленного загрязнения. В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.
-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов.
- За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предшествующее существование.
-Исчезли с лица Земли такие животные, как зебра – квана, в Африке.
Бизоны в Америке, странствующий голубь, примерно 250 лет назад была обнаружена
морская корова, а через 27 лет она исчезла с лица Земли.
- Каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду рептилий и амфибий, каждому 5 виду птиц сегодня угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани полного исчезновения. За последние 50-60 лет исчезло на планете 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц.
-Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное, а еженедельно – одно растение.