kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 5 классов по биологии. В процессе урока учащиеся не только узнают, что такое бактерии, но и развивают умения делать выводы, высказывать свое предположение, умение работать в группе, а также формируют устойчивый интерес к познанию живой природы 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе по теме "Бактерии"»

УМК – Линия жизни
Класс – 5
Предмет – биология

Тема урока – Бактерии

Тип урока – открытие новых знаний

Цель урока - формирование представлений об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий


Задачи:

Планируемые результаты:

  • Обучающие - обеспечить освоение учащимися понятий «бактерии», «цианобактерии», «сапрофиты» на основе содержательного обобщения, рассмотреть строение бактерий, их питание, размножение и распространение.

  • Предметные

- воспроизводит определения понятий,

- выделяет признаки, свойственные бактериям,

- имеет представления о способах питания, особенностях размножения и распространения бактерий,

- уместно применяет понятия в письменной речи и в процессе коммуникации.

  • Развивающие - содействовать развитию умения делать выводы, умения высказывать свое предположение, умений и навыков самостоятельной работы с учебником, а также работать в группах

  • Метапредметные

- умеет делать выводы и аргументировать их

- умеет самостоятельно работать с текстовым компонентом

- умеет работать в группе

  • Воспитательные - формировать интерес к познанию живой природы, умение работать в коллективе, умение оценивать свою работу на уроке

  • Личностные

- проявляет интерес к познанию живой природы

- адекватно оценивает себя и своих одноклассников

- умеет работать в коллективе


Оборудование: учебное пособие, мультимедиапроектор, презентация, доска, раздаточный материал


Используемая литература: Учебник 5 класс, Пасечник В., Каменский А., Швецов Г., Гапонюк З.













Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап фрагмента урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемы результаты


Организационный момент (1мин)

Словесный

«слово

учителя»


- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Какое настроение вы бы хотели взять с собой? Я рада видеть ваши лица и улыбки. Проверьте, чтобы у вас на столах был учебник, тетрадь, ручка и карандаш, мы начинаем урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу

Ф


Личностные:

Проявляют интерес

Мотивация к учебной деятельности, актуализация (2мин)

Словесный

«беседа»


-Перед уроком мне пришло загадочное письмо. Кто из вас прочитает его?

-О каких живых организмах идет речь в письме?

-Правильно, о бактериях. Ученые их выделяют в отдельное царство. Скажите, а какие царства вы знаете?

-А что всех их объединяет, из чего состоят все живые организмы на планете?

Один из учеников зачитывает письмо


- О бактериях




- Растения, животные, грибы


- Из клеток

И




Ф

Письмо

(приложение 1)

Метапредметные:

Р – контролируют

свою

деятельность

К – активно взаимодействуют с

участниками

образовательного процесса

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности (3мин)

Словесный

«беседа»



Постановка целей и

задач

учебной

деятельности,

определение плана

деятельности


- Как вы поняли, какая тема у нашего урока?

-Скажите вы знаете, как выглядят, живут и питаются бактерии?

- Тогда какова цель нашего урока?

- Какие задачи нам необходимо выполнить для достижения поставленной цели?

Вы молодцы! На самом деле очень важно изучать бактерии, так как они приносят как вред, так и пользу. Из них получают лекарства, они вызывают заболевания, портят продукты, поставляют кислород в атмосферу и многое другое

- Бактерии


- Нет


Совместно с учителем формулируют цель и задачи урока

Ф

Презентация

Метапредметные:

П – настроены

на дальнейшее

изучение темы

Р – контролируют

свою

деятельность и

деятельность

обучающихся.

К – активно взаимодействуют с

участниками

образовательного процесса

Личностные:

Осознают

необходимость изучать

бактерии

Открытие новых знаний (25 мин)

Словесный

«беседа»
























Практический

«решение

задачи»


- Слово «бактерия» пришло к нам из греческого языка, что означает «палочка». Они впервые были открыты известным ученым Антони Ван Левенгуком. Наука, которая занимается изучением бактерий носит название – бактериология.

- Мы можем увидеть бактерии?

- Только если будем смотреть через микроскоп. Таким образом, мы можем сделать вывод, что бактерии – одноклеточные организмы. Также они являются одной из самых древних групп организмов, которая живет на Земле.

- Мы уже почти сформулировали с вами определение бактерий, кто полностью может сказать: кто такие бактерии?

- Какие вы молодцы. Спишите определение со слайда.

- Теперь, класс, предлагаю поделиться на группы по жребию. Тот, кто вытянет карточку с геометрической фигурой – изучает форму бактерий, карточку с едой – питание бактерий, двойную карточку – размножение бактерий, пустую – распространение бактерий. Выберите капитана группы, который будет представлять вас, и выполните задания, которые я сейчас раздам.

- Вы все отлично справились заданием. У вас на столах лежат листы самооценки. Заполните их, пожалуйста, тем самым оценив свою роль в группе.

Слушают учителя








- Нет









Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра


Делятся на группы, выполняют задания


Защищают мини-проекты, демонстрируют выполненные задания, записывают в тетрадь основные моменты, зарисовывают строение бакетрии


Заполняют листы самооценки

Ф

















И








Г



Ф








И

Презентация, учебник, карточки с заданиями

(приложение 2), листы самооценки

(приложение 3)

Предметные:

Имеют

представление о бактериях, цианобактериях, питании, размножении, формах и распространении бактерий.

Метапредметные:

П – настроены

на дальнейшее

изучение темы

Р – контролируют

свою

деятельность и

деятельность

других

обучающихся.

К – активно взаимодействуют с

участниками образовательного процесса вовремя

парной работы.

Личностные:

Осознают

необходимость изучать царство бактерий




Закрепление изученного на уроке (10 мин)

Практический

«решение

задачи»


- Проверим ваши знания по пройденной теме. Обратите внимание на слайд, там три задания. На выполнение всех заданий – 7 минут.

- Поднимите руки у кого все правильно? Поставьте себе пять в тетради.

- Есть те, кто не справился с одним заданием?

- Молодцы, если у вас все получилось. Ученики, которые допустили больше одной ошибки, подойдите ко мне на перемене.


Выполняют задания из презентации, совместно с учителем проверяют, выполняют самооценку

Г

Презентация

(приложение 4)

Предметные:

Выделяют признаки, свойственные бактериями,

уместно применяют понятия в письменной речи и в процессе коммуникации. Метапредметные:

П – настроены

на дальнейшее

изучение темы

Р –контролируют

Свою деятельность и

Деятельность других

обучающихся.

К - активно

взаимодействуют с

участниками образовательного процесса вовремя

групповой работы

Личностные:

Осознают

необходимость изучать царство бактерий,

посредством

решения практико-ориентированных задач.













Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами. Рефлексия (3 мин)

Словесный

«беседа»






Рефлексия «Лестница успеха»


- Вернемся к цели, поставленной в начале урока.

- Теперь вы знаете кого мы называем бактериями?

- А сможете сказать, как они размножаются?

- То есть мы выполнили цель?

Нарисуйте в тетради лестницу вашего успеха.

Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось.

Средняя ступенька – я испытывал затруднения, но у меня все получилось.

Верхняя ступенька – мне все удалось. Я могу использовать полученные знания и умения в своей деятельности.

- На какой лесенке успеха вы сегодня оказались?

- Что было главным на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Что было интересным?

- Чему вы научились на уроке?

Называют цель


- Да


- Да


- Да




Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке

Ф

Презентация

Метапредметные:

П – настроены

на дальнейшее

изучение темы

Р – контролируют

свою деятельность и

деятельность

других обучающихся.

К - активно

взаимодействуют с

участниками

образовательного процесса вовремя

оценки достижения

поставленных

целей и задач

Личностные:

Осознают

необходимость изучать

царство бактерий

Заключительный орг. момент (1мин)

Словесный

«слово

учителя»


Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Значение бактерий в природе». Для тех, кто хочет получать дополнительную оценку, может изготовить модель-аппликацию «Строение бактериальной клетки», работу можно выполнить в группе из 5 человек.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

И

Учебник, презентация

Предметные:

Умеют отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить










Приложения



Приложение 1:

Давным-давно, еще со дня сотворения мира, жили на Земле маленькие, бесцветные, невидимые существа – драконы. Состояли они из одной клеточки, которая могла делиться через каждые 20 минут. Вскоре вся планета была заселена этими существами. Они поселялись на растениях и животных и даже внутри них. Наиболее смелые бросались в море-океан, которые стали их второй родиной. Другие, при помощи ветра, освоили наземно-воздушную среду. Народец этот стал считать себя главнейшим на Земле.

Появление первых людей, Адама и Евы, вызвало среди драконов жуткий переполох. Главный повелитель, Чумная Палочка, протрубил большой сбор старейшин родов. Всего родов было четыре: шаровидные Кокки, палочковидные Бациллы, запятовидные Вибрионы и извитые Спириллы. Холерный Вибрион предложил на сборе объявить людям-пришельцам войну, изгнать их с планеты Земля.

Начались боевые действия. Одни диверсанты стали незаметно поселяться на продуктах питания и портить их. Другие вредители разрушали стога сена, рыболовные снасти, рукописи и книги в книгохранилищах. Третья группа существ, руководимая Холерным Вибрионом, стала проникать внутрь тела людей и травить их. Людское племя несло огромные потери. На военном совете люди решили перейти к тактическим действиям, направленным против драконов.

Для соперников-сладкоежек были выставлены чаны с молоком. Накинувшись на сахар, содержавшийся в молоке, драконы превратили молоко в простоквашу, а сливки – в сметану. Они добровольно согласились работать в пищевой промышленности, квасили овощи, силосовали корма.

Другие существа подружились с бобовыми растениями (горохом, фасолью, соей, викой, чиной и др.) и стали жить в клубеньках на корнях этих растений. Они усваивали азот воздуха и обогащали почву веществами, содержащими азот.

Третьим существам пришлась по душе работа санитаров. Денно и нощно трудились они на «фабрике» переработки отходов - отмерших организмов растений и животных. В ходе утилизации отходов образовывался перегной. Продукция по «конвейеру» шла в «цех», где почвенные бактерии превращали перегной в минеральные вещества, используемые корнями растений

И только группа Холерного Вибриона не сдавалась. При помощи Чумной Палочки, Тифа и других приспешников они продолжали выкашивать людей. Пришлось людям просить совета и помощи у царицы Гигиены. Жила она на океанском острове. Его покрывали леса из мыльного, уксусного, земляничного, тюльпанного и других диковинных деревьев. В долинах били фонтаны гейзеров с целебной водой. Выслушав просьбу людей, царица Гигиена дала им несколько советов. Выполняя их, люди научились побеждать невидимых драконов.






Приложение 2:

Группа № 1

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Форма бактерий

Форма бактерий (рис. 28, стр. 52). В зависимости от формы клетки бактерии различают: шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные бактерии передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков. Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Вопросы

  1. Одинаковую ли форму клетки имеют бактерии?

  2. Какие формы бактерий вы можете назвать?

  3. Встречаются ли колониальные формы бактерий?

  4. Способны ли бактерии двигаться?

  5. Назовите органоиды движения у бактерий.

  6. Все ли бактерии способны к движению?

  7. Имеют ли бактерии цвет?

  8. Зарисуйте бактерии и укажите название их формы.



Группа № 2

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Питание бактерий

Большинство бактерий питается готовыми ор­ганическими веществами. Лишь некоторые из них, на­пример синезелёные, или цианобактерии, способны соз­давать органические вещества из неорганических. Они сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмо­сфере Земли и создании органических веществ.

Автотрофы – организмы, которые сами могут создавать органические вещества. Автотрофные организмы делятся на две группы. Это -  фототрофы, к ним относятся цианобактерии. При этом они могут использовать энергию света для создания органических веществ.

Хемотрофы – это организмы, которые для создания органических веществ используют энергию химических реакций. К ним относятся водородные  бактерии, серобактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии.

Гетеротрофы – организмы, которые  получают органические вещества в качестве пищи в готовом виде, сами создавать их  не могут. По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» —питание, пища), получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организ­мов, и паразиты (от греческого «паразитос» — нахлеб­ник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространён очень широко. Существуют даже бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболе­вания у растений, животных и человека.

Встречаются так называемые хищные бактерии. Это колониальные бактерии. Их клетки соединены мостиками и образуют подобие ловчей сети. Передвигаясь, такая колония захватывает и переваривает мелкие живые организмы.

Вопросы:

  1. Кто такие автотрофы?

  2. На какие группы делятся автотрофы?

  3. Кто такие фототрофы? Кто к ним относится?

  4. Кто такие хемотрофы? Кто к ним относится?

  5. Кто такие гетеротрофы?

  6. Кто такие сапрофиты? Кто к ним относится?

  7. Кто такие паразиты? Кто к ним относится?

  8. Заполните таблицу и представьте её в кластере.

  9. Каких бактерий больше: автотрофных или гетеротрофных?

Группа № 3

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Изготовьте кластер.

Размножение бактерий

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каж­дые 20—30 мин. При таком быстром размножении по­томство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и оке­аны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65—100 °С, под действием дезинфи­цирующих веществ, в результате борьбы между видами и т. д.

Для некоторых бактерий характерен и половой способ размножения.

Вопросы

  1. Как размножаются бактерии?

  2. Какие условия необходимы для размножения бактерий?

  3. Как часто может происходить размножение у бактерий?

  4. Почему бактерии не увеличивают свою численность в количестве, которое может заполнить все моря, океаны, почву, воздух?

  5. Какой способ размножения характерен только для небольшого числа видов бактерий?

Группа № 4

Подготовьте сообщение, ответив на вопросы.  Составьте кластер.

Распространение бактерий

Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Они живут во льдах Ан­тарктиды при температуре -83 °С и в горячих источни­ках, температура которых достигает +85—90 °С. Некоторые из них могут жить при температуре -2оС до + 75оС. Но наиболее благоприятной  для большинства бактерий можно считать  температуру +4оС до +40оС. При более высоких температурах многие виды погибают. Губителен  для бактерий  и прямой солнечный свет.   Особен­но много их в почве. В 1 г почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после прове­тривания перед началом урока бактерий в 13 раз мень­ше, чем в той же комнате после урока.

Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха (аэробные бактерии). Они встречаются на поверхности почвы, в её рыхлых верхних слоях, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе.  Другие не нуждаются в кислороде, для них кислород губителен,  они  способны жить в бескислородной среде.  Это анаэробные бактерии. Анаэробы обитают  в глубоких слоях почвы, в иле, в толще воды.  Таким образом, по типу обмена веществ бактерии разделяются на аэробные и анаэробные.

Вопросы

  1. Опишите места распространения бактерий.

  2. Какая температура наиболее благоприятна для жизни бактерий?

  3. Какие факторы окружающей среды губительны для бактерий?

  4. В какой среде обитания больше всего бактерий?

  5. Сравните количество бактерий в проветриваемых и непроветриваемых помещениях. Ответ поясните.

  6. Составьте схему «Среда обитания бактерий

  7. Какие типы обмена веществ встречаются у бактерий?

  8. Составьте схему «Типы обмена веществ у бактерий».

Приложение 3:

Приложение 4:

  1. Заполните пропуски в тексте:

Бактериальная клетка снаружи покрыта_____________, под которой находится____________. В цитоплазме рассеяно_____________. При неблагоприятных условиях бактерии образуют____________. Размножаются бактерии____________.

Слова: плотной оболочкой, цитоплазма, ядерное вещество, споры, делением клетки пополам.

  1. Как называются шарообразные бактерии? а) бациллы, б) кокки, в) спириллы, г) вибрионы, д) спирохеты

  2. Подпишите элементы строения бактерии





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе по теме "Бактерии"

Автор: Усольцева Анастасия Дмитриевна

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок биологии по теме^"Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208961"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430982314"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Технологическая карта урока биологии в 5 классе. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»."
    ["seo_title"] => string(110) "tiekhnologhichieskaiakartaurokabiologhiiv5klassietiemabaktieriiikhraznoobraziiestroieniieizhizniedieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "283723"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453877803"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок биологии по теме: Бактерии"
    ["seo_title"] => string(34) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "288627"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454659434"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тест по биологии по теме "Бактерии" "
    ["seo_title"] => string(38) "tiest-po-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "193200"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427609995"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок биологии на тему "Бактерии" (5 класс ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(39) "urokbiologhiinatiemubaktierii5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "331539"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464665579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства