II. Новый материал (совместное открытие знаний). | Презентация Ж.Б. Ламарк - французский ученый, который Впервые ввел термин «биология» в 1802 г, а Теофраст - ученый, считающийся основоположником науки ботаники. Ведь именно ботанику мы будем изучать с вами в этом году. Примерно 3500 миллионов лет тому назад в морях, по мнению современных ученых, зародилась жизнь. Первые живые организмы на Земле были такие крошечные, что их трудно было бы различить простым глазом. Постепенно организмы менялись, усложнялись. Сегодня на земле существует огромное количество разнообразных живых организмов. ? Чтобы разобраться во всем этом многообразии, ученые объединили их в различные царства. Какие? ? Чем отличаются организмы разных царств? Каковы их признаки? ? Признаки растений? (Составляем совместно таблицу в тетради.) Признак сравнения | Растения | Питание | Образуют питательные вещества за счет энергии света (автотрофы) | Рост | Не ограничен | Движение | Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения | Газообмен | Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода) | Строение клетки | Клеточная стенка из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов | Ботаника – наука, изучающая царство растений. На слайде мы видим разделы науки ботаники. Анатомия растений - внутреннее строение растений Морфология растений - внешнее строение растений Физиология растений - процессы, происходящие в растении Систематика растений - классификация растений Геоботаника - строение и значение растительных сообществ Селекция - сорта растений и их свойства Цитология - клетка (у нас - растительная) Биохимия растений - химический состав растений Палеоботаника - ископаемые растения Экология растений - связь растений с окружающей средой ? Что мы понимаем под словами «культурные растения»? «Дикорастущие растения? Культурные и дикорастущие растения. Растительный мир существовал на Земле задолго до появления человека. Рас-тения обитают на огромных пространствах суши: в тундрах, лесах, степях. Они населяют водные просторы прудов, озер, болот, рек, морей, океанов и способны жить даже на голых скалах и сыпучих песках. Такие растения, которые размно-жаются и расселяются без участия человека называются дикорастущими. Се-годня на Земном шаре известно около 500 тысяч видов дикорастущих растений. Трудно сказать, когда человек впервые начал выращивать возле жилья растения, которые он до этого собирал далеко от дома. Такие растения, которые специально возделываются человеком называются культурными. В наши дни человек выращивает более 2000 видов культурных растений. ? Какие группы можно выделить среди культурных растений? (К культурным растениям относят пищевые, кормовые, технические, декоративные растения.) Пищевые растения делятся на группы: зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо, рис, кукуруза; зернобобовые - горох, бобы, соя; овощные - картофель, капуста, свекла, морковь, редис; плодово-ягодные - яблоня, вишня, смородина, виноград; масличные - подсолнечник, горчица, рапс. ? Для чего человек выращивает кормовые растения? (Кормовые растения - специально выращиваются на корм сельскохозяйственным животным. Это кормовая свекла, брюква.) ? Что дают человеку технические растения? (Технические растения - дают сырье для промышленности, например, лен, хлопок.) ? Для чего выращиваются декоративные растения? (Декоративные растения - выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений. Это астры, пионы, розы, комнатные растения.) В течение веков выращиваемые растения изменялись в нужном для человека направлении. Дикий картофель, произрастающий в высокогорных районах Южной Америки, имеет клубни величиной с горошину, насколько крупнее картофель культурный может убедиться каждый. Почти несъедобны мелкие и кислые яблоки дикой лесной яблони. Культурные же яблони приносят крупные, вкусные, ароматные плоды. Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: дружбу, любовь, верность, героизм, мир. Например, олива считается символом мира, лотос - символом солнца и плодородия, незабудка - олицетворением постоянства, долгой памяти и верности. ? По своей продолжительности жизни растения можно поделить на три группы. (деревья и кустарники и травянистые травы ) Чем различаются деревья и кустарники и травянистые травы? (форма, по стволу, высоте) ? Давайте вспомним особенности внешнего строения растений. Какие есть органы у растений? Корень и побег - вегетативные органы; цветок, плод, семя - генеративные органы. ? Это строение многоклеточного или одноклеточного растения? ? Клетка? Ткань? Орган? Система органов? Организм? ? Какую роль играют растения в природе и для человека? Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Они украшают нашу жизнь, дают нам витамины, пищу, лекарства, мебель, бумагу. Они постоянно с нами, они вокруг нас. Подведение результата изучения темы. | Учебник | Коммуникативные УУД Формирование умения само-стоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Личностные УУД Постепенно выстраивать соб-ственное целостное мировоз-зрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безо-пасного образа жизни и сох-ранения здоровья. Формиро-вать экологическое мышле-ние: умение оценивать свою деятельность и поступки дру-гих людей с точки зрения сох-ранения окружающей среды – гаранта жизни и благополу-чия людей на Земле. Познавательные УУД Формирование умения ориен-тироваться в учебнике, нахо-дить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, срав-нивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следст-вия простых явлений. Созда-вать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.) Регулятивные УУД Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). |