kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать общее представление о ботанике как разделе науки биология; сформировать первоначальные представления о внешнем строении и общей характеристике растений; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений"»


Урок биологии в 6 классе (ФГОС второго поколения)

Программа И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой

(Биология 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2012г)


Тема: Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Цель: дать общее представление о ботанике как разделе науки биология; сформировать первоначальные представления о внешнем строении и общей характеристике растений; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности. Развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; интерес к биологическим знаниям; формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач. Формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД: Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД


I.Орг.момент. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Подготовьте все необходимое к уроку.

Беседа:

? Почему живая природа необходима для жизни человека? Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?

? Какова роль биологии в жизни современного человека?

? Что изучает биология?

? Вспомните, как называется раздел биологии, который изучает растения?


– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?


Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Тема урока записывается в тетради.


Учебник, иллюстратив-ный материал по растениям. Гербарии.

Регулятивные УУД

Формирование умения само-стоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (фор-мулировка вопроса урока). Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слу-шать и понимать речь других людей.


II. Новый материал (совместное открытие знаний).

Презентация

Ж.Б. Ламарк - французский ученый, который Впервые ввел термин «биология» в 1802 г, а Теофраст - ученый, считающийся основоположником науки ботаники. Ведь именно ботанику мы будем изучать с вами в этом году.


Примерно 3500 миллионов лет тому назад в морях, по мнению современных ученых, зародилась жизнь. Первые живые организмы на Земле были такие крошечные, что их трудно было бы различить простым глазом. Постепенно организмы менялись, усложнялись. Сегодня на земле существует огромное количество разнообразных живых организмов.

? Чтобы разобраться во всем этом многообразии, ученые объединили их в различные царства. Какие?

? Чем отличаются организмы разных царств? Каковы их признаки?

? Признаки растений? (Составляем совместно таблицу в тетради.)


Признак сравнения

Растения

Питание

Образуют питательные вещества за счет энергии света (автотрофы)

Рост

Не ограничен

Движение

Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения

Газообмен

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Строение клетки

Клеточная стенка из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов


Ботаника – наука, изучающая царство растений. На слайде мы видим разделы науки ботаники.

Анатомия растений - внутреннее строение растений

Морфология растений - внешнее строение растений

Физиология растений - процессы, происходящие в растении

Систематика растений - классификация растений

Геоботаника - строение и значение растительных сообществ

Селекция - сорта растений и их свойства

Цитология - клетка (у нас - растительная)

Биохимия растений - химический состав растений

Палеоботаника - ископаемые растения

Экология растений - связь растений с окружающей средой

? Что мы понимаем под словами «культурные растения»? «Дикорастущие растения?


Культурные и дикорастущие растения.

Растительный мир существовал на Земле задолго до появления человека. Рас-тения обитают на огромных пространствах суши: в тундрах, лесах, степях. Они населяют водные просторы прудов, озер, болот, рек, морей, океанов и способны жить даже на голых скалах и сыпучих песках. Такие растения, которые размно-жаются и расселяются без участия человека называются дикорастущими. Се-годня на Земном шаре известно около 500 тысяч видов дикорастущих растений.

Трудно сказать, когда человек впервые начал выращивать возле жилья растения, которые он до этого собирал далеко от дома. Такие растения, которые специально возделываются человеком называются культурными. В наши дни человек выращивает более 2000 видов культурных растений.


? Какие группы можно выделить среди культурных растений? культурным растениям относят пищевые, кормовые, технические, декоративные растения.)

Пищевые растения делятся на группы: зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо, рис, кукуруза; зернобобовые - горох, бобы, соя; овощные - картофель, капуста, свекла, морковь, редис; плодово-ягодные - яблоня, вишня, смородина, виноград; масличные - подсолнечник, горчица, рапс.


? Для чего человек выращивает кормовые растения? (Кормовые растения - специально выращиваются на корм сельскохозяйственным животным. Это кормовая свекла, брюква.)

? Что дают человеку технические растения? (Технические растения - дают сырье для промышленности, например, лен, хлопок.)

? Для чего выращиваются декоративные растения? (Декоративные растения - выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений. Это астры, пионы, розы, комнатные растения.)

В течение веков выращиваемые растения изменялись в нужном для человека направлении. Дикий картофель, произрастающий в высокогорных районах Южной Америки, имеет клубни величиной с горошину, насколько крупнее картофель культурный может убедиться каждый. Почти несъедобны мелкие и кислые яблоки дикой лесной яблони. Культурные же яблони приносят крупные, вкусные, ароматные плоды.

Есть в природе растения, которые символизируют дорогие и близкие каждому понятия: дружбу, любовь, верность, героизм, мир. Например, олива считается символом мира, лотос - символом солнца и плодородия, незабудка - олицетворением постоянства, долгой памяти и верности.


? По своей продолжительности жизни растения можно поделить на три группы. (деревья и кустарники и травянистые травы ) Чем различаются деревья и кустарники и травянистые травы? (форма, по стволу, высоте)

? Давайте вспомним особенности внешнего строения растений. Какие есть органы у растений?

Корень и побег - вегетативные органы; цветок, плод, семя - генеративные органы.

? Это строение многоклеточного или одноклеточного растения?


? Клетка? Ткань? Орган? Система органов? Организм?


? Какую роль играют растения в природе и для человека?

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Они украшают нашу жизнь, дают нам витамины, пищу, лекарства, мебель, бумагу. Они постоянно с нами, они вокруг нас.


Подведение результата изучения темы.

Учебник

Коммуникативные УУД

Формирование умения само-стоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

Постепенно выстраивать соб-ственное целостное мировоз-зрение. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безо-пасного образа жизни и сох-ранения здоровья. Формиро-вать экологическое мышле-ние: умение оценивать свою деятельность и поступки дру-гих людей с точки зрения сох-ранения окружающей среды – гаранта жизни и благополу-чия людей на Земле.

Познавательные УУД

Формирование умения ориен-тироваться в учебнике, нахо-дить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, срав-нивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следст-вия простых явлений. Созда-вать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию

в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)

Регулятивные УУД

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


III. Обобщение и закрепление

Вопросы на с. 7.

Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды?


Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

– Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: § 1.




Литература:

  1. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

  2. Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г).

  3. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346414

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок биологии "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений""
    ["seo_title"] => string(96) "urok_biologhii_tsarstvo_rastieniia_vnieshnieie_stroieniie_i_obshchaia_kharaktieristika_rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "346413"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475057425"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Презентация к уроку по биологии в 6 классе: «Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_po_biologii_v_6_klasse_tsarstvo_rasteniia_vneshnee_stroeni"
    ["file_id"] => string(6) "531103"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1575912039"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "тематическое планирование по биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(51) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "137467"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417356480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства