МБОУ «Доеговская основная общеобразовательная школа»
Урок охраны окружающей среды. 5 класс
Логинова Ольга Ивановна,
учитель биологии, химии
2015г.
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;
- Задачи:
- Формировать представления о Земле как общечеловеческом доме;
- Показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формировать экологическую культуру.
Отрицательное воздействие человека на окружающую среду
Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы- ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами… В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.
- Человек оказывает сильное влияние на дикорастущие растения: проводит лесопосадки, изменяет состав растений луга, леса, болота и т.п. Человек губит деревья, рвет цветы, плохо обращается с пойменными лугами, по вине человека иногда бывают лесные пожары, заболачиваются территории и уничтожаются растения.
- Продолжительность разложения отходов:
- Автобусный билет - 1 месяц
- Кожура банана - до 6 месяцев
- Бумажный стаканчик— до 5 лет
- Консервная банка— 10 лет
- Шерстяной носок— 1 год
- Деревянная палка— 4 года
- Деревянная окрашенная доска— 13 лет
- Алюминиевые, пластиковые
- бутылки - более 500 лет
- Стеклянные бутылки— никогда
- Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли .
Загрязнение окружающей среды.
Основные источники загрязнения.
Атмосфера
Промышленность
Гидросфера
Основные вредные вещества .
Транспорт
Сточные воды Утечка нефти Автотранспорт
Оксиды углерода, серы, азота Органические соединения Промышленная пыль.
Литосфера
Тепловые электростанции
Тяжелые металлы Нефть Нефтепродукты
Отходы промышленности и Сельского хозяйства Избыточное использование удобрений
Пластмассы Резина Тяжелые металлы
Три подарка человека самому себе
Парниковый эффект
Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при этом образуется 5,5 млрд. тонн углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Если температура на Земле повысится на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода затопит огромные площади суши вместе полями и огородами. Повсюду изменится погода, разладится работа с/х и вся жизнь людей.
Озоновые дыры
Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежителя воздуха, лака или других аэрозолей , мы обычно не думаем ,что это может нанести вред окружающей среде . Оказывается ,может , и ещё какой !!! В этих баллончиках бывают вещества ,которые попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой .Тот , самый ,который защищает всё живое от солнечных лучей .Если озоновый слой будет разрушен , все живое на Земле погибнет.
Кислотные дожди
Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий котельных, автомобилей. Выпадая с дождём на землю , она губит всё живое . К сожалению, люди во многих районах мира всё чаще сталкиваются с этой бедой .
Что сделано
- Создание охраняемых территорий: заповедников (территории где исключаются хозяйственная деятельность человека, разводят редких видов растений и животных)
Памятники природы (отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры), заказники (территории с частичным режимом охраны)
Национальные парки (участки, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях.)
Красная книга
- В книге: черная страница содержит названия исчезнувших видов, красная – виды на грани исчезновения, желтая – восстанавливающих, зеленая – малоизученных, белая – не изученных видов животных и растений.
Всемирный фонд дикой природы
Цель Всемирного фонда дикой природы - построить будущее, к котором человек и природа будут сосуществовать в гармонии". …За более чем сорок лет своего существования Всемирный фонд дикой природы превратился во влиятельную организацию и действует более чем в 130 странах мира
Панда – символ Всемирно-го фонда дикой природ
Важнейшие экологические проблемы:
- Сохранить все живое на планете
- Бороться с уничтожением лесов
- Остановить наступление пустынь
- Защитить планету от всех видов загрязнений
Необходимо
- Чтобы не загрязнять атмосферу, следует на трубах заводов ставить фильтры, препятствующих выбросу ядовитых веществ.
- Необходимо создавать больше охраняемых территорий, микрозаказники с целью охраны конкретных видов растений.
- Необходимо запретить сбор диких цветковых растений.
- Разрешать заготовку лекарственного сырья только по лицензиям в необходимом объеме, исключить из этого списка растения редкие и занесенные в Красную книгу.
- Регулировать выпас скота в природных условиях, создавать искусственные пастбища.
- Обучать подрастающее поколение к охране природы к рациональному природопользованию.
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Бережно относиться к природным богатствам»
- Как понимаете свою роль в выполнении этой обязанности?
Берегите природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Сумел ты ощутить,
Все те страданья, что Земле
Должна быть чистою Земля
Приходится терпеть.
И небо чистым быть.
Надолго ль хватит нам воды,
А Землю эту, не щадя,
Коль растворен в ней яд?
За веком век
Надолго ль хватит тех лесов,
И брал все только на себя
« Разумный » человек.
Где топоры стучат?
Сейчас же кинулись спасать
Спасти поля, леса, луга
« Природную среду»,
И чистую гладь рек – всю Землю
Но почему ж так поздно мы почуяли беду?
Можешь только ты,
Разумный человек!
Будущее нашей планеты в наших руках
- -Какой вывод сделали для себя?
- Зависит ли от вас состояние окружающей среды и планеты?
- Мне понравилось …
- Я узнал, что …
- Сделал вывод …
- Для сохранения природы необходимо …
Домашнее задание.
- -Подготовиться к фотовыставке по теме
« Родные просторы »