Систематизировать знания о нуклеиновых кислотах и их биологическом значении.
Продолжать формировать систему знаний об органическом мире на молекулярном и клеточном уровнях организации живой природы. Развивать мышление, предлагая решение биологических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии. "Сравнение ДНК и РНК"»
Урок 1 «Сравнение ДНК и РНК»
10 класс.
Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.
Изучение новой темы по модульной технологии.
Цели урока:
Систематизировать знания о нуклеиновых кислотах и их биологическом значении.
Продолжать формировать систему знаний об органическом мире на молекулярном и клеточном уровнях организации живой природы. Развивать мышление, предлагая решение биологических задач.
Совершенствовать умение обучающихся самостоятельно работать с учебником и дополнительными источниками литературы.
Оборудование: модель молекулы ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», мультимедиапроектор, компьютер.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Подготовка к осознанному восприятию нового материала.
Актуализация опорных знаний: где находятся молекулы нуклеиновых кислот, какова их роль в жизни живых организмов, почему ты не являешься полной копией одного из своих родителей и почему все люди похожи друг на друга. Обсуждение этих вопросов с классом. Краткие устные выводы о биологической роли ДНК и РНК.
Что общего в строении нуклеиновых кислот?
В результате беседы, обучающиеся озвучивают тему урока.
Каково полное название ДНК и РНК?
Мотивация учебной деятельности.
Демонстрация презентации «Строение ДНК и РНК». Время презентации 3 минуты.
Организация самостоятельной работы. Обеспечение обучающихся карточками с заданиями.
УЭ 1. Время выполнения 10 мин. Цель: отработать навыки работы с учебной литературой.
Заполни таблицу, используя учебник и свои знания по теме.
Вопрос
ДНК
РНК
К какой группе высокомолекулярных соединений относится
Какие структурные особенности имеет молекула
Какими мономерами образована молекула
Какие компоненты составляют мономер
Какой углевод входит в состав мономеров
Какие азотистые основания входят в состав мономеров
Обменяйтесь работами и оцените ответы у вашего соседа по парте. Правильные ответы проецируются на экран через мультимедиапроектор.
Оценка ___________. Будьте критичны к ответам товарища.
УЭ 2. Время выполнения 8 мин. Фронтальная работа. Слайд через мультимедиапроектор проецируется на экран. Устное обсуждение ответов на поставленные вопросы.
Вспомните, что такое принцип комплементарности.
Найди на приведенных ниже фрагментах двойной цепи ДНК правильнуюI/
I.
А….Т
А…Т
А…Т
Т…А
Г…Ц
А…Т
Ц…Г
А…Т
. .
. .
II.
А…Г
Т…Ц
А…Г
Т…Ц
Г…А
Г…А
Ц…Т
А…Г
. .
. .
III.
Г…Г
А…А
Ц…Ц
Ц…Ц
Г…Г
А…А
Т…Т
Т…Т
. .
. .
IV.
А…Ц
Т…Г
Ц…А
Ц…Ц
Т…Г А…Ц
А…Ц
Г…Т
. .
. .
К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подбери соответствующее определение.
Первичная структура белка
Вторичная структура белка
Третичная структура белка
Четвертичная структура белка
Соединение нескольких разных белковых цепей, свернутых в спираль и клубок.
Переплетение в клубок спиралей белковой молекулы
Спиральное строение белковой молекулы
Последовательность определенных аминокислот в молекуле белка (белковой цепи)
Выводы к этому этапу урока.
УЭ 3. самостоятельная работа. Время выполнения 8 мин.
К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подбери соответствующее определение.
ДНК
РНК
Антикодон
Специфичность кода
Избыточность кода
Принцип комплементарности
участок молекулы транспортной РНК (тРНК), включающий три последовательно расположенных нуклеотида (триплет), взаимодействующий с кодоном и иРНК.
существование нескольких кодонов для одной и той же аминокислоты.
двухцепочечный биологический полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу.
сочетание трех последовательно расположенных нуклеотидов (триплет) в молекуле ДНК или иРНК, определяющее положение в полипептидной цепи определенной аминокислоты.
одноцепочечный линейный биологический полимер, мономерами которого являются нуклеотиды, содержащие рибозу.
строгое соответствие кодону ДНК определенной аминокислоты.
Обменяйтесь работами и оцените ответы у вашего соседа по парте. Проверьте правильность ответов. (Проектируются на экран). Оценка _________________-.
УЭ 4. время выполнения 5 мин.
К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подбери соответствующее определение.
Метаболизм
Анаболизм
Катаболизм
Совокупность процессов обмена веществ.
Физиолого-биохимические процессы направленные на усвоение клеткой пищевых веществ, в ходе которых образуется ее тело.
Физиолого-биохимические процессы, направленные на расщепление органических веществ, в ходе которых выделяется энергия.
Обменяйтесь работами и оцените ответы у вашего соседа по парте. Оценка __________.
Чтобы узнать оценку за этот урок, сложите все полученные оценки и разделите сумму на 3 (число полученных оценок).
Общая оценка за урок ___________________________.
Закрепление знаний по изученной теме. Итоговая беседа.
Возможен ли метаболизм без синтеза белка?
Каким образом можно установить основополагающую роль генов в биосинтезе белка?
Что такое видовая и индивидуальная специфичность белков, каким образом она может проявляться?
В составе каких нуклеиновых кислот находятся антикодоны?
Выводы к уроку.
Рефлексия. На этом уроке важной информацией для меня было …
Домашнее задание. Придумать задания к изученной теме в форме тестов, подготовить сообщения о структурах белковой молекулы.