Цели обучения | Все учащиеся смогут: узнать к чему может привести потребительское отношение к природе. |
Большинство учащихся будут уметь: на конкретных примерах показывать значение экологических знаний для обеспечения устойчивого развития общества. |
Некоторые учащиеся смогут: осознать, что главная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе. |
Языковая цель | Учащиеся могут добиться усвоения понятий литосфера, гидросфера, атмосфера, |
Ключевые слова и фразы: экологическое образование, экологическое воспитание. |
Вопросы для обсуждения: Современное состояние природной среды. Роль природы в жизни человечества. Природные ресурсы. Охрана природы. Принципы и правила. Местные проблемы охраны природы. |
Можете ли вы сказать, почему время неконтролируемого использования ресурсов биосферы человечеством неминуемо должно закончиться? |
Подсказки: полезные ископаемые возобновляемые и не возобновляемые. |
Предыдущее обучение | Экология, взаимоотношение организмов и окружающей среды. |
План |
Планируе- мые сроки | Запланированные мероприятия (Деятельность учителя и учащихся) | Ресурсы |
Начало урока | Организационный момент. Приветствие, проверка к готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. «Человек неразумен… умом обладает окружающая его среда» - афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо, прежде всего овладеть языком Природы. Каким образом? Необходимо действовать. Мудрое изречение из «Древо познания»: Всякая деятельность есть познание, Всякое познание есть деятельность.
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Современное состояние природной среды. Роль природы в жизни человечества. Природные ресурсы. Дискуссия, самостоятельная работа с учебником, просмотр слайдов и таблицы. 2. Охрана природы. Принципы и правила. Самостоятельная работа. Просмотр видеофильма «Охрана природы». 3. Местные проблемы охраны природы. Работа в малых группах. | Презентация. Слайд приветствие. Слайд. Афоризмы. План урока. Учебник Таблицы Видеофильм «Охрана природы». |
Середина урока | Импровизация «Слабое звено» жизни Дискуссия. Обсуждение проблемы воздействия человечества на природу. Учащимся предлагаю определить, какие направления этого влияния можно выделить. Примерный образец ответа учащихся: использование разнообразных ресурсов вплоть до исчерпания некоторых из них; загрязнение окружающей среды; демографическое давление (сельскохозяйственное использование земель; рост населения; рост крупных городов. Работа с учебником и просмотр слайдов (разбор схемы классификации природных ресурсов – стр.219 учебника) Классификация природных ресурсов (по Н.Ф.Реймерсу, 1994 г.) Самостоятельная работа (см. таблицу размещения природных ресурсов на планете). Формулирование вывода о том, что в целом на планете наблюдается напряженная обстановка в обеспечении человечества необходимыми ресурсами. Природные ресурсы на планете размещены крайне неравномерно, что объясняется различиями в климатических и тектонических процессах на Земле. Просмотр видеофильма «Охрана природы». Работа в малых группах. Класс делится на три группы. Первой и второй группе необходимо перечислить экологические проблемы, затрагивающие интересы всех народов, живущих на Земле. Третьей группе составить обращение к людям. Ответить на вопросы: Какие экологические проблемы наиболее актуальны для Казахстана? Как вы думаете, что в данной ситуации развития событий следует предпринять? | Запись схемы «Стратегия выживания человечества, схема прилагается Учебник Таблица. Приложение 1. Самостоятельная работа. Видеофильм Вывод: все экологические проблемы широко распространены и трудно решаемы, чтобы с ними могла справиться отдельная страна, даже с самым высоким экономическим потенциалом. Нужны усилия всего мирового сообщества. |
Конец урока | Закрепление. Ученые считают насущной потребностью развития современного общества – экологическое образование населения, формирование бережного отношения к природе; введение в практику экологической экспертизы любых проектов и широкое информационное обеспечение; рациональное природопользование; всеобщее разоружение, использование освобождающихся средств на восстановление экологического равновесия. Игра «Экологические шарады». Цель: вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам; выявить и расширить знания о состоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины, следствия, возможные пути выхода из кризиса. Домашнее задание. Подготовить рефераты на темы: «Местные проблемы охраны природы», «Экологические проблемы Казахстана» Рефлексия. Свободный микрофон. | Работа с тетрадями Карточки с шарадами. Микрофон. Ученики высказывают свое мнение по теме урока. |
№ | Природные ресурсы | Характеристика состояния, запасов и перспектив использования |
Энергетические ресурсы |
1 | Солнечная радиация | Практически неисчерпаема, слабо используется. Очень перспективна как энергетический ресурс. |
2 | Энергия морских приливов и отливов | Слабо используется, перспективна, но с ограничениями (переход в тепловую энергию добавляет тепло в тропосферу, а потому и в биосферу) |
3 | Энергия естественного атомного распада и спонтанных химических реакций | Интенсивно используется. Перспективы проблематичны из-за неустранимости отходов и опасности концентрации действующего начала |
4 | Нефть | Перспективна по гипотезам примерно на 30-50 лет |
5 | Природный газ | Перспективен на 30 лет |
6 | Уголь | Перспективен не менее чем на 100 лет |
7 | Сланцы | Запасы значительны, используются мало. Малоперспективны из-за значительных отходов и трудноустраняемых выбросов |
8 | Торф | Запасы значительны. Малоперспективны из-за высокой зольности и негативных экологических последствий. |
9 | Энергия искусственного атомного распада и ядерного синтеза | Запасы неисчерпаемы. Но экологически этот вид энергетики опасен, пока не будет найден способ дезактивации отходов |
Газово-атмосферные ресурсы |
1 | Ресурсы отдельных газов атмосферы | Нарушен баланс прихода и расхода |
2 | Фитонциды и другие биогенные летучие вещества | В урбанизированных районах ниже биологических норм, местами превращаются в аллергены |
3 | Антропогенные газовые загрязнения | Выше приемлемых норм |
Водные ресурсы |
1 | Атмосферная влага | Регионально сильно подкислена за счет осадков |
2 | Океанические и морские воды | Локальное подкисление мелководий, региональное изменение солености и объема. Уровень океана растет примерно на 1 мм/год |
3 | Озера, водохранилища и пруды | Местами наблюдается закисление вод осадками |
4 | Текучие воды (рек, ручьев) поверхностного и глубинного стока | В ряде случаев глубоко антропогенно изменены и сильно загрязнены. Нарушен водный сток. |
5 | Жидкие загрязнения(в том числе искусственно привнесенные) | Местами обильны, превышают способность водоемов к самоочищению. Загрязненность океана выше допустимых норм. |
6 | Гидрогеологические ресурсы | Велики, интенсивно используются, местами подземные воды сильно загрязнены |
7 | Глубинные загрязнения антропогенного характера | Местами очень существенные, особенно в регионах массового применения минеральных удобрений, закачки токсинных отходов, крупных свалок |
Почвенно-геологические ресурсы |
1 | Почвы | Глобально сильно нарушены. Эродированы до выбытия из сельскохозяйственного оборота более половины земель. |
2 | Криогенные субстраты | Местами наблюдается уменьшение мощности горных ледников. Существует теоретическая угроза таяния материковых льдов и деградация вечной мерзлоты в связи с вероятным потеплением климата. |
3 | Эрозия почв (всех видов) | Глобальное антропогенное опустынивание |
4 | Металлические и неметаллические руды, нерудные ископаемые | Постепенно истощаются, но ресурсы велики, кроме ряда металлов, запасы которых перспективны на 15-20 лет. Накопление на поверхности земли извлекаемых из глубин тяжелых металлов имеет кризисный характер, угрожающий геохимическими катастрофами. |