4. Подвести итог выполненной работы.Способность размножаться – важное свойство всех живых организмов. В определенную пору жизни размножается каждое растение. Вегетативное размножение – это один из способов бесполого размножения растений, при котором новые особи образуются из вегетативных органов – корней, стеблей, листьев, их частей или их видоизменений, а также групп клеток.
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Вегетативное размножение растений" »
Тема урока: Вегетативное размножение растений.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель и задачи занятия: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:
Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;
Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;
Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;
Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Планируемые результаты:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;
- понимание ценностного отношения к окружающей среде;
- овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;
- анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса. Здравствуйте, садитесь. – Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? (хорошее). Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Учитель: - Ребята, назовите, какие предметы находятся у вас на столах? (цветочные горшки с почвой, комнатные растения, стакан с водой, перчатки.
Учитель: - Давайте вместе подумаем: какое доброе дело мы можем сделать, используя эти предметы? ( посадить цветы для ребят).
Учитель: - А сажать цветы, растения вообще это доброе дело?
Учитель: - А каково значение цветов в жизни человека?
Учитель: - Да, цветы – это символ красоты! Они создают уют, хорошее настроение, помогают выздоровлению. Растения пополняют запасы кислорода, необходимого для дыхания.
Учитель: - А какие способы размножения растений знаете вы? (семенной и вегетативный)
Учитель: - Что такое размножение?
(Размножение – это главный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет).
Учитель: - На какие 2 группы разделяют органы цветкового растения? (вегетативные и генеративные).
Учитель: - Назовите вегетативные органы у растения (корень, стебель, лист, побег, луковица, клубень, корневище).
Формулировка темы и цели урока.
Учитель: - Молодцы! Предположите, как можно сформулировать тему нашего урока?
Учитель: -Запишите тему урока: «Вегетативное размножение растений». (Учитель пишет на доске)
Учитель: Цели урока – 1) Итак, первая и главная цель урока – это какая? ( принять участие в «Эстафете добрых дел»)
2) познакомиться с особенностями, разнообразием и значением
вегетативного размножения.
Учитель: - Дело у нас очень ответственное, давайте продумаем каждый этап нашей работы. Для этого выполните задание: расположите этапы урока в нужной последовательности. К доске идёт …. , остальные работают в группах.
Изучить способы вегетативного размножения.
Выяснить значение вегетативного размножения.
Выполнить лабораторную работу.
Подвести итог выполненной работы.
Учитель: - Проверяем, почему именно в такой последовательности мы должны работать? У остальных такой же план? Может быть, что-то забыли? Что ещё мы должны сделать в соответствии с поставленными целями урока?
Ухаживать за растениями, а потом подарить детям с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: - Способность размножаться – важное свойство всех живых организмов. В определенную пору жизни размножается каждое растение. Вегетативное размножение – это один из способов бесполого размножения растений, при котором новые особи образуются из вегетативных органов – корней, стеблей, листьев, их частей или их видоизменений, а также групп клеток.
- А в чем особенность вегетативного размножения? (полное соответствие материнскому организму).
- Правильно, новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.
- Как садовнику получить несколько одинаковых растений? На этот вопрос ответит… .
Ответ: Клони́рование (с англ. переводится — «веточка, побег, отпрыск») — в самом общем значении — точное воспроизведение какого-либо объекта любое требуемое количество раз. Объекты, полученные в результате клонирования называются клоном. В отличие от животных, явление клонирования в царстве растений существует уже много лет. Можно, конечно, вырастить растение из семечки, но на много быстрее сделать его клон. Клонирование это способ размножения растений, называемый вегетативное размножение растений. Естественное клонирование животных и растений часто происходит в результате бесполого и вегетативного размножения. Искусственное клони́рование живо́тных и расте́ний — новый вид человеческой деятельности, возникший в конце XX-го — начале XXI-го века, состоящий в воспроизведении старых и создании новых биологических организмов.
- Молодец..., спасибо!
- Растения размножаются с помощью подземных и надземных побегов.
- Существует много способов вегетативного размножения. Рассмотрим их.
Учитель: В с/хозяйственной практике садоводы используют формы вегетативного размножений растений, которые не встречаются в дикой природе. Это размножение прививкой и культурой тканей. Прививка - это приживление одной части растения на другое растение.
Чаще всего садоводы используют 2 типа прививок: стеблевым черенком и одной почкой – глазком.
Учитель: - Растение, на которое прививают, называется подвоем, а растение которое прививают – привой. Прививку производят или скрепив срезы привоя и подвоя, или вставив почку с кусочком стебля в надрез на коре подвоя.
Учитель: - Подумайте, в какое время года удобнее проводить прививку черенком?(прививку черенком удобнее проводить весной, когда активное сокодвижение).
Учитель:- Следующий способ вегетативного размножения – культура тканей. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растений или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ вегетативного размножения получил название «размножение в пробирке».
Учитель: - Мы продолжаем знакомиться со способами вегетативного размножения и я предлагаю вам воспользоваться учебником и заполнить таблицу.
I. Задание для 1 группы. (один заполняет таблицу, второй клеит «способ+пример», третий крепит на доске магнитом)
1). Вегетативное размножение.
Органы растений
Способы вегетативного размножения
Примеры растений
Корень
Корневые черенки
Одуванчик, малина
Видоизмененные подземные побеги
клубень
картофель
луковица
лук, тюльпан
корневище
пырей, одуванчик
2) Придумай способ избавиться от пырея на большом поле. Расскажите.
Задание для 2 группы . (один заполняет таблицу, второй клеит «способ+пример», третий крепит на доске магнитом)
1). Вегетативное размножение.
Органы растений
Способы вегетативного размножения
Примеры растений
Надземные побеги
стеблевые черенки
смородина, ива
отводки
крыжовник
усы
земляника, хлорофитум
прививка
яблони, груши
2) Почему почву часто перекапывают вилами, а не лопатой? Расскажите.
Задание для 3 группы . (один заполняет таблицу, второй клеит «способ+пример», третий крепит на доске магнитом)
1). Вегетативное размножение.
Органы растений
Способы вегетативного размножения
Примеры растений
Надземный орган –
лист
листовые черенки
фиалка
часть листа
бегония
выводковые почки
каланхое
Надземный побег
отводки
калина, смородина, крыжовник
2) Тамара Ивановна, дачница: - У меня мало места в саду, но я хочу иметь на своем участке грушу и яблоню. Как мне осуществить свою мечту? (привить).
Учитель: Правильно, ребята! Близкородственные растения можно прививать друг на друга. Например: на грушу привить яблоню, на торон привить сливу.
Учитель:Итак, вегетативное размножение растений происходит надземными и подземными побегами.
II. Задание первой группе: впишите в пустые клетки (используя первую букву-подсказку) способы вегетативного размножения комнатных растений.
Усы
Черенок
Отводки
Лист
Корень
Задание второй группе: Распределите названные ниже растения по способам вегетативного размножения (задание на соответствие)
Способы вегетативного размножения
Названия растений:
1.Усами - 3
2.Черенками корневыми – 4, 1
3.Прививкой - 2
4.Отводками - 11
5.Корневищами – 6, 9
6.Луковицами - 8
7.Клубнями - 10
8.Листьями и листовыми черенками - 5
Малина, одуванчик
Плодовые деревья
Земляника, хлорофитум
Одуванчик, шиповник
Фиалка, бегония
Пырей, ландыш
Вишня, слива
Тюльпан, лук, лилия
Ирис, ландыш,
Картофель
Крыжовник, смородина
Задание третьей группе:
Из двух половинок, одна из которых помещена в левой колонке, а вторая в правой составьте семь слов. И узнаете, способы вегетативного размножения комнатных растений. Каждую часть слова можно использовать один раз.
Уса вищем
Черен дами
Корне ками
Лист вицами
Отво нями
Клуб ом
Луко ми
Учитель: Итак, в чем значение вегетативного размножения? записать:
1) быстро расселяются, 2)сохраняют все признаки материнского организма, 3)если семенное р-е затруднено, тогда р-е происходит благодаря вегетативному р-ю, 4) успешная конкуренция с др. растениями, 5) получение большого количества посадочного материала
ПРОВЕРЯЕМ НА СЛАЙДЕ.
Учитель:
-Переходим к следующему этапу урока - лабораторной работе «Размножение растений».
Надеюсь, что вы очень постараетесь, ведь наши цветы должны стать украшением концерта для ребят из спортивной школы.
Инструктаж. Время на выполнение работы 7 минут.
Прежде чем вы приступите к выполнению лабораторной работы по инструкции, напоминаю о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с режущими инструментами.
ИНСТРУКТАЖ
Требования безопасности во время работы
1. Точно выполнять все указания учителя при проведении работы.
2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой.
4. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения, не пробовать их на вкус.
5. При получении травмы сообщить об этом учителю
Требования безопасности по окончании работы
1. Привести в порядок рабочее место.
2. Тщательно вымыть руки с мылом.
Работаете в группах, распределите обязанности в группе, выберите от группы человека, который будет подводить итог.
Каждая группа имеет свое задание. Внимательно прочтите инструкцию и приступайте к работе.
Работа с инструктивной карточкой.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.
Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения.
Ход работы
1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения традесканция.
2. Удалите с них два нижних листа.
3. Сделайте в почве углубление.
4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
5. Присыпьте черенок землей.
6. Аккуратно полейте.
7. Накройте черенок стаканом.
8. Оформите протокол опыта.
9. Сделайте вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми черенками.
Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения.
Ход работы
1. Осторожно срежьте лист с растения узамбарская фиалка.
2. Сделайте в песке углубление.
3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.
4. Полейте небольшим количеством воды.
5. Накройте черенок стаканом.
6. Оформите протокол опыта.
7. Сделайте вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
« РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами.
Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой.
Ход работы
1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками.
2. Сделайте в почве углубление.
3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей.
4. Полейте растение.
5. Накройте черенок стаканом
6. Оформите протокол опыта.
7. Сделайте вывод.
Учитель: Ребята, молодцы! Я очень довольна результатами вашей работы. Одну цель урока вы достигли – вы познакомиться с особенностями, разнообразием и значением вегетативного размножения.
Наблюдая за вами - я видела, что делали вы это с душой, осознали ответственность своего участия в «Эстафете добрых дел». И об этом мы с гордостью можем заявить моим ребятам из 13-й школы.
Включаем СОШ №13:
-Учитель: Ребята, как у вас дела?
-(это могут сказать дети из 6-го класса) Мы решили, что лучшее украшение зала – это живые цветы. Для этого, используя разные способы размножения мы посадили: фиалку, традесканцию и хлорофитум.
- Только одно нас беспокоит: успеют ли наши цветы подрасти?
- СОШ №13: концерт будет на весенних каникулах.
- Учитель: к этому времени цветы точно должны укорениться и подрасти и тогда можно будет их подарить.
Учитель:Я надеюсь, что вы за своими саженцами будете правильно ухаживать.
Д/з: Результаты наблюдений будете заносить в таблицу:
Название растения
Дата
начала укоренения
начала образования придаточных корней
высадки в цветочные горшки
начала роста побегов
V. Рефлексия.
!Вы все сегодня получаете оценку - «отлично».
Ребята, хочу обратить ваше внимание на высказывания великих мыслителей:
-«Когда творишь добро, сам и испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость» М. Монтень;
-«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» Аристотель;
-«Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость» Л.Толстой;
- «Познание начинается с удивления» Конфуций;
- «Знание и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» А. Чехов.
Учитель: подумайте 30 сек. и подойдите к тому высказыванию, которое наиболее полно отражает вашу деятельность на уроке ( дети разделятся на группы, пусть прокомментируют свой выбор).