kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Путешествие в мир рыб!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по программе под редакцией И.Н. Пономаревой. 7 класс Тема Рыбы. Цель урока - раскрыть особенности  внешнего строения рыб в связи с водной средой обитания. В ходе урока рассмотрены следующие моменты:

1.Общие признаки черепных, или позвоночных животных.

2.Краткая характеристика надкласса Рыбы.

3.Среда обитания рыб. Различие экологических групп рыб.

4.Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Путешествие в мир рыб!" »

Урок: «Путешествие в мир рыб.»

Тема урока: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы.

Особенности внешнего строения рыбы в связи со средой обитания.


Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в

водной среде.


Задачи урока:

Дидактические.

Раскрыть:

  1. Особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные;

  2. Особенности строения представителей надкласса Рыбы.

  3. Черты приспособленности рыб к жизни в воде.

ОУУН.

Продолжить формирование умений:

  1. Работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

  2. Наблюдать за объектами живой природы.

Воспитательные.

    • Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    • Развивать двигательную активность учащихся с помощью игровых двигательных упражнений.


Средства обучения: таблица: «Тип Хордовые. Класс Рыбы», свежемороженая рыба, аквариумные рыбки, лупы, чешуя рыбы, компьютерная презентация «Путешествие в мир рыб», информационные листки.

Основное содержание урока:

  1. Общие признаки черепных, или позвоночных животных.

  2. Краткая характеристика надкласса Рыбы.

  3. Среда обитания рыб. Различие экологических групп рыб.

  4. Внешнее строение рыб в связи с водной средой обитания.


Ход урока:

Актуализация. Сообщение темы

- Холодная, "немая" рыба - существо из мира, нам чуждого! Житель не сухопутья, а водной стихии, где все иначе, все не так, как у нас - людей. Если бы древние, давшие имя нашей планете, знали, что 71% её поверхности покрыто водой, они назвали бы её Океаном, а не Землей. И сегодня мы познакомимся с обитателями водной стихии – рыбами.

Все задания будут фиксироваться в ваших информационных листах.

Проверка знаний:

  • Итак, для того, чтобы отправиться в это путешествие нам нужно пройти первое испытание.

I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;

к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.

л) у большинства хорошо развит головной мозг;

м) сердце расположено на брюшной стороне тела.

Ответы: б, д, е, ж, и, к, л, м. Взаимоконтроль.

  1. Дать характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному (указать

характерные признаки). – устный ответ.

  1. Подпиши указанные органы и части тела ланцетника в информационном листе.

  2. Проверяем совместно (один отвечает, остальные проверяют)

- Молодцы!

Изучение новой темы:

На доске — схема классификации хордовых до классов.


Тип

Хордовые

Подтип

Бесчерепные

Черепные, или Позвоночные

Класс

Ланцетники

Рыбы

1.Костные

2.Хрящевые

Амфибии

Рептилии

Птицы

Млеко­питающие



Общая характеристика. Рыбы – позвоночные животные , живущие только в воде. Появились рыбы более 400 млн лет назад в пресных водоёмах материков, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. Большинство рыб активно плавают в толще воды и имеют обтекаемую форму тела. Кожа рыб покрыта чешуей, имеются плавники. Дышат рыбы жабрами. В зависимости от состава внутреннего скелета: хрящ или кость, рыб разделили на два класса: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, щуки, меченосцы и др.)


Среда обитания рыб. Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны — от высокогорных водоемов до предельных океанских глубин (самая глубоковод­ная рыба — абиссобротула из семейства ошибиевых рыб обнаружена в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8370 м). Температурные условия жизни рыб также разнообразны — от -2,1 °С (антарктические воды) до +50°С (термальные ис­точники). Господствуют они как в морских, так и в пресных водоемах. Но все они живут в воде. И наш проводник – окунь интересуется: Как вы считаете, легко ли жить в воде, знаете ли вы физические свойства воды? Давайте подумаем и заполним один столбик таблицы в ваших листах:


Факторы водной среды

Приспособления к Факторам среды

1. Большая плотность воды

2. Прозрачность

3. Способность растворять раз- личные вещества, малое содержа­ние кислорода

4. Текучесть

1. Обтекаемая форма тела, слизь, черепитча­тое расположение чешуи, плавники

2. Защитная окраска; глаза — органы зрения 3. Жаберное дыхание, обоняние

4. Органы боковой линии ощущают направ­ление тока воды, силу течения.

5.Высокое давление на больших глубинах

6. Сильное поглощение солнеч­ных лучей

7. Солевой режим, свой­ства грунта, течения и др.

5. Форма тела меняется от веретенообразной у неглубоководных видов к лентовидной у глу­боководных и дисковой у донных

6. Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или не ок­рашенные вовсе.

Дополнительный материал:

Все водные обитатели должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.

Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше, чем на поверхности суши.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, глубоководные животные обитают в полном мраке.

Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.

Одна из сложностей жизни водных обитателей – ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы – массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.

Солевой состав среды также очень важен для водных организмов. Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные – в морях из-за нарушения работы клеток.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях.

Различают экологические группы рыб: пелагическая – обитающие в толще воды, поверхностная (литораль), донная (бентос).

Физминутка. Посмотрите как двигаются рыбы: плавно, красиво. Давайте сейчас подвигаемся, как рыбки в воде.

Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они имеют общие черты строения. Рассмотрим их.

Лабораторная работа.

Внешнее строение рыбы:

  1. Обтекаемая форма тела (сжатая с боков)

  2. Части тела голова, туловище, хвост

  3. Тело покрыто кожей. В коже черепицеобразно располагаются чешуи.

  4. Определение возраста рыбы по годовым кольцам чешуй.

  5. Тело – скользкое из-за выделений слизистых желёз

  6. Окраска серебристо-серая или яркая.

  7. Конечности рыбы – плавники. Непарные спинной, хвостовой, анальный. Парные плавники: передние - грудные, задние – брюшные.

  8. Органы боковой линии – каналы с чувствительными клетками, воспринимающими колебания воды.

  9. Органы головы – жаберные крышки, рот, ноздри, с органами обоняния, глаза (видят на близком расстоянии и различают цвета), внутреннее ухо, орган равновесия.

Обобщение и заключение.

Теперь вы знаете об особенностях внешнего строения рыбы, и мы сможем заполнить вторую половину таблицы. (Заполнение с комментариями)

- Что нового о рыбах вы сегодня узнали?


- Вам было задание – приготовить сообщения о рыбах с необычной формой тела. Вам слово, ребята.


Домашнее задание: § 31. Вопросы после параграфа. Составить рассказ о внешнем строении рыбы с использованием рис. 116-117.


Выставление оценок.

Просмотр видиофрагмента «Эти многоликие рыбы»







Информационная карта на урок. Ф.И. уч-ся____________________________________

Тема урока: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего

строения рыбы в связи со средой обитания.


Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.


I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;

к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.

л) у большинства хорошо развит головной мозг;

м) сердце расположено на брюшной стороне тела.

  1. Дать характеристику ланцетнику как низшему хордовому животному (указать характерные признаки). – устный ответ.

  2. Подпиши указанные органы и части тела ланцетника в информационном листе.


  1. Классификация хордовых


Тип

Хордовые

Подтип

Бесчерепные

Черепные, или Позвоночные

Класс

Ланцетники

Рыбы

1.Костные

2.Хрящевые

Амфибии

Рептилии

Птицы

Млеко­питающие


  1. Среда обитания рыб.

Факторы водной среды

Приспособления к Факторам среды

1.

2.

3.

4.

5.

6.


1.

2.

3.

4.

5.

6.


Свойства воды:

1.Плотность воды __________________________________________________________________________

2. Свет ___________________________________________________________________________________

3. Температурный режим __________________________________________________________________

4. Ограниченное количество кислорода _______________________________________________________

5. Солевой состав __________________________________________________________________________

6. Текучесть воды __________________________________________________________________________

Физминутка.

VI Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб»

Цель: найти во внешнем строении рыбы черты приспособленности к водному образу жизни.

Оборудование: живая рыба в банке с водой, корм для рыбы, лупа, стеклянная палочка, пинцет.

Техника безопасности. Осторожно обращайтесь со стеклянной посудой.

ХОД РАБОТЫ

1. Руководствуясь рисунком в учебнике, определите границы головы, туловища и хвоста. Подпишите рисунок.



2. Опишите форму тела рыбы, объясните ее значение в жизни рыбы. ___________________________ ____________________________________________________________________________________

3. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону? Если нет, то почему? ___________ __________________________________________

4. Какова окраска спины, боков и брюха рыбы? Какое значение она имеет?_____________________ ___________________________________________

5. Как на теле рыбы расположена чешуя? Каково значение такого расположения чешуи при плавании. Каково ее защитное значение? ___________________________________________________________

6. Понаблюдайте, как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда всплывает к поверхности воды или опускается вниз. ______________________________________________________________________

7. Найдите парные и непарные плавники. Сколько их? Где они располагаются? Как называются?

Парные: ________________________________

Непарные: _______________________________

10. Рассмотрите при помощи лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстия, ведущие в каналы органов боковой линии.

11. Бросьте в банку корм. Как рыба реагирует на появление корма? Постучите стеклянной палочкой по стенке банки. Какова реакция рыбы на этот раздражитель? ___________________________________ __________________________________________

Выводы

1. Как приспособлены рыбы к жизни в водной среде?______________________________________ _______________________________________________________________________________________

2. При помощи каких органов чувств рыба ориентируется в водном пространстве? Какой орган позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды?______________________________________ __________________________________________

3. Как можно определить возраст рыбы? _________________________________________________

4. Почему трудно удержать в руках живую рыбу? _______________________________________________


VII. Заполни вторую половину таблицы. «Приспособления к факторам среды»


  1. Дополнительная информация. Сообщения о рыбах разных экологических групп.


IX. Домашнее задание: § 31. Вопросы после параграфа. Составить рассказ о внешнем строении рыбы с использованием рис. 116-117.



Самоанализ урока.

1. Сегодняшний урок – это 2ой урок в теме из 32 часов «Тип хордовые», и 1ый из 5 уроков в теме «Подтип Черепные. Класс Рыбы».


2. Общее впечатление от урока:

- довольна ли собой:

- довольна ли ребятами:

- всё ли задуманное выполнено:

- дисциплина:

3. Методический:

  • Были поставлены следующие цели и задачи:

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.


Задачи урока:

Дидактические.

Раскрыть:

  1. Особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные;

  2. Особенности строения представителей надкласса Рыбы.

  3. Черты приспособленности рыб к жизни в воде.

ОУУН.

Продолжить формирование умений:

  1. Работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

2. Наблюдать за объектами живой природы.

3. Делать выводы, обобщать.

Воспитательные.

    • Воспитывать бережное отношение к живой природе.

    • Развивать двигательную активность учащихся с помощью игровых двигательных упражнений.


На уроке были использованы различные методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные с использованием демонстраций.

  2. Методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский.

  3. Ребята использовали наблюдения в изучении материала урока.

  4. Использование ИКТ


На уроке было использовано некоторые здоровьесберегающие элементы: соответствие программного материала, положительный эмоциональный настрой учащихся, двигательная минутка, работа с объектами живой природы, смена видов деятельности.





















I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;

к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.

л) у большинства хорошо развит головной мозг;

м) сердце расположено на брюшной стороне тела.


I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;

к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.

л) у большинства хорошо развит головной мозг;

м) сердце расположено на брюшной стороне тела.


I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;

к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.

л) у большинства хорошо развит головной мозг;

м) сердце расположено на брюшной стороне тела.


I. Выберите из списка общие признаки хордовых животных.

а) скелет наружный, хитиновый или известковый;

б) скелет внутренний, хрящевой или костный;

в) животные имеют лучевую симметрию;

г) двуслойные животные (тело развивается из двух зародышевых лист­ков);

д) животные двусторонне-симметричные;

е) трехслойные животные (тело развивается из трех зародышевых ли­стков);

ж) кровеносная система замкнутая;

з) кровеносная система незамкнутая;
и) у всех вторичная полость тела;

к) к типу Хордовые относятся 2 подтипа: Бесчерепные и Черепные.

л) у большинства хорошо развит головной мозг;

м) сердце расположено на брюшной стороне тела.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Путешествие в мир рыб!"

Автор: Масло Евгения Валерьевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114808

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок - путешествие экологической направленности по теме:«Замкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-putieshiestviie-ekologhichieskoi-napravliennosti-po-tiemie-zamknutaia-lomanaia-liniia-sravnieniie-dlin-lomanykh"
    ["file_id"] => string(6) "125257"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414941775"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок познания мира в 3 классе на тему "Многообразие животных" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-poznaniia-mira-v-3-klassie-na-tiemu-mnoghoobraziie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "226563"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440350953"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока познания мира "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "142000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418214209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства