Развивающая: создать условия для развития творческих и познавательных
способностей, умения критически мыслить.
Оборудование и средства обучения: таблицы: «Водоросли», «Мхи»,
«Папоротники», «Голосеменные», «Покрытосеменные»,
презентация «Последний герой в мире растений»; таблицы
«Взаимодействия в природе», «Редкие и исчезающие
растения мировой флоры», «Редкие и исчезающие
виды растений флоры СССР», «Их нужно сберечь»,
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,
интернет-сайты, популярные мелодии стран мира.
Этапы работы.
1.Вводный.
Энергизатор. Ребята, на протяжении многих уроков мы с вами знакомились с различными отделами царства растений. Сегодня предлагаю вам выбрать наиболее удачливую в эволюционном плане группу растений. Т.е. наиболее приспособленную к жизни на нашей планете.
Перед вами лежат карточки с изображениями различных органов растений (учащиеся получили предварительно домашнее задание – нарисовать органы растений: листья, цветы, плоды и т.д.). Выберите понравившееся вам изображение. Внимательно посмотрите на изображение. Если вы выбрали плод или цветочек, то вы в первой команде, а если лист или стебель, то вы во второй команде. Займите свои места. С обратной стороны изображения вы видите буквы. Предлагаю вам составить название вашей команды. Для подсказки на экране вы видите загадки. Отгадайте их и вы узнаете название вашей команды. (Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон подаёт.- Земляника. Все детки на ветках – с рождения в беретках. С дерева упадут – береток не найдут. - Желуди.) За скорость выполнения получают бонусные карточки и конечно за правильный ответ.
Таким образом, в непринужденной форме учащиеся класса разбиваются на команды для дальнейшей работы.
2.Диагностический.
Сегодня у нас праздник в царстве растений – растения соревнуются друг с другом в стойкости и мы выбираем сильнейшего. Так давайте создадим праздник растениям. Перед вами красочные воздушные шары с названиями растений. Предлагаю вам прикрепить к таблицам с отделами растений соответствующие шарики.
Учащиеся высказывают своё мнение командами, правильные ответы поощряются бонусными карточками. В итоге по большинству высказываний коллектив приходит к мнению, что все отделы включают большое разнообразие видов растений планеты Земля, но наиболее многочисленным является отдел Покрытосеменные.
3.Информационный.
Мы убедились в разнообразии растений на нашей планете и, конечно, помним, что растения могут произрастать в различных средах жизни. Перед вами карточки с названиями сред. Вам необходимо прикрепить к отделам растений их среды жизни, правильные ответы поощряются бонусными карточками.
К каждой среде жизни у растений имеются приспособления, закрепленные эволюцией в строении их тела. Перед вами карточки с названиями органов растения. Вам необходимо прикрепить к отделам растений соответствующие органы. Правильные ответы поощряются бонусными карточками.
4.Мотивационный.
Головоломка-пословица
ч
р
а
з
м
я
х
р
ш
е
е
н
ё
н
я
е
л
-
о
о
е
з
р
о
Предлагаю командам разгадать головоломку.(Черная земля – хорошее зерно)
Рассматривая различных представителей отделов царства растений, мы обращаем внимание на жизненные формы растений. Какой же отдел растений является наиболее разнообразным по жизненным формам? Перед вами карточки с названиями жизненных форм растений, закрепите их возле соответствующего отдела. Какой отдел растений является наиболее разнообразным по жизненным формам? Отдел Покрытосеменные.
Мы можем сделать вывод: На вершине эволюционной лестницы растений находятся покрытосеменные растения. Следовательно, последний герой в мире растений – отдел Покрытосеменные.
Защита проектов.
5.Заключительный.
Поведение итогов, обмен мнениями. Самооценка учащихся. Группа получает оценку за защиту работы, затем самостоятельно оценивает деятельность каждого члена команды по его активности и результативности вклада в общую работу.
Награждаются медалями лучшие учащиеся – наиболее активные на уроке, с наибольшим количеством бонусных карточек.
Домашнее задание: &46, задания рабочей тетради, составить кроссворд по изученной теме (2 вариант – тексты-перевертыши).