урок по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».
Урок по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».
Цель урока: 1. изучить сущность хромосомного определения пола;
2. механизм наследования генов, сцепленных с полом.
Задачи: образовательная: рассмотреть статистические данные; механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с научной литературой при выявлении генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;
воспитательная: половое воспитание – формировать представления о различиях мужского и женского организмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». »
Тема урока: «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».
Цель урока: 1. изучить сущность хромосомного определения пола; 2. механизм наследования генов, сцепленных с полом.
Задачи: образовательная: рассмотреть статистические данные; механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с научной литературой при выявлении генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы; воспитательная: половое воспитание – формировать представления о различиях мужского и женского организмов.
Учащиеся должны знать: аутосомы; половые хромосомы; гомогаметный пол; гетерогаметный пол; гены, сцепленные с полом. Учащиеся должны уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, таблицы, схемы по генетике.
Ход урока.
Организационная часть: приветствие гостей; подготовка аудитории к работе; наличие учащихся.
Проверка домашнего задания.
Терминологический диктант. 1.Совокупность всех генов одного организма - … 2.Совокупность всех признаков организма - … 3.Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака - … 4.Хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковый набор аллельных генов - … 5.Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме - … 6.Локализация генов в одной хромосоме - … Задания по схемам. А) Р: АА х аа Б) Р: Аа х аа В) Р: Аа х Аа Г) Р: ААВВ х аавв F1: Аа F1: Аа; аа F1: АА; 2Аа; аа F1: АаВв 1.Какая из схем отражает моногибридное скрещивание? 2.Какая из схем отражает дигибридное скрещивание? 3.Какая из схем отражает l закон Менделя? 4.Какая из схем отражает ll закон Менделя? 5.Какая из схем отражает lll Менделя? 6.Какая из схем отражает анализирующее скрещивание? Какая схема будет соответствовать данной задаче? 1.У темноволосых родителей родился светловолосый ребенок. Каков генотип родителей и ребенка? 2.У человека длинные ресницы преобладают над короткими. Женщина с длинными ресницами вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. У них родилось двое детей: один ребенок с длинными, а другой с короткими ресницами.
Актуализация опорных знаний.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку…»
А. С. Пушкин
Эти строки из известной сказки А. С. Пушкина адресованы царю Султану. Такому небывалому известию мог поверить только абсолютно невежественный в биологии человек. Мы же с вами знаем одно из свойств живых организмов, благодаря которому осуществляется преемственность поколений - (наследственность).
Какая наука изучает закономерности наследования признаков? (Генетика)
Сформулируйте тему урока. (Генетика пола.)
Для каких пар аллельных генов справедлив III закон Менделя? (Третий закон Менделя применим к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.)
При каком расположении различных пар аллельных генов он «не работает»? (При сцепленном наследовании.)
Далее формулируем тему урока. (Наследование признаков сцепленных с полом.)
Мотивация учебной деятельности. Почему вопросы формирования половых различий и поддержания определенного соотношения полов в популяциях животных и в человеческом обществе имеют большое теоретическое и практическое значение? Какие практические результаты может дать изучение генетики пола в медицине и селекции?
Изучение нового материала. Постановка проблемы. В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с … женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина… в женском обличье! Выиграть – не в споре равных, а у тех, кто ему заведомо уступает. Оказывается, такое плутовство возможно. Существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях мужчин? Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива. У молодых цыплят нет внешне заметных половых признаков, а между тем экономически целесообразно устанавливать для будущих петушков и курочек различные режимы кормления. Нельзя ли для выявления пола воспользоваться тем обстоятельством, что ген, определяющий черную или рябую окраску, находится в Х-хромосоме, причем рябая окраска доминирует? Различие между обеими окрасками становится заметным сразу же после вылупления цыплят. (Примите во внимание, что у птиц гетерогаметный пол – женский.)
План.
1.Генетика пола: а)статистические закономерности; б)хромосомное определение пола. 2.Наследование признаков сцепленных с полом.
Работа в группах. 1группа. Проанализируйте статистические данные. Почему первичное соотношение полов 1:1? 2 группа. Рассмотрите рис. 98 на с.189, прочитайте текст на этой странице. Ответьте на вопросы. Каков кариотип человека? В чем сходство и отличие кариотипа мужчины и женщины? (Составьте схему.) Сформулируйте понятия: аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол. 3группа. Прочитайте текст на с.190 и ответьте на вопросы. Какая хромосома играет решающую роль в определении пола? Как наследуются признаки от родителей к потомству? Сформулируйте понятия: наследование, сцепленное с полом, сцепление генов с полом. Обсуждение вопросов. Решение проблемы, поставленной в начале урока.
Рефлексия. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей. Оценить работу учеников во время занятия.
Домашнее задание. §39 знать, решить задачу. В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук дальтоник?
1группа.
Регуляция пола у человека.
Первичное (теоретическое) отношение полов: 1 : 1
Вторичное (при рождении) отношение полов: 100 : 106
Третичное (с возрастом) отношение полов: 18 лет – 100 : 100
50 лет – 100 : 95
57 лет – 100 : 90
67 лет – 100 : 70
87 лет – 100 : 50
100 лет и более – 100 : 21
Задание.
Проанализируйте статистические данные.
Почему первичное отношение полов 1:1?
1группа.
Регуляция пола у человека.
Первичное (теоретическое) отношение полов: 1 : 1
Вторичное (при рождении) отношение полов: 100 : 106
Третичное (с возрастом) отношение полов: 18 лет – 100 : 100
50 лет – 100 : 95
57 лет – 100 : 90
67 лет – 100 : 70
87 лет – 100 : 50
100 лет и более – 100 : 21
Задание.
Проанализируйте статистические данные.
Почему первичное отношение полов 1:1?
2 группа.
Рассмотрите рис. 98 на с.189, прочитайте текст на этой странице.
Ответьте на вопросы.
Каков кариотип человека?
В чем сходство и отличие кариотипа мужчины и женщины?
(Составьте схему.)
Сформулируйте понятия: аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол.
2 группа.
Рассмотрите рис. 98 на с.189, прочитайте текст на этой странице.
Ответьте на вопросы.
Каков кариотип человека?
В чем сходство и отличие кариотипа мужчины и женщины?
(Составьте схему.)
Сформулируйте понятия: аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол.
3 группа.
Прочитайте текст на с.190.
Ответьте на вопросы.
Какая хромосома играет решающую роль в определении пола?
Как наследуются признаки от родителей к потомству?
Сформулируйте понятия: наследование, сцепленное с полом, сцепление генов с полом.
3 группа.
Прочитайте текст на с.190.
Ответьте на вопросы.
Какая хромосома играет решающую роль в определении пола?
Как наследуются признаки от родителей к потомству?
Сформулируйте понятия: наследование, сцепленное с полом, сцепление генов с полом.