kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Урок-практикум является подготовкой к тематической контрольной работе по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». направлен на повторение материал о хромосомной теории наследственности Моргана, закономерностях сцепленного наследования, механизмах определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом »


Тема: Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.


Цель: Обобщить и развить знания учащихся о закономерностях сцепленного наследования, хромосомного определения пола.


Задачи урока:

  1. образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о хромосомной теории наследственности Моргана, закономерностях сцепленного наследования, механизмах определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом.

  2. развивающие: продолжить развитие умений работать с терминами, обобщать, сравнивать и анализировать, формулировать выводы, применять теоретические знания на практике при решении генетических задач;

  3. воспитательные: воспитывать чувство ответственного отношения к результатам своего труда.


Оборудование: таблицы по генетике, раздаточный дидактический материал по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».


Ход урока


I. Организационно-мотивационный момент урока.

Сегодняшний урок-практикум является подготовкой к тематической контрольной работе по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». Наша с вами задача повторить материал о хромосомной теории наследственности Моргана, закономерностях сцепленного наследования, механизмах определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом.


II. Решение познавательной задачи.


№ 1. Биологический диктант: на доске записаны термины и определения. Найти соответствие:

1.группа сцепления

2.кроссинговер

3.сцепленное наследование

4.рекомбинантные особи

5.генетическая карта

6.половые хромосомы

7.аутосомы

8.гомогаметный пол

9.гетерогаметный пол

10.крисс-кросс наследование


  1. хромосомы, в отношении которых между самцами и самками нет различий .

  2. гены, расположенные в одной хромосоме .

  3. схема взаимного расположения генов одной группы сцепления .

  4. хромосомы, по которым самцы и самки отличаются друг от друга .

  5. особи, получаемые из кроссоверных гамет.

  6. пол, содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы.

  7. пол, содержащий различные половые хромосомы.

  8. тип передачи признаков от матерей к сыновьям, а от отцов дочерям.

  9. обмен участками гомологичных хромосом.

  10. совместное наследование генов.


Ответы: 7, 1, 5, 6, 4, 8, 9, 10, 2, 3.


№ 2. В течение 3-х минут подготовить обоснование схемы № 1.


№ 3. Решить задачу.

В-1. Скрещиваются две породы кроликов. Одна порода характеризуется ангорской шерстью и пятнистой окраской, другая – нормальной шерстью и сплошной окраской. Все гибриды первого поколения имели нормальную шерсть и пятнистую окраску. Этих гибридов скрестили с породой, характеризующейся ангорской шерстью и сплошной окраской. В результате было получено расщепление –

 

Морфология шерсти

Окраска шерсти

Число особей

Нормальная

Пятнистая

9

Ангорская

Сплошная

11

Ангорская

Пятнистая

53

Нормальная

Сплошная

57

 

Объясните полученные результаты. Определите генотипы родителей и их потомков. Вычислите расстояние между генами, отвечающими за окраску и форму шерсти у кроликов.


В-2. Скрещиваются две линии лабораторных мышей: мыши с прямой шерстью нормальной длины и мыши с извитой длинной шерстью. Все гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. Этих гибридов скрестили с отцовской линией. В результате было получено расщепление –

 

Морфология шерсти

Длина шерсти

Число особей

Прямая

Нормальная

102

Извитая

Длинная

98

Извитая

Нормальная

23

Прямая

Длинная

27

 

Объясните полученные результаты. Определите генотипы родителей и их потомков. Вычислите расстояние между генами, отвечающими за длину и форму шерсти у мышей.


№ 4. Распределить живые организмы в соответствующие группы по типу определения пола: человек, птицы, дрозофила, бабочки, млекопитающие, клопы, жуки, пресмыкающиеся.

Группа А. Гетерогаметность мужского пола (ХУ).

Группа Б. Гетерогаметность женского пола (ХУ, ZW).

Группа В. Моногаметность мужского пола (ХО - тип).



Ответы: Человек (А), птицы (Б), дрозофила (А), бабочки (Б), млекопитающие (А), клопы (В), жуки (В), пресмыкающиеся (Б).







№ 5. По фотографии попробуйте описать варианты определения пола.














№ 6. В течение 3-х минут подготовить обоснование схемы № 2.
























№ 7 Решить задачи:

В-1. У кур серебристое оперение – доминантный признак. Ген серебристого оперения S (Silver) локализован в Z–хромосоме.

Серебристого петуха скрестили с черной курицей.

Каковы возможные последствия этого скрещивания?







В-2. Мужчина-дальтоник (цветовая слепота, признак сцеплен с полом) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника. Может ли у них родиться дочь дальтоник? Какова вероятность рождения первых двух сыновей-дальтоников?


№ 8. Определить пол особи по генотипу, используя принцип балансовой теории определения пола.


3А + 3Х

2А + 3Х

3А + 2Х

2А + 2Х

2А + ХХУ

2А + ХО


III. Подведение итогов.


IV. Домашнее задание: повторить основные понятия и термины §§ 68-71;

Поработать алгоритмы решения задач.




5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Автор: Трямкина Татьяна Михайловна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока биологии на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "135070"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416848878"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. "
    ["seo_title"] => string(63) "gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "106019"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402934056"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "урок по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-gienietika-pola-nasliedovaniie-priznakov-stsiepliennykh-s-polom"
    ["file_id"] => string(6) "127555"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415340568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Разработка урока "Сцепленное наследование. Генетика пола". "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-stsiepliennoie-nasliedovaniie-gienietika-pola"
    ["file_id"] => string(6) "168650"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423276062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания по теме "Основы генетики и селекции", 9 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "tiestovyie-zadaniia-po-tiemie-osnovy-ghienietiki-i-sieliektsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250622"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447093411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства