Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
Урок-практикум является подготовкой к тематической контрольной работе по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». направлен на повторение материал о хромосомной теории наследственности Моргана, закономерностях сцепленного наследования, механизмах определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом »
Тема: Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Цель: Обобщить и развить знания учащихся о закономерностях сцепленного наследования, хромосомного определения пола.
Задачи урока:
образовательные: повторить и обобщить знания учащихся о хромосомной теории наследственности Моргана, закономерностях сцепленного наследования, механизмах определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом.
развивающие: продолжить развитие умений работать с терминами, обобщать, сравнивать и анализировать, формулировать выводы, применять теоретические знания на практике при решении генетических задач;
воспитательные: воспитывать чувство ответственного отношения к результатам своего труда.
Оборудование: таблицы по генетике, раздаточный дидактический материал по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент урока.
Сегодняшний урок-практикум является подготовкой к тематической контрольной работе по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». Наша с вами задача повторить материал о хромосомной теории наследственности Моргана, закономерностях сцепленного наследования, механизмах определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом.
II. Решение познавательной задачи.
№ 1. Биологический диктант: на доске записаны термины и определения. Найти соответствие:
1.группа сцепления
2.кроссинговер
3.сцепленное наследование
4.рекомбинантные особи
5.генетическая карта
6.половые хромосомы
7.аутосомы
8.гомогаметный пол
9.гетерогаметный пол
10.крисс-кросс наследование
хромосомы, в отношении которых между самцами и самками нет различий .
гены, расположенные в одной хромосоме .
схема взаимного расположения генов одной группы сцепления .
хромосомы, по которым самцы и самки отличаются друг от друга .
особи, получаемые из кроссоверных гамет.
пол, содержащий в каждой клетке одинаковые половые хромосомы.
пол, содержащий различные половые хромосомы.
тип передачи признаков от матерей к сыновьям, а от отцов дочерям.
обмен участками гомологичных хромосом.
совместное наследование генов.
Ответы: 7, 1, 5, 6, 4, 8, 9, 10, 2, 3.
№ 2. В течение 3-х минут подготовить обоснование схемы № 1.
№ 3. Решить задачу.
В-1. Скрещиваются две породы кроликов. Одна порода характеризуется ангорской шерстью и пятнистой окраской, другая – нормальной шерстью и сплошной окраской. Все гибриды первого поколения имели нормальную шерсть и пятнистую окраску. Этих гибридов скрестили с породой, характеризующейся ангорской шерстью и сплошной окраской. В результате было получено расщепление –
Морфология шерсти
Окраска шерсти
Число особей
Нормальная
Пятнистая
9
Ангорская
Сплошная
11
Ангорская
Пятнистая
53
Нормальная
Сплошная
57
Объясните полученные результаты. Определите генотипы родителей и их потомков. Вычислите расстояние между генами, отвечающими за окраску и форму шерсти у кроликов.
В-2. Скрещиваются две линии лабораторных мышей: мыши с прямой шерстью нормальной длины и мыши с извитой длинной шерстью. Все гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. Этих гибридов скрестили с отцовской линией. В результате было получено расщепление –
Морфология шерсти
Длина шерсти
Число особей
Прямая
Нормальная
102
Извитая
Длинная
98
Извитая
Нормальная
23
Прямая
Длинная
27
Объясните полученные результаты. Определите генотипы родителей и их потомков. Вычислите расстояние между генами, отвечающими за длину и форму шерсти у мышей.
№ 4. Распределить живые организмы в соответствующие группы по типу определения пола: человек, птицы, дрозофила, бабочки, млекопитающие, клопы, жуки, пресмыкающиеся.
Группа А. Гетерогаметность мужского пола (ХУ).
Группа Б. Гетерогаметность женского пола (ХУ, ZW).
Группа В. Моногаметность мужского пола (ХО - тип).
Ответы: Человек (А), птицы (Б), дрозофила (А), бабочки (Б), млекопитающие (А), клопы (В), жуки (В), пресмыкающиеся (Б).
№ 5. По фотографии попробуйте описать варианты определения пола.
№ 6. В течение 3-х минут подготовить обоснование схемы № 2.
№ 7 Решить задачи:
В-1. У кур серебристое оперение – доминантный признак. Ген серебристого оперения S (Silver) локализован в Z–хромосоме.
Серебристого петуха скрестили с черной курицей.
Каковы возможные последствия этого скрещивания?
В-2. Мужчина-дальтоник (цветовая слепота, признак сцеплен с полом) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника. Может ли у них родиться дочь дальтоник? Какова вероятность рождения первых двух сыновей-дальтоников?
№ 8. Определить пол особи по генотипу, используя принцип балансовой теории определения пола.
3А + 3Х
2А + 3Х
3А + 2Х
2А + 2Х
2А + ХХУ
2А + ХО
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание: повторить основные понятия и термины §§ 68-71;