kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по природоведению. Увеличительные приборы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок природоведение в 5 классе "Увеличительные приборы". Цель урока: Формирование знаний у учащихся об устройстве увеличительных приборов.Задачи: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопами;развивать логическое мышление, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания. Вид урока:урок - лаборатория.

Просмотр содержимого документа
«урок в 5 клаасе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Беляевская средняя общеобразовательная школа


Проект

урока природоведения

в 5 классе

по теме: «Увеличительные приборы»

Цель: Формирование знаний у учащихся об устройстве увеличительных приборов.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и  устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить  умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных  и рефлексивных качеств.

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Вид урока: урок-лаборатория

Оборудование: интерактивный комплекс, ручная лупа, световой микроскоп, презентация. USB-микроскоп, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, учебник.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение  понятий:  «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов)  с тем, что еще не известно, заполнить   схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. 

Метапредметные результаты обучения: умение применять  физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Межпредметные связи:

  1. Физика (устройство оптических приборов);

  2. Математика (математические расчетные действия);

  3. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

  4. Литература (связь с темой урока рассказа В.Шукшина “Микроскоп”).

Ребята, сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их. Повернитесь улыбнитесь.

Здравствуйте ребята,

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.


Для начала я прочитаю вам небольшой рассказ, послушайте.


Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса)


В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Итак, тема нашего урока «Увеличительные приборы».

Какова же история открытия увеличительных приборов, об этом нам расскажет Кристина Перевозчикова (сообщение учащегося).

Ребята, у Василия Шукшина есть рассказ, который так и называется “Микроскоп”, написал он его в 1969 году. В нем рассказывается, как деревенский столяр Андрей Ерин купил мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время вместе с сыном за микроскопом, и оба они абсолютно счастливы.

Этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в “микрокосмос” и исследовав его обитателей. Давайте же и мы с вами попробуем стать исследователями окружающего мира и первым делом познакомимся с устройством микроскопа.

Для этого у вас на столах есть рабочая карта, следуя ее инструкциям: выполните задание №1, изучите устройство ручной лупы и микроскопа.

Работа с картами

Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая позволит вам немного отдохнуть и расслабиться. Давайте встанем и выполним упражнения, которые предложит нам инструктор на видеоролике.

С устройством увеличительных приборов мы познакомились, а как работать с ним, ведь Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор?! Как вы думаете?

Для того чтобы и в дальнейшем работать правильно и аккуратно, я предлагаю посмотреть фрагмент видеоролика, смотрите внимательно, для того чтобы затем выполнить задание №2 в рабочих картах.


Как же выглядят объекты под микроскопом? Давайте посмотрим.

Работа с микроскопами. Рассмотреть 2 объекта.

Презентация.. А вот как выглядят объекты под электронным микроскопом.

А как же выглядит зрачок человека? У нас с вами есть такая возможность прямо на уроке воспользоваться USB микроскопом и посмотреть зрачок.

Давайте выберем испытуемого среди вас и посмотрим.

С помощью другого USB- микроскопа посмотрим, как выглядит ………………..

Д/З. Ребята, вы молодцы, давайте подведем итоги. Что хотели мы узнать? Чему научиться?

( сегодня мы узнали, как устроены увеличительные приборы, познакомились с историей их открытия, правилами работы и увидели как выглядят некоторые объекты под микроскопом. )

На этом знакомство с увеличительными приборами не заканчивается, мы продолжим изучать микромир.

Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Хотели бы вы стать исследователями окружающей среды? Что бы вам хотелось бы исследовать под микроскопом?



















Рабочая карта учащегося 5 класса______________________________________

Дата____________________

Тема урока:___________________________________________________________

Задание 1. Выполните практическую работу.

А) Используя параграф 36 и дополнительный материал,  изучите строение ручной лупы.

Б) Подпишите основные части и найдите их на лупе.

  1. «Устройство ручной лупы»


1._________________________ 2

3

2._________________________ 1


3._________________________


Ручная лупа увеличивает предметы в__________________ раз.

2. «Устройство светового микроскопа»

А) Используя материал параграфа 36, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе.

Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6 и 7?


1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________

7.________________________________



  1. «Определение увеличения микроскопа». Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число(цифра), указанное на окуляре, на число(цифра), указанное на объективе.   Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 12-кратное, то общее увеличение 10x12 = 120 раз.


Цифра на окуляре x цифра на объективе

=

________________ x ___________________

Оценка:

ЗАДАНИЕ №2. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).


1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.


ОЦЕНКА:



ЗАДАНИЕ №3. Разгадайте кроссворд «Увеличительные приборы».








4.







1.




2.





















1.







4.




3.


















2.




























3.






















5.













По горизонтали:

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.


По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.



ОЦЕНКА:









Дополнительный материал к уроку «Увеличительные приборы».


2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы


Лупа — самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение — всего до 40—50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии

Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.









Просмотр содержимого презентации
«История создания микроскопа в лицах.»

ИСТОРИЯ  СОЗДАНИЯ  МИКРОСКОПА  В ЛИЦАХ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МИКРОСКОПА В ЛИЦАХ

Захария Янсен

Захария Янсен

Галилео Галилей

Галилео Галилей

Роберт Гук

Роберт Гук

Антони ван Левенгук

Антони ван Левенгук

Иван Петрович Кулибин

Иван Петрович Кулибин

Просмотр содержимого презентации
«историческая галерея микроскопов.»

Словарь

Словарь

  • Микроско́п — лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике.
ЦИРКУЛЬНЫЙ МИКРОСКОП В.Ф. ГЛЕЙХЕМА

ЦИРКУЛЬНЫЙ

МИКРОСКОП

В.Ф. ГЛЕЙХЕМА

МИКРОСКОП Э. КЕЛЬПЕПЕРА . КАРМАННЫЙ МИКРОСКОП ДЖ.ВИЛЬСОНА

МИКРОСКОП

Э. КЕЛЬПЕПЕРА .

КАРМАННЫЙ МИКРОСКОП ДЖ.ВИЛЬСОНА

МИКРОСКОП Ф.ЭПИНУСА МИКРОСКОП ФИШЕРА-ШЕВАЛЬЕ

МИКРОСКОП

Ф.ЭПИНУСА

МИКРОСКОП

ФИШЕРА-ШЕВАЛЬЕ

МИКРОСКОП С.МОСКВИНА МИКРОСКОП И.П. ПЕРЕВЕРЗЕВА

МИКРОСКОП С.МОСКВИНА

МИКРОСКОП

И.П. ПЕРЕВЕРЗЕВА

Современные микроскопы

Современные микроскопы

СКАНИРУЮЩИЙ ЗОНДОВЫЙ МИКРОСКОП РЕНТГЕНОВСКИЙ МИКРОСКОП

СКАНИРУЮЩИЙ ЗОНДОВЫЙ МИКРОСКОП

РЕНТГЕНОВСКИЙ МИКРОСКОП

БИНОКУЛЯРНЫЙ МИКРОСКОП USB  МИКРОСКОП

БИНОКУЛЯРНЫЙ

МИКРОСКОП

USB

МИКРОСКОП

ЛУПЫ: РУЧНАЯ, ШТАТИВНАЯ И КОНТАКТНАЯ

ЛУПЫ: РУЧНАЯ, ШТАТИВНАЯ И КОНТАКТНАЯ

ТЕЛЕСКОП БИНОКЛЬ

ТЕЛЕСКОП

БИНОКЛЬ

СТЕРЕО ОЧКИ ПОДЗОРНАЯ ТРУБА

СТЕРЕО ОЧКИ

ПОДЗОРНАЯ ТРУБА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по природоведению. Увеличительные приборы.

Автор: Данилюк Татьяна Александровна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок природоведение в 5 классе «Увеличительные приборы» "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-prirodoviedieniie-v-5-klassie-uvielichitiel-nyie-pribory"
    ["file_id"] => string(6) "107471"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403262536"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Развивающее обучение на уроках биологии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(62) "razvivaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193788"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427697321"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства