Урок по биологии в 8 классе на тему: ""Кровь. Кровеносная система"
Урок по биологии в 8 классе на тему: ""Кровь. Кровеносная система"
Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета.
Учащиеся должны знать:
1. терминологию по теме
2. названия элементов крови
3. сердечный цикл
4. процесс тромбообразования
5. стадии формирования иммунитета
Иметь представление:
1. о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактики
2. о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов
3. о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы
Учащиеся должны уметь:
1. оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений
2. знать приёмы проведения непрямого массажа сердца
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе на тему: ""Кровь. Кровеносная система" »
МБОУ «Константиновская основная общеобразовательная школа» Методическая разработка обобщающего урока по теме: "Кровь. Кровеносная система" Составитель: Рангулова Ильсияр Даулятовна 2014-2015 год.
Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета.
Учащиеся должны знать: 1. терминологию по теме 2. названия элементов крови 3. сердечный цикл 4. процесс тромбообразования 5. стадии формирования иммунитета
Иметь представление: 1. о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактики 2. о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов 3. о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы
Учащиеся должны уметь: 1. оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений 2. знать приёмы проведения непрямого массажа сердца
Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри, бумага для проведения терминологического диктанта, эталоны ответов, карточки с цифровой информацией, карточки с тестами, карточки с ребусами, реквизит для показа моделей, вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания ПМП.
Класс делится на 4 команды, конкурсы оценивает жюри. Учащиеся в начале урока выбирают цветные фишки (каждый цвет дает возможность участвовать в одном из конкурсов).
Ход урока
I. Организационный момент (учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения урока, представляет жюри, учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами). II. Проверка знаний учащихся (проводится в виде игр-конкурсов). Перед каждым конкурсом учитель ставит цель, по окончании подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки, жюри оценивает конкурсы). III. Подведение итогов урока:
1. выставление оценок за терминологический конкурс 2. оценка за участие в конкурсах 3. общие итоги и выводы
I. Конкурс "Термины".
Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают термины по порядку. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды, имеющие желтую фишку, выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ. Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам, которые в течение 10 мин.проверяют работы своей команды. Задания: 1. движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение) 2. самый крупный сосуд (аорта) 3. красные кровяные клетки (эритроциты) 4. процесс пожирания инородный тел лейкоцитами (фагоцитоз) 5. кровь, насыщенная углекислым газом (венозная) 6. наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям, вследствие несвертываемости крови (гемофилия) 7. путь крови от левого желудочка до правого предсердия (большой круг кровообращения) 8. препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина) 9. белые кровяные клетки (лейкоциты) 10. способность организма защищаться от инфекционного воздействия (иммунитет) 11. кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены) 12. человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор) 13. вещество, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин) 14. жидкая часть крови (плазма) 15. вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок (антитело) 16. кровь, насыщенная кислородом (артериальная) 17. колебание стенок сосудов, вызванное выбросами крови из сердца в артерии (пульс) 18. путь крови от правого желудочка до левого предсердия (малый круг кровообращения) 19. сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)
II. Конкурс "С точностью до…"
Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Задания: 1. 90 % (количество воды в крови) 2. 300 грамм (масса сердца) 3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений) 4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов) 5. 0,8 секунд (длительность сердечного цикла) 6. 0,9 % (количество поваренной соли в крови) 7. 5 млн/мм3 (количество эритроцитов) 8. 0,5 - 1 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах) 9. 120/80 мм рт ст (нормальное артериальное давление крови у здорового человека от 20 до 40 лет) 10. 6-9 тыс/мм3 (количество лейкоцитов) 11. 30-50 см/сек (скорость тока крови в аорте) 12. 2,5 см (диаметр аорты)
III. Конкурс "Модели".
Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: " работа сердца " круги кровообращения " образование тромба " формирование иммунитета Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.
IV. Конкурс "Найди ошибку".
Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки, в течение 3 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем участник, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.
Тексты к конкурсу.
1. Эритроциты. Эритроциты - белые кровяные клетки, они очень малы. В мм3 их 10 млн, зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин- соединение белка и меди. Эритроциты образуются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением эритроцитов в крови, называется тромбофлебит.
2. Лейкоциты. Лейкоциты - белые кровяные клетки, они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В мм3 крови их насчитывается 9-15 тыс. Лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Они уничтожают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания - пиноцитоз. Особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов.
3. Лимфатическая система. Лимфатическая система относится к артериальной и является частью сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепозамкнутые, и кровь движется по ним в двух направлениях. Лимфатическая система - посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами. Лимфатические сосуды не имеют клапанов. Лимфатические узлы находятся только в грудной полости. Они выполняют барьерную функцию и образуют тромбоциты. Состав лимфы и крови одинаков.
4. Сердце. Сердце - двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца - 1 кг. Снаружи и внутри сердце выстлано эндокардом. Внутри сердца имеется клапанный аппарат, обеспечивающий движение крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому кровь в сердце смешивается. Самая крупная вена - аорта, начинается от правого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минут.
V. Конкурс "Прием в травмпункте".
Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку.
Задания:
" У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый. " У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока " У пострадавшего травма черепа, рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. " У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена
VI. Конкурс "Сообщения".
Условия: выступления участников команд, регламент - 3 мин.
Темы сообщений:
" Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика " Влияние табака, алкоголя, наркотиков на ССС " Значение физических упражнений для укрепления ССС " Зачем нужны прививки?
Литература
1. Жвалев В.Н. "Нервная система и заболевания сердца", 1983 год. 2. Юровский С.Ю. "Стань сильным, ловким и выносливым", 1984 год. 3. С.Д. Барышников "Лекции по анатомии и физиологии", 2000 год.