Задачи . Образовательная: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных; изучить особенности строения кровеносной системы у животных разных систематических групп, познакомить с составом крови и ее значением для организма. Развивающая: в целях развития логического мышления продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательная: раскрыть связь научных данных с жизнью. Продолжить воспитывать экологически образованную личность и ответственное отношение к учебе. ФОУД: урок Тип урока: изучение нового материала Вид урока: с использованием ЦОР Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, учебники (В.В. Латюшин, В.А.Шапкин “Биология. Животные. 7 класс.) Ход урока Организация класса (приветствие, проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку) Актуализация знаний Как доставляется к внутренним органам животных питательные вещества и кислород? Что такое кровь? Какие функции она выполняет в организме? Что такое сердце? У всех ли животных кровеносная система одинаково устроена? А как вы думаете почему? Что бы правильно ответить на этот вопрос мы с вами вспомним как устроена кровеносная система у различных типов животных. На сегодняшнем уроке нам предстоит проследить усложнение кровеносной системы у разных групп организмов, состав крови, значение крови и кровообращение. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Изучение нового материала. Я приглашаю вас путешествовать. По древу эволюции. Но гидами будете вы, поскольку многое по маршруту вы знаете, а по знакомым «тропинкам» идти веселее вместе. Подцарство Простейшие. Первая боковая веточка на нашем древе? Почему наш помощник- человечек «отдыхает » от подъема вверх? - У простейших нет крови и кровеносной системы. Тип Кишечнополостные Человечек опять отдыхает?! - У кишечнополостных нет крови и кровеносной системы. Тип Плоские черви. Что скажете о кровеносной системе этих животных? - У плоских червей нет крови и кровеносной системы. Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы? (Вспомните размеры тела) Вывод: (стр. 215 1 абзац §41) У простейших, кишечнополостных, плоских червей очень велико соотношение поверхности тела к его объему, поэтому им достаточно диффузии газов через поверхность, процессы жизнедеятельности каждая клетка осуществляет самостоятельно. Тип Кольчатые черви. ? Почему наш помощник- человечек показывает дорогу вверх? Кровеносная система замкнутая – кровь движется только по сосудам, не изливаясь в полость тела. Состоит из брюшного спинного и кольцевых сосудов. От длинных сосудов отходят более мелкие, они ветвятся. Самые мельчайшие кровеносные сосуды – капилляры. Кровь движется за счет сокращения стенок кольцевых сосудов. Тип Моллюски Почему человечек опять движется наверх? - У моллюсков впервые появляется настоящее сердце- двигатель крови, но кровеносная система незамкнута - кровь изливается в полость тела для обмена веществами, а потом собирается вновь в сосуды. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. - Сердце в виде звезды на спинной стороне тела, кровеносная система незамкнута. Тип Членистоногие. Класс Насекомые - Почему человечек радуется? - Мы добрались до вершины эволюции беспозвоночных. Насекомые имеют сердце в виде трубки из многих камер и единственный, головной сосуд. Кровеносная система незамкнута. - Как устроена кровеносная система у беспозвоночных. Вывод: Увеличение размеров тела приводит к пространственной изоляции центральных тканей от стенок тела животного и окружающей среды. Это ведет к по явлению транспортной системы. Эволюция кровеносной системы у беспозвоночных идет от появления сосудов до появления сердца и незамкнутой кровеносной системы. Продолжаем путешествие по ветвям позвоночных животных. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы - 2-хкамерное сердце.1 круг кровообращения, замкнутый Тип Хордовые. Класс Земноводные - 3-х-камерное сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. Тип Хордовые. Класс Рептилии - 3-х-камерное с неполной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. Тип Хордовые. Класс Птицы - 4-х-камерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. Тип Хордовые. Класс Звери (Млекопитающие) - 4-хкамерное с полной перегородкой в сердце.2 круга кровообращения, замкнутая кровеносная система. Почему наш человечек снова радуется? - Мы добрались до вершины эволюции позвоночных. Вывод: эволюция кровеносной системы позвоночных шла по пути 1) увеличения числа камер сердца 2) образования 3-х видов сосудов 3) образования замкнутой транспортной системы внутри организма. Мы вспомнили строение кровеносной системы у беспозвоночных и позвоночных животных. Давайте же ответим на вопрос, который я задавал в начале: – У всех ли животных кровеносная система одинаково устроена? Как вы думаете почему? Т.О. Эволюция системы кровообращения шла по пути создания такой кровеносной системы, которая как можно лучше обеспечивала всем клеткам тела необходимые для их жизни условия. Физкультминутка А теперь, ребята, встали, Ручки дружно вверх подняли, Наши пальчики размяли, А потом опять их сжали. Кулачками повращали, Головою покачали И ногами постучали. Отдохнули! Помолчали! И опять работать стали! - Что такое кровеносная система? - Из каких частей состоит кровеносная система? - Что такое артерии? - Что такое вены? - Что такое капилляры? Мы выяснили, что кровеносная система разносит кровь по всему организму. А что такое кровь? Задание. Прочитать статью «Кровь» на с. 218-219 учебника. - Что такое кровь? - Функции крови? - Состав крови? Закрепление. Домашнее задание. §41, рабочая тетрадь все задания по §41. Закрепление. Закончите утверждения. – Кровь начинает движение от правого желудочка и направляется к легким. В них кровь становится артериальной и возвращается в левое предсердие. Это _______________ круг кровообращения. – Кровь начинает движение от левого желудочка. По артериям артериальная кровь течет ко всем органам. Затем собирается в вены и поступает в правое предсердие. Это круг кровообращения. Определить какому классу животных принадлежат схемы кровеносных систем на слайде. Подведение итогов, выставление оценок. |