kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии "Пчелы и муравьи общественные насекомые" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока по теме , презентацию, самоанализ урока. также в папку приложены индивидуальные карточки для работы в группе, листы выступлений и защиты своих мини проектов учениками. урок построен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, включает в себя различные методы и формы работы на уроке. сам урок в основном построен на методе проетов, проблемно-поисковом методе. дополнительный занимательный материал позволяет сделать урок более насыщенным и интересным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ»


Самоанализ урока


Характеристика класса:


В 7,,к,, классе обучается – 15 детей, 5 девочек и 10 мальчиков. Класс можно разделить на 3 группы:

1 группа -   3 ученика имеют высокий уровень развития: Соболев Данил, Есенкулов Аллександр, Тер- Погосов Михаил. Эти дети обладают развитым логическим мышлением, умеют сравнивать и обобщать учебный материал, делать выводы, применять знания в новой ситуации. Они обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска, стремятся к лидерству в учёбе.

- 2 группа -   9 человек имеют средний уровень развития. В их нервной деятельности преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость их внимания имеют средний уровень. В процессе работы проявляется утомление. У них преобладает механическая память. Этим ученикам для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно-эмоциональную. Новый материал усваивается ими легче «поэтапно». В этой группе ученики обладают преимущественно практическим мышлением.

- 3 группа -   3 человека (Сильченко Света( переведена из 6 класса по возрасту) Чурилов Дима(многочисленные пропуски уроков, неоднократно самовольно покидали территорию школы ,

Нероева Даша - имеет низкий уровень развития. У них слабо развита память. Отсутствует способность к длительной сосредоточенной учебной деятельности. К волевым усилиям не склонны. Учебный материал усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи.

Помимо этого 50% детей по медицинским показаниям имеют диагноз ЗПР( задержка психического развития), 20% учащихся имеют проблемы со зрением, 30% учеников имеют расстройства эмоционально-волевой сферы.

Специфика нашего учреждения предполагает наличие детей со слабым интеллектуальным развитием, поэтому на уроке необходима организация учебной деятельности с учётом здоровье сберегающих технологий обучения, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;

  • чёткая организация учебного труда;

  • антистрессовые  моменты, выраженные в выборе заданий, которые по силам учащимся, в индивидуальном темпе работы.

  • смена видов деятельности учащихся.



Тема урока « Пчёлы и муравьи -общественные насекомые»


Преподавание ведётся по учебнику  «Биология 7 класс» ,авт. Константинов В.М, Бабенко В.Г, Кучменко В.С. .-М.: « Вентана- Граф»,2009г. В учебнике  рассматривается глава  Тип Членистоногие, на которую отводится 6 часов, урок «Пчёлы и муравьи –общественные насекомые» является 5, в тематическом планировании на него отводится 1 час.

Цель: выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых; расширять кругозор учащихся.


Задачи:

Образовательные:

— закрепить знания о насекомых;

— познакомить с жизнью пчёл и муравьёв; пользе и вреде общественных насекомых для человека;

— учить удивляться обычному.

Развивающие:

— развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;

— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;

— развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.

Воспитывающие:

— воспитывать интерес к насекомым, уважительное отношение к их трудолюбию, желание беречь этих полезных насекомых.

Познавательные:

— узнать, каких насекомых называют общественными и почему.


Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Форма организации занятия: учебный проект.

Типология проекта: информационно – исследовательский, краткосрочный.

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Я считаю, что цель урока достигнута. Чтобы добиться положительных результатов, в процессе урока я использовала следующие методы:

  • словесный (сообщения учащихся в ходе работы над проектом и защиты проектов; рассуждение, беседа);

  • исследовательский   (изучение научно-популярной, учебной и справочной литературы по теме проекта; поиск других источников знаний);

  • практический    (создание и презентация проектов ; заполнение таблиц);

  • репродуктивный (воспроизведение знаний о отряде перепончатокрылых типа Членистоногие);

  •  частично – поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и особенностей строения и жизнедеятельности животных);

  •  стимулирования  и мотивации интереса к  учению  (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).

  • наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Работа в группах способствовала созданию атмосферы взаимной заинтересованности,  развитию мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение, стимулировала ученика находить свой способ ответа на поставленный вопрос, анализировать его в ходе урока, создавала обстановку для естественного самовыражения ученика.



Организация учебной деятельности по методу проектов выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу .

Метод проектов способствовал решению актуальной школьной проблемы, выработке у учащихся активной жизненной позиции в процессе приобщения их к общественно-значимой деятельности, актуализировал их знания, умения и навыки не по биологии;

- позволил вывести учеников-подростков на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества;

- позволил активно и плодотворно изучить учебный материал, выйти за рамки школьной программы.

На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта реализованными.

.Контрольно-оценочная деятельность проходила на всех этапах урока, а именно:

  • При актуализации знаний – одобрение учителя, согласие учеников.

  • При работе в группах - оценка деятельности учеников не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • Кроме этого осуществлялся индивидуальный контроль учителем слабых детей, поощрение стремления, создание ситуации успеха;

  • При работе в группах - взаимопроверка, оценивание результатов командирами групп.

  • При защите проекта – оценка, похвала учителя.

















Просмотр содержимого документа
«Строение пчелы»

Строение рабочей пчелы.

_____________________________________

______________________________________

______________________________________

_____________________________________

_____________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этих насекомых называют общественными, потому что_________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К общественным насекомым относят -_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Систематическое положение медоносной пчелы.

Тип________________________________________

Класс_______________________________________

Отряд_______________________________________

Семейство___________________________________

Род_________________________________________

Вид_________________________________________



Систематическое положение муравья Тип________________________________________

Класс_______________________________________

Отряд_______________________________________

Семейство___________________________________

Род_________________________________________

Вид_________________________________________



Значение медоносной пчелы:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Значение муравья:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Меры по охране насекомых__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»










Конспект открытого урока по биологии в 7 классе


Пчелы и муравьи общественные - насекомые.










Черкашина Т.В

учитель биологии

I квалификационной категории














Урюпинск, 2014г.





Урок по теме « Пчёлы и муравьи общественные - насекомые»

Цель: выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; показать роль в природе и значение в жизни человека; доказать необходимость охраны этих насекомых; расширять кругозор учащихся.


Методы обучения: репродуктивный, поисковый, исследовательский, метод коллективного принятия решения

Тип урока: изучение нового материала.


Форма организации занятий: учебный проект.


Типология проекта: информационно – исследовательский, краткосрочный.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Пчёлы и муравьи -общественные насекомые, книги, раздаточный материал, дидактические карточки.


Форма организации работы в классе: классно-урочная, групповая, индивидуальная.


Содержание урока:


I. Организационный момент (Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Стадия вызова:

- Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.

1. Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей!

2. На поляне возле ёлок 
Дом построен из иголок. 
За травой не виден он, 
А жильцов в нём миллион.



II. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.


- На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие. Какие признаки данного типа наблюдаются у пчелы и муравья? ( выслушиваю ответы детей).

-Членистые конечности

-наличие хитинового покрова.

К какому к классу вы бы отнесли данных животных?

(к классу Насекомых).

Как Вы уже поняли героями нашего урока будут пчёлы и муравьи.

В виду того, что информации об этих насекомых очень много, изучать эту тему мы будем в рамках проекта.


Цели проекта:

  • Изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья;

  • изучить строение медоносной пчелы;

  • изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия;

  • изучить значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека; охрану насекомых;

  • изучить историю пчеловодства;

  • сделать вывод почему пчёл и муравьёв относят к общественным животным;

  • презентовать наш проект.


III.Этапы работы над проектом.

1.Формируются 3 группы учащихся:

Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Листы - ответа.


На сегодняшнем уроке работа будет проводится по группам

  1. « Теоретики», 2 « Пчеловоды», 3 « Биологи».

  2. Просьба к участникам групп помнить правила работы в группе, соблюдать время.

  3. На групповую работу отводится 20 минут, время выступления оратора 3-4 минуты.

  4. Просьба начать работу с ознакомления инструктивной карты.

  5. Я желаю вам удачи.

Инструктивная карта «ТЕОРЕТИКИ»

Цель: изучить систематическое положение медоносной пчелы и муравья, выяснить их значение в природе и жизни человека, предложить меры охраны насекомых.

1.Систематичесое положение пчелы и муравья.

2. Внешнее строение пчелы:

- рассмотрите подробнее строение рабочей пчелы на рис. 1 (справочный материал) и ответьте на вопросы?

  • На какие отделы разделено тело пчелы?

  • Сколько пар крыльев?

  • Сколько пар ног?

  • Какие органы чувств различаются на голове пчелы?

  • Особенности в строении задних ног. Как вы думаете, для чего они нужны?

3. Какого значение пчёл и муравьёв в природе и жизни человека.

4. Предложите меры по охране насекомых.


5. Сделайте вывод почему пчёл и муравьёв называют общественными насекомыми?


Инструктивная карта «Пчеловоды»

Цель: изучить историю пчеловодства.


1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

3. Какими продуктами пчеловодства платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? 

7.Сделайте вывод в котором отражено значение пчёл в природе и жизни человека.


Инструктивная карта «Биологи»

Цель: изучить полиморфизм в улье и муравейнике; найти признаки сходства и отличия.

  • Теоретическая часть.

1.Полиморфизм пчелиной семьи.

2.Полиморфизм муравьиной семьи.

3.Что называется роением? В чём его биологическая роль?

  • Практическая часть.

Используя материал учебника стр 135-136 и справочный материал заполните таблицу  "Полиморфизм пчёл и муравьёв»

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l = 18-20 мм m = 0,25 г


До 50 мм

l = 15-16 мм m = 0,2 г


До 50 мм

l = 12-14 мм m = 0,1 г


2 мм

2. Количество особей в семье.

1

2 и более

Несколько

десятков

От нескольких десятков до нескольких сотен

70 000

От нескольких десятков до миллиона

3. Сроки жизни.

До 5 лет

12-20 лет

1 сезон

Несколько дней, недель

1 сезон

До 3 лет

4. Особенности строения.

Крупная пчела, длинное заострённое брюшко; связано с её воспроизводительной функцией






похожа на рабочих, но отличаются от них строением груди и более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения

пчела средней величины с очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке, брюшко округлое

Развиваются из неоплодотворённых яиц ,имеют крылья












на задних ногах корзиночки, на брюшке зеркальца, расширение пищевода - медовый зобик; на конце брюшка жало

Самки с недоразвитой половой системой, Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или отсутствуют

5. Выполняемые функции.

Спаривание

и откладывание яиц







Спариваие

И откладывание яиц

Оплодотворение

самки



Оплодотворение самки









Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья.


Забота о семье ( Охранники, «няньки», чистят гнездо и тд)


Ответьте на вопросы?

1.Дайте понятие полиморфизм?

2. Сделайте вывод в чём заключается полиморфизм у пчёл и муравьёв,с чем это связано.

2.Поиск информации.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанными в инструктивной карте. Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой.

3.Обработка информации.

Учащиеся в группах заполняют карты ответа, готовят выступление – защиту проекта, определяют из своей группы выступающего.

4.Защита проекта.

Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях, делают выводы:

1. Пчела и продукты её жизнедеятельности имеют огромное практическое значение. Но самое большое значение деятельности пчёл проявляется в опылении растений.

2. Пчелиная семья состоит из матки, трутней и рабочих пчёл. Между ними в семье распределены обязанности.

4. Особенности строения рабочей пчелы связаны с её "профессиональными" обязанностями.

5. Пчела и муравей - "общественные" насекомое, обладающее сложным инстинктивным поведением, в их заботливом уходе за "деткой", в целесообразности разделения труда между членами семьи, в их удивительном строительном искусстве 

IV. Домашнее задание.

§28 читать, папочку с проектной работой мы возьмёте в класс и до оформите работу .

Задания на выбор:

-Подготовить сообщения о тутовом шелкопряде

- Производство шёлка

- Насекомых занесённых в Красную книгу.


V. Итоги урока и рефлексия.

Ребята, вы проделали большую работу.

Командиры групп оцените работу группы, учитывая степень участия в проекте.

Делаю свой комментарий. И предлагаю кратко ответить на вопросы

Какое у вас настроение?


Продолжите пожалуйста фразу

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…


Просмотр содержимого документа
«муравьи»

Муравьиная семья — многолетнее, высокоорганизованное сообщество, состоящее из расплода (яйцаличинкикуколки), взрослых половых особей (самок и самцов) и, как правило, многочисленных рабочих особей (бесплодных самок). Количество проживающих в одной семье муравьев может варьировать от нескольких десятков до миллиона особей Средние размеры муравьев

Так как общая численность видов муравьев достигает порядка 12000, неудивительно, что среди них встречаются как малютки, так настоящие муравьи гиганты. В среднем размеры муравьев могут быть от 1 до 50 миллиметров.

В муравьиных семьях существуют разделение труда, связи между особями и самоорганизация при решении сложных проблем.

Муравьиная матка.

Муравьиная семья имеет одну (моногиния) репродуктивную самку (или несколько самок, в зависимости от вида и размера семьи — полигиния), называемую королевой или маткой, откладывающую яйца. Самки похожи на рабочих, но отличаются от них строением груди и, как правило, более крупными размерами. Имеют крылья, которые откусывают себе после оплодотворения.

У большинства видов царицы и рабочие развиваются из оплодотворённых яиц

Самка спаривается только один раз во время «брачного полёта», получая при этом запас спермы самца, расходуемый постепенно на протяжении всей её жизни. Продолжительность жизни муравьиной самки максимальна для мира насекомых, и может составлять до 12—20 лет, в зависимости от вида. Оплодотворённые самки сбрасывают крылья.

У некоторых видов самки занимаются сбором пищи, и им приходится покидать гнездо. У других — они остаются в гнезде, поддерживая собственное существование и выращивая первых рабочих за счёт жировых запасов и подвергающихся гистолизу мышц крыльев. Царица кормит личинок специальным слюнным секрето] и/или особыми «кормовыми» яйцами. Может показаться, что матка является центром муравьиной семьи, однако в действительности им являются рабочие муравьи. Чем больше в муравейнике самок, тем «непочтительнее» отношение к ним рабочих. Рабочие муравьи переселяют самок из одной части гнезда в другую, передают на обмен в другие гнёзда, убивают тех, чья плодовитость стала слишком низкой. Рабочие контролируют и воспроизводство особей в семье: уничтожают лишних личинок или изменяют режим их кормления для изменения соотношения численности каст в семье.

Самцы.

Самцы рождаются из неоплодотворённых яиц[48] и имеют крылья. Роль самцов сводится к оплодотворению молодых крылатых самок. Самцы обычно появляются в муравейнике незадолго до брачного лёта и вскоре после спаривания погибают[42]. За некоторыми исключениями, самцы развиваются из неоплодотворённых яиц .

Муравьи-рабочие.

Подавляющее большинство особей в муравьиной семье составляют рабочие, являющиеся самками с недоразвитой половой системой, основной ролью которых является забота о семье. Крылья у них отсутствуют, имеется упрощённое строение груди, глаза меньше, чем у самок, или редуцированы, а у части видов отсутствуют.

Часто муравьи-рабочие больших размеров имеют непропорционально большую голову и, соответственно, сильные мандибулы. Таких рабочих называют муравьями-солдатами, так как сильные мандибулы делают их очень эффективными в бою. Помимо полиморфизма, рабочие муравьи могут делиться по специализации в семье. Одни муравьи ухаживают за молодью (няньки), другие — участвуют в строительстве гнезда, становятся фуражирами, третьи — чистят помещения, четвёртые хранят запасы жидкой пищи (медовые бочки) и т. д. Фиксированные различия в выполнении разными особями определённого круга функций называются полиэтизм.

У некоторых видов муравьёв рабочие особи могут откладывать яйца

Муравьи, как представители насекомых с полным превращением, в своём развитии проходят несколько стадий: яйцо, личинка, куколка и имаго.

Продолжительность жизни у муравьев

Интересующий многих вопрос о том, сколько живут муравьи, не имеет однозначного ответа. Если говорить о муравьях как о семье – то они могут существовать очень продолжительное время. Если говорить о муравье, как о конкретном насекомом, то продолжительность жизни муравья напрямую связана с его социальным типом. Муравьиная королева живет до 20 лет, тогда как рабочие особи существуют не более 3 лет. А вот самцы имеют очень короткую и насыщенную жизнь, длящуюся всего-навсего несколько недель.

Полиморфизм насекомых (от др.-греч. πολύμορφος «многообразный») — существование нескольких внешне отличающихся форм у одного и того же вида. Данные формы часто приспособлены к выполнению особых функций в семьях данного вида. Для общественных насекомых характерен полиморфизм связанный с разделением функций разных особей в семье или колонии.

Просмотр содержимого документа
«муравьиная семья»

Состав муравьиной семьи.

Муравьиная семья-_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Матка-_______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочие муравьи-_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самцы-________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл развития муравьёв-_______________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«оценочный лист»

Оценочный лист

Группа « Теоретики:

Список группы

Обязанности в группе

Оценка

Дубовенко Рита

Командир, оратор


Сильченко Света

Секретарь


Артамонова Оля

Секретарь


Марченко Люба

Секретарь


Нероева Даша

Хранитель времени




Критерии оценивания работы:

  1. Умение работать сообща

  2. Умение распределять обязанности при работе.

Я считаю, что моя группа с работой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Оценочный лист

Группа « Пчеловоды»

Список группы

Обязанности в группе

Оценка

Есенкулов Саша

Командир, оратор


Дубовенко Максим

Секретарь


Нуриев Руслан

Секретарь


Дмитриев Денис

Секретарь


Грузнов Сергей

Хранитель времени




Критерии оценивания работы:

  1. Умение работать сообща

  2. Умение распределять обязанности при работе.

Я считаю, что моя группа с работой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценочный лист

Группа « Пчеловоды»

Список группы

Обязанности в группе

Оценка

Соболев Данил

Командир, оратор


Тер-Погосов Миша

Секретарь


Селевёрстов Роман

Секретарь


Чурилов Дима

Секретарь


Бессонов Сергей

Хранитель времени




Критерии оценивания работы:

  1. Умение работать сообща

  2. Умение распределять обязанности при работе.

Я считаю, что моя группа с работой ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«полиморфизм»

"Полиморфизм пчёл и муравьёв"

Признаки сравнения.

Полиморфизм пчёл и муравьёв

Матка

пчелы

Матка

муравья

Трутень

Самец муравья

Рабочая пчела

Рабочие муравьи

1. Размеры тела.

l =

m =


До

l =

m =


До

l =

m =



2. Количество особей в семье.






3. Сроки жизни.






4. Особенности строения.




















5. Выполняемые функции.























Полиморфизм-__________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«пчела»

Зоологическая классификация медоносной пчелы — место, занимаемое пчелами в животном мире. Медоносная пчела принадлежит к типу членистоногих животных, классу насекомых, отряду перепончатокрылых, семейству пчелиных, роду апис. Виду пчела медоносная. Семейство муравьёв. Вид рыжий муравей( домашний).

Строение тела пчелы

Опору тела пчелы составляет твердый хитиновый покров, к нему прикрепляются мускулы, приводящие в движение ноги и крылья. Кроме того, хитиновый покров имеет и другое важное назначение — защищает нежные ткани тела от механических повреждений и вредных атмосферных влияний.

Тело пчелы делится на три части — голову, грудь и брюшко. В соответствии с этим и её наружный покров делится на три части, которые соединяются между собой тонкими хитиновыми пластинками. На голове каждой пчелиной особи можно видеть рот, усики, два сложных глаза и три простых глазка. Рот. Верхняя губа представляет собой узкую хитиновую полоску, соединяющуюся с головным щитком; у всех трех особей пчелиной семьи она почти одинакова. Верхние челюсти расположены по обеим сторонам рта, прикрепляясь к переднему его краю. Хоботок представляет собой очень узенькую трубочку, выдающуюся над ртом примерно на 5 — 7 мм. Только лишь при наличии этого длинного эластичного органа для пчелы доступен нектар, спрятанный в узких и глубоких венчиках цветов. Грудь у пчелы состоит из четырех члеников. Первый членик груди соединяется с головкой подвижно; это увеличивает общую подвижность тела, необходимую пчеле при выполнении ею разнообразных работ. К переднему членику прикрепляется передняя пара ног. Второй членик развит больше, чем все остальные членики груди. Это объясняется тем, что самые сильные мускулы, приводящие в движение первую пару крыльев, помещаются именно во втором членике, к которому прикреплена, кроме первой пары крыльев, вторая пара ног. К третьему членику груди прикреплены третья пара ног и вторая пара крыльев. Органы движения. Ножки служат пчеле для передвижения по различной поверхности. Но, кроме того, они приспособлены для собирания пыльцы и переноски её в улей, для очистки усиков и других частей тела и т. д. Поэтому на ножках находятся специальные приспособления - щеточки, корзиночки, особые шипики, крючочки для чистки усиков и т. д., которых у других насекомых нет.



Защита муравьёв и пчёл.

Известно, что муравьи способны полностью защитить лесной массив от вредных насекомых только при условии высокой численности и большой плотности муравейников.

1. Широкая пропаганда знаний о полезных муравьях в форме лекций, бесед, выступлений по радио и в печати, показа фильмов.

2. Организация наглядной агитации путем развешивания на туристских тропах, вдоль дорог и в местах отдыха плакатов, рассказывающих о пользе муравьев и призывающих к защите их.

3. Переселение муравейников северного лесного муравья с участков, отводимых под сплошные рубки.

 

Специальные пчеловодные мероприятия по защите пчел.  Пчёлы являются опылителями растений. Большой урон им наносят люди при обработке растений всевозможными ядами (пестицидами). В зависимости от токсичности используемых для обработки растений пестицидов, места расположения обрабатываемых площадей и времени проведения обработок выбирают тот или иной способ изоляции пчелиных семей.

Перевозка пасек. К перевозке пасек прибегают в случаях использования ядов с длительным сроком действия или при отсутствии на пасеке необходимого оборудования для изоляции пчел. Пчел вывозят на расстояние не менее 5 км от пасеки.

Общественные насекомые (социальные насекомые) — группа насекомых, отличающаяся общественным образом жизни (муравьиосы,пчёлытермитышмели

Для общественных насекомых характерно обитание в совместно построенном гнезде, уход за потомством, перекрывание нескольких поколений и разделение обязанностей (Полиэтизм) среди членов их семей. Семьи состоят из нескольких каст: половых (репродуктивных самок и самцов) и бесплодных рабочих особей (рабочие, солдаты и другие). Последние выполняют все функции в семье, кроме размножения[3]



Просмотр содержимого документа
«пчеловодство»

История пчеловодства на Руси.

Мёд всегда пользовался большой популярностью на Руси, и считался уникальным целебным продуктом. Одно из первых, дошедших до наших дней, упоминаний о мёде в древней Руси есть в записях греческого историка Геродота, жившего 2500 лет назад. Он писал, что народы, населявшие территорию нашего государства, обширно торговали воском и мёдом. Следующее и более позднее упоминание о русском мёде содержится в торговом договоре 911 года. Он был заключен  между киевским князем Олегом и византийским императором, и в нем рассматривалась доставка мёда и воска в Византию. В то время мёд и воск использовали не только для удовлетворения потребностей местного населения, но и в качестве основного продукта международной торговли. Так, Русь в средние века поставляла мёд и в другие страны, и получала годовой доход, равный пяти тоннам золота!   

В начале десятого века пчеловодство было неотъемлемой частью жизни славянского народа. Обилие пасек и пчёл многократно повышало урожайность всех цветочных растений. Благодаря щедрому сбору мёда, орехов, ягод, плодов, грибов, кореньев и хорошей добычи рыбы и дичи славяне были экономически независимы и жизнеспособны. Сведения о пчеловодстве на Руси XI-XII вв. можно прочесть в Хронике летописца Мартина Галла, больше известного под псевдонимом Галл Аноним. Вот что он пишет: «Видел в этой земле удивительное множество пчёл, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие мёда и воска».

Поначалу пчеловодство на Руси было примитивным. Славяне селились по берегам рек и водили пчёл в бортевых лесах. Слово «борть» означает дупло дерева, отсюда и названа  одна из первых форм пчеловодства – бортничество(старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев). Это, когда пчелиные семьи населяют дупла деревьев. Пчёл в этих лесах было очень много, так как славяне помимо естественных дупел деревьев использовали искусственно вырубленные дупла и лёгкие подвесные улья – кошы — для заселения пчёл. Часто в лесу можно было найти дупла с 240-320 кг (или 15-20 пудами по старым меркам) превосходного сотового мёда.

Обширные лесные угодья (пчёлы не водятся в хвойных лесах) назывались бортным ухожеем. До наших дней сохранились писцовые книги, где указаны границы бортных ухожеев. Но из записей следует, что самыми крупными были бортные ухожеи в Воронежском, Белгородской и Курской волостях. Они давали очень много воска и мёда. Часто именно из Белгорода и Путивля мёд доставляли к Государеву двору.

В 17 столетии с ростом населения, числа сел и деревень  бортные ухожеи начали заменять пасеками. Это было гораздо удобнее, потому что пчелиные улья переносились поближе к жилью. Началось приручение пчёл, и зарождение основ культурного пчеловодства.

Пчелово́дство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением медоносных пчёл для получения мёда, пчелиного воска и других продуктов, а также для опыления сельскохозяйственных культур с целью повышения их урожайности.

К началу 17 века на русские пасечники держали примерно 50 миллионов пчелиных семейств. Каждое из них приносило на круг по пуду мёда. И весь мёд успешно продавали и перерабатывали. Сейчас объёмы собираемого в нашей стране мёда в 20 раз меньше. Пчелиных семей насчитывается около 4 миллионов. То есть, пчеловодство переживает не лучшие времена.

Прокопович Петр Иванович Выдающийся украинский пчеловод. В 1814 г. создал улей с отъемными, подвижными рамками. Это был первый в мире разборный улей. Подлинно разборный улей Прокоповича получил распространение не только в России, но и за рубежом. Этим определяется его мировое значение и почетное место в истории. Улей представляет собой узкий высокий ящик: от 23 см до 35,5 см ширины, такой же глубины и от 100 см до 140 см высоты. Он делится на 3 - 4 отделения, которые закрываются втулками. Одно отделение отгораживается от другого решетчатой доской поперек которой прикрепляются соты ребром ко втулке. Вместе с доской можно вынуть все соты. В верхнем отделении Прокопович применил рамки. С Прокоповича началась эпоха рамочного пчеловодства, которое ныне достигло вершины своего развития. Прокопович - один из пионеров пчеловодной науки. Изобретение и усовершенствование рамочного улья вскоре привело к новым открытиям - появлению искусственной вощины и медогонки. Продукты пчеловодства:

  • воск,

  • маточное молочко,

  • мёд,

  • перга и пыльца,

  • прополис,

  • пчелиный подмор,

  • пчелиный яд,

  • забрус

  • трутовый гомогенат,

  • а также собственно пчелосемьи и пчеломатки.

  • Русские люди ценили мёд и за его лечебные свойства. В одном старинном русском лечебнике есть запись: «Мёд есть сок с росы небесной, который пчёлы забирают во время доброе с цветов благоуханных, многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней». Мёду приписывали магические свойства и применяли в обрядовых ритуалах.

  • С той поры прошло несколько веков, но и в наше время мёд активно применяют в народной медицине.

Просмотр содержимого документа
«раздатка пчеловодство»

История пчеловодства.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бортничество- __________________________________________________

______________________________________________________________

Пчеловодство- ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Прокопович Петр Иванович- ________________________

_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продукты пчеловодства____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по биологии "Пчелы и муравьи общественные насекомые" 7 класс

Автор: Черкашина Татьяна Вениаминовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "КСП урока по теме «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. ». 7 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "ksp-uroka-po-tiemie-pchioly-i-murav-i-obshchiestviennyie-nasiekomyie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "215986"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432836342"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока по биологии 7 класс по теме: "Отряд перепончатокрылые. Общественные насекомые"."
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-biologhii-7-klass-po-tiemie-otriad-pierieponchatokrylyie-obshchiestviennyie-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "268711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450685342"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок биологии 7 класс по теме "Отряд перепончатокрылые. Общественные насекомые.""
    ["seo_title"] => string(83) "urokbiologhii7klasspotiemieotriadpierieponchatokrylyieobshchiestviennyienasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "270022"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450972920"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства