kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Происхождение и эволюция человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  материал  урока  способствует  организовать  работу  учащихся  по  изучению представлений  о человеке .   Развивает  у детей воображение, помогает в осознании  и  осмыслении материала о древних предках человека,   первых людях , появившихся на  Земле.  

Развивает интерес  к изучаемому материалу  разнообразными средствами и методами обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Происхождение и эволюция человека" »

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА


Усвоив материал этой темы, вы должны:

  1. Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними:

  1. вымершие гоминиды австралопитековые, Человек умелый;

  2. вымершие группы рода Homo – архантропы и палеоантропы;

  3. ископаемые формы неоантропов – кроманьонцы;

  4. биологические и социальные факторы антропогенеза;

  5. человеческие расы (евразийская, азиатско-американская, экваториальная).


2. Знать:

  1. систематическое положение человека как биологического вида;

  2. отличительные черты человека и животных;

  3. палеонтологические данные, свидетельствующие о последовательных этапах формирования физических и социальных черт вида Человек разумный;

  4. этапы антропогенеза.



ПЛАН:

    1. Место человека в животном мире.

    2. Антропогенез.

    3. Человеческие расы.


1. Место человека в животном мире

Систематическое положение современного человека

Царство животные подцарство многоклеточные - тип хордовые - подтип позвоночные (черепные) класс млекопи­тающие подкласс звери - инфракласс высшие звери, или плацентарные - отряд приматы -» подотряд человекоподоб­ные ^ надсемейство высшие узконосые семейство люди (го- миниды) род Человек (гомо) - вид разумный (сапиенс) подвид сапиенс (полное название человека — Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)).

Признаки, определяющие положение человека в системе отряда приматов

Классификация

Признаки

Отряд приматы

Конечности хватательного типа; на пальцах ногти;

зубная система неспециализированна, с присутствием всех типов зубов (резцы, клыки, коренные); молочные зубы в процессе онтогенеза сменяются постоян­ными;

глазницы отделены от височной ямы (глаза направлены впе­ред);

конечным продуктом выделения является мочевая кислота; отсутствует сезонность в половой жизни; низкая плодовитость (обычно один детеныш)

Подотряд челове­коподобные

Ногти плоские;

значительное развитие головного мозга, особенно больших полушарий;

заметное уменьшение обонятельных долей мозга; присутствие двух верхних и нижних вертикально располо­женных резцов;

наличие трех и более бугров на жевательной поверхности коренных зубов;

незамкнутость хрящевых колец трахеи;


хорошее развитие мимической мускулатуры; одна пара сосков млечных желез; длителен период детства у детенышей

Надсемейство

высшие

узконосые

Присутствие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах;

редукция хвостового отдела позвоночника (3—5 копчико­вых костей);

укрепление таза за счет уменьшения числа грудных по­звонков и увеличения числа крестцовых; бочкообразная грудная клетка: наличие изгибов в позвоночном столбе; V-образная борозда между пятью бугорками на жеватель­ной поверхности коренных зубов («узор дриопитека»); присутствие червеобразного отростка слепой кишки (ап­пендикс);

полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;

наличие большого числа извилин на полушариях головно­го мозга;

присутствие четырех основных групп крови (А, В, АВ, 0); сравнительно крупные общие размеры тела; значительное поредение волосяного покрова на теле

Род Человек

Объем мозга превышает 900 см3;

развитие комплекса признаков, связанных с прямохожде- нием (S-образная форма позвоночного столба, развитие икроножных и седалищных мышц, уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении, перемещение заты­лочного отверстия черепа к центру его основания и др.); относительно длинный и очень толстый первый палец на руках;

изменения в строении гортани, связанные с речью; резкое сокращение лицевого отдела черепа и увеличение мозгового;

малый размер клыков;

специфическое распределение волос на теле; сильное развитие эрогенных зон на теле (губы, грудь, яго­дицы)

Антропогенез

Антропогенез — процесс историко-эволюционного становле­ния человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества — социогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

  1. биологические факторы антропогенеза:

  • естественный отбор;

  • генотипическая изменчивость;

  1. социальные факторы антропогенеза:

  • групповое сотрудничество;

  • общение и речь;

  • изготовление орудий;

  • наличие постоянных жилищ.


Задания:

  1. Используя материал учебника, заполните таблицу:

Основные стадии эволюции человека

Признак

Дриопитек

Представители

Австралопи-тековые

(австрало-питек)

Человек умелый

Древнейшие люди (питекантроп, синантроп)

древние люди (неандерта- лец)

Новые люди (кроманьонец, современный человек)

Возраст

18 млн. лет






Внешний вид

Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом и плечевым поясом






Объем мозга, см3

До 550






Череп

Человекоподобные черты в строении нижней челюсти






Орудия труда

Манипулирование с окружающими предметами






Образ жизни

Стадный образ жизни






2.1. Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян:

  1. площадь коры больших полушарий около 1250 см2, лобные доли сильно развиты;

  2. полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;

  3. большой палец нижних конечностей выполняет опорную функцию;

  4. группы крови по системе АВ0;

  5. наличие резус-фактора.


Основные этапы антропогенеза

Стадии развития человека

Описание

Дриопитеки — пред­ки человека и чело­векообразных обезьян

Ближайшим общим предком человека и человекообраз­ных обезьян были дриопитеки (древесные обезьяны), обитавшие 25—30 млн лет назад. Раньше предками чело­века считались азиатские представители дриопитеков ра- мапитек и сивапитек, найденные на холмах Сивалик (Индия). Сейчас более вероятным предком считается аф­риканский дриопитек — кениапитек, существовавший около 12—14 млн лет назад. Объем головного мозга у ке- ниапитека составлял 350—380 см3

Протоантроп — пред­шественник человека

Предшественниками человека были — австралопитеки (южные обезьяны), существовавшие 1,8—5,5 млн лет на­зад. От них позднее произошел африканский австралопи­тек — презинджантроп, считающийся непосредствен­ным предком человека, принадлежащий к виду Человек умелый (Homo habilis).

Человек умелый (Homo habilis) существовал около 2 млн лет назад в Восточной Африке. Объем головного мозга достигал 680—800 см3. Изготавливал орудия — камни- гальки с отбитыми краями — чопперы. Верхние конечно­сти были приспособлены к хватательной функции, а нижние — к прямохождению. Занимался собирательст­вом семян и плодов, охотой на мелких животных и по­еданием падали. Кривизна нижней челюсти свидетельст­вует о возможном овладении зачатками речи

Архантроп — древ­нейший человек

Стадии древнейшего человека соответствуют: питекан­троп, или обезьяночеловек, синантроп, или китайский человек, гейдельбергский человек. Все эти формы древней­шего человека принадлежат к виду Человек прямоходящий (Homo erectus).

Стадии развития человека

Описание


Человек прямоходящий (Homo erectus) существовал около 500 тыс.—1,9 млн лет назад в Европе, Азии и Африке. Объем головного мозга достигал 800—1200 см3. Изготав­ливал более сложные орудия — заостренные с двух сторон рубила и скребла из камня — бифасы. Охотился на разную дичь, в том числе и крупную. Начал использовать огонь. Увеличение головного мозга свидетельствует о совершен­ствовании речи

Палеоантроп —

древний человек

Стадии древнего человека соответствует неандерталец. Не­андерталец принадлежит к виду Человек разумный (Homo sapiens) и является его ископаемым подвидом — неандер­тальским (Homo sapiens neanderthalensis). Человек разумный неандертальский (Homo sapiens neanderthalensis) существовал около 40—150 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1200—1400 см3. Изготавливал более совершенные орудия — отщепы от це­лых камней: наконечники и скребла. Жил в пещерах либо в жилищах из ветвей, костей и шкур убитых на охоте зверей. Вел коллективную облавную охоту на мамонтов, крупных копытных и др. Добывал и широко использовал огонь. Шил одежду из меха. На этой стадии зарождается религия и искусство. Начинается формирование человеческих рас и их расселение по планете

Неоантроп — чело­век современного типа

Стадии человека современного типа соответствует кро­маньонец и все люди, составляющие население земного шара, — сапиенсы. Вымершие кроманьонцы и ныне суще­ствующее человечество принадлежит к виду Человек ра­зумный (Homo sapiens), но являются разными подвидами — ископаемым (Homo sapiens fossilis) и современным (Homo sapiens sapiens).

Человек разумный кроманьонский (Homo sapiens fossilis) суще­ствовал 35—40 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1400—1600 см3. Жил в пещерах и жилищах j из костей мамонтов, стволов деревьев, каменных плит и j шкур убитых зверей. Орудия становятся более совершен­ными — ножи, скребла, наконечники, гарпуны из камня, рога и кости. Занимался охотой, собирательством и трудом.! Окультуривал растения и одомашнивал животных. На этой стадии происходит быстрый рост культуры. Завершается формирование устойчивого морфологического типа лю- j дей. Биологическая эволюция человека как вида замедля­ется и уступает место социальной эволюции — социогенезу


Домашнее задание:

      1. Приведите доказательства происхождения человека от жи­вотных.

      2. Укажите отличия человека от животных (человекообраз­ных обезьян).

Представьте основные положения


4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ


Расы - исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертание головы и т.п.).

Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас.


Причины возникновения рас

Человеческие расы возникли в результате действия естественного отбора и других факторов эволюции (мутационная изменчивость, дрейф генов, миграция и т.д.).

Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей.

Дрейф генов в популяциях людей, малых по численности, закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства.

Миграция, или поток генов, приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным однообразием (эффект основателя). Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами – основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы (не имеют адаптивного значения).


Доказательства единства рас:

  1. Все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами носят приспособительный характер и касаются второстепенных признаков);

  2. Отсутствие генетической изоляции между расами, т.е. возможность плодовитых браков между представителями разных рас при их смешении (метисации);

  3. Сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).


Основные человеческие расы

Современное человечество подразделяют на три основные группы рас, в пределах которых насчитывают около 30 малых рас и несколько сотен этнических групп. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.

Наименование расы

Признаки

Австрало-негроидная (экваториальная)

  • кожа сильно пигментирована (защитный фильтр от тропического солнца);

  • волосы курчавые или волнистые (воздушный теплоизолирующий шлем для головы);

  • широкий нос (охлаждение горячего воздуха);

  • выступающая нижняя часть лица (прогнатный череп);

  • толстые мясистые губы и др.

Классические негроиды живут в Африке

Европеоидная (евразийская)

  • светлая, реже смуглая кожа (не является препятствием для проникновения ультрафиолета, синтезирующего в коже противорахитичный витамин D);

  • как правило, светлые прямые или волнистые волосы и голубые глаза;

  • неширокий крупный нос (нагревательная камера для холодного воздуха);

  • хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы);

  • не выступающая нижняя часть лица (ортогнальный череп);

  • тонкие губы и др.

Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии)

Монголоидная (азиатско-американская)

  • смуглая, реже светлая кожа;

  • как правило, темные жесткие прямые волосы;

  • широкое уплощенное лицо с сильно развитыми скулами и отложениями подкожной клетчатки (защита против обмерзания в условиях суровых континентальных зим);

  • широкий нос с ноздрями, расположенными под углом друг к другу;

  • наличие складки на верхнем веке и во внутреннем крае глаза – эпикантуса (приспособление к защите от пыльных и песчаных бурь, частых в азиатских степях и пустынях);

  • средние по толщине губы и др.

Эта раса преобладает в Азии


Самостоятельная работа

Человеческие расы.

Критика расизма и социального дарвинизма

  1. На рисунке представлены разные расовые типы людей. Определите каждый их них.

Человеческие расы


  1. Используя рисунок и материал учебника, заполните таблицу:


Характеристика больших человеческих рас

Характерные особенности

Расы

австрало-негроидная

европеоидная

монголоидная

Цвет кожи

Цвет волос

Форма носа

Разрез глаз

Первоначальный ареал




  1. Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homo sapiens.

  2. В чем идеологическая сущность расизма и социал-дарвинизма?

  3. Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?

  4. Какие причины привели к возникновению внутри вида Homo sapiens разных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.

  5. Почему противоположные по содержанию расизм (попытка оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал-дарвинизм (попытка применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?

  6. Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.



Самостоятельная работа дома: подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов:

Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.



Тест

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 1

Часть А. Выберите один правильный ответ

  1. Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о:

  1. наземном образе жизни

  2. родстве человека с млекопитающими

  3. приспособлении к холоду

  4. нарушении кровообращения кожи

2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:

1. лемуры

2. австралопитеки

3. дриопитеки

4. горилы

3. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

1. человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков

2. человек - потомок современных человекообразных обезьян

3. человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков

4. обезьяны произошли от древних людей

4. Череп человека отличается от черепа обезьян:

1. массивными, вытянутыми вперед челюстными костями

2. преобладанием мозговой части черепа над лицевой

3. преобладанием лицевой части черепа над мозговой

4. развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы

5. Человек, в отличие от млекопитающих животных:

1. обладает возбудимостью

2. имеет кору больших полушарий

3. мыслит абстрактно

4. обладает раздражимостью

6. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:

1. прямохождение

2. лазание по деревьям

3. собирание пищи

4. копание

7. Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:

1. сводчатой стопы

2. развитой руки

3. S-образного позвоночника

4. объемного зрения

8. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится:

1. наследственная изменчивость

2. борьба за существование

3. естественный отбор

4. членораздельная речь

9. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?

1. только биологических

2. только социальных

3. социальных и биологических

4. абиотических и биотических

10. Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека:

1. сложных инстинктов

2. прямохождения

3. второй сигнальной системы

4. S-образных изгибов позвоночника

11. К древнейшим людям относят:

1. австралопитеков

2. питекантропов и синантропов

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Человеком современного типа был:

1. неандерталец

2. кроманьонец

3. питекантроп

4. синантроп

13. Человек в отличие от животных воспринимает слово как:

1. сочетание отдельных звуков

2. выражение определенной мысли

3. набор звуков, не связанных друг с другом

4. звуковой сигнал

14. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

1. способностью к трудовой деятельности

2. четырёхкамерным сердцем

3. заботой о потомстве

4. объемным зрением

С 1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

С 2. Перечислите основные человеческие расы.



ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ

Вариант 2

Часть А. Выберите один правильный ответ

  1. Исчезновение густого шёрстного покрова на теле человека, характерного для древних людей, является примером:

  1. ароморфоза

  2. дегенерации

  3. идиоадаптации

  4. конвергенции

2. Наиболее древними человекообразными обезьянами были:

1. лемуры

2. австралопитеки

3. дриопитеки

4. гориллы

3. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их

1. родстве и общем плане строения

2. одинаковом уровне организации

3. конвергентном сходстве

4. происхождении от разных предков

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым способствовало:

1. наземному образу жизни

2. развитию мышления

3. редукции волосяного покрова

4. использованию животной пищи

5. Человек отличается от человекообразных обезьян:

1. наличием волосяного покрова

2. развитым большим пальцем, противопоставленным остальным

3. наличием ногтей

4. формой ушей

6. Появление прямохождения у предков человека способствовало:

1. освобождению руки

2. появлению речи

3. развитию многокамерного сердца

4. усилению обмена веществ

7. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции:

1. социальным

2. биологическим

3. антропогенным

4. биотическим

8. К социальным факторам эволюции человека не относится:

1. речь

2. трудовая деятельность

3. общественный образ жизни

4. борьба с природными явлениями

9. Движущими силами антропогенеза являются факторы:

1. только биологические

2. только социальные

3. социальные и биологические

4. абиотические и биотические

10. Под влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека:

1. наследственности и изменчивости

2. письменности и искусства

3. борьбы за существование

4. способности к самовоспроизведению

11. К древним людям относят:

1. австралопитеков

2. питекантропов и синантропов

3. неандертальцев

4. кроманьонцев

12. Синантроп и питекантроп – это названия представителей одного вида:

1. человек умелый

2. человек прямоходящий

3. человек неандертальский

4. человек разумный современный

13. В головном мозге человека в процессе эволюции появились центры:

1. речевые

2. обоняния и вкуса

3. слуха и зрения

4. координации движения

14. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1. наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти

2. наличием швов между костями мозговой части

3. более развитой мозговой частью

4. строением костной ткани


С 1. В процессе антропогенеза в борьбе за существование получили преимущества те группы древних людей, которые поддерживали стариков. Объясните причины этого явления.

С 2. Перечислите основные социальные факторы антропогенеза.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок на тему "Происхождение и эволюция человека"

Автор: Уралова Светлана Анатольевна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 112974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока биологии "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "164289"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422622967"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Современный этап эволюции человека". "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sovriemiennyi-etap-evoliutsii-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "173820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424027766"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_sieminar_po_tiemie_chieloviek_iegho_proshloie_nastoiashchieie_i_budushchiei"
    ["file_id"] => string(6) "371030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482086536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства