Данный материал урока способствует организовать работу учащихся по изучению представлений о человеке . Развивает у детей воображение, помогает в осознании и осмыслении материала о древних предках человека, первых людях , появившихся на Земле.
Развивает интерес к изучаемому материалу разнообразными средствами и методами обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
систематическое положение человека как биологического вида;
отличительные черты человека и животных;
палеонтологические данные, свидетельствующие о последовательных этапах формирования физических и социальных черт вида Человек разумный;
этапы антропогенеза.
ПЛАН:
Место человека в животном мире.
Антропогенез.
Человеческие расы.
1. Место человека в животном мире
Систематическое положение современного человека
Царство животные подцарство многоклеточные - тип хордовые - подтип позвоночные (черепные) класс млекопитающие подкласс звери - инфракласс высшие звери, или плацентарные - отряд приматы -» подотряд человекоподобные ^ надсемейство высшие узконосые семейство люди (го- миниды) род Человек (гомо) - вид разумный (сапиенс) подвид сапиенс (полное название человека — Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)).
Признаки, определяющие положение человека в системе отряда приматов
Классификация
Признаки
Отряд приматы
Конечности хватательного типа; на пальцах ногти;
зубная система неспециализированна, с присутствием всех типов зубов (резцы, клыки, коренные); молочные зубы в процессе онтогенеза сменяются постоянными;
глазницы отделены от височной ямы (глаза направлены вперед);
конечным продуктом выделения является мочевая кислота; отсутствует сезонность в половой жизни; низкая плодовитость (обычно один детеныш)
Подотряд человекоподобные
Ногти плоские;
значительное развитие головного мозга, особенно больших полушарий;
заметное уменьшение обонятельных долей мозга; присутствие двух верхних и нижних вертикально расположенных резцов;
наличие трех и более бугров на жевательной поверхности коренных зубов;
незамкнутость хрящевых колец трахеи;
хорошее развитие мимической мускулатуры; одна пара сосков млечных желез; длителен период детства у детенышей
Надсемейство
высшие
узконосые
Присутствие дуг, петель и замкнутых фигур в пальцевых узорах;
редукция хвостового отдела позвоночника (3—5 копчиковых костей);
укрепление таза за счет уменьшения числа грудных позвонков и увеличения числа крестцовых; бочкообразная грудная клетка: наличие изгибов в позвоночном столбе; V-образная борозда между пятью бугорками на жевательной поверхности коренных зубов («узор дриопитека»); присутствие червеобразного отростка слепой кишки (аппендикс);
полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;
наличие большого числа извилин на полушариях головного мозга;
присутствие четырех основных групп крови (А, В, АВ, 0); сравнительно крупные общие размеры тела; значительное поредение волосяного покрова на теле
Род Человек
Объем мозга превышает 900 см3;
развитие комплекса признаков, связанных с прямохожде- нием (S-образная форма позвоночного столба, развитие икроножных и седалищных мышц, уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении, перемещение затылочного отверстия черепа к центру его основания и др.); относительно длинный и очень толстый первый палец на руках;
изменения в строении гортани, связанные с речью; резкое сокращение лицевого отдела черепа и увеличение мозгового;
малый размер клыков;
специфическое распределение волос на теле; сильное развитие эрогенных зон на теле (губы, грудь, ягодицы)
Антропогенез
Антропогенез — процесс историко-эволюционного становления человека как вида, развитие его трудовой деятельности и речи в процессе формирования общества — социогенеза.
Движущие силы антропогенеза:
биологические факторы антропогенеза:
естественный отбор;
генотипическая изменчивость;
социальные факторы антропогенеза:
групповое сотрудничество;
общение и речь;
изготовление орудий;
наличие постоянных жилищ.
Задания:
Используя материал учебника, заполните таблицу:
Основные стадии эволюции человека
Признак
Дриопитек
Представители
Австралопи-тековые
(австрало-питек)
Человек умелый
Древнейшие люди (питекантроп, синантроп)
древние люди (неандерта- лец)
Новые люди (кроманьонец, современный человек)
Возраст
18 млн. лет
Внешний вид
Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом и плечевым поясом
Объем мозга, см3
До 550
Череп
Человекоподобные черты в строении нижней челюсти
Орудия труда
Манипулирование с окружающими предметами
Образ жизни
Стадный образ жизни
2.1. Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян:
площадь коры больших полушарий около 1250 см2, лобные доли сильно развиты;
полное перекрытие мозжечка полушариями головного мозга;
большой палец нижних конечностей выполняет опорную функцию;
группы крови по системе АВ0;
наличие резус-фактора.
Основные этапы антропогенеза
Стадии развития человека
Описание
Дриопитеки — предки человека и человекообразных обезьян
Ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян были дриопитеки (древесные обезьяны), обитавшие 25—30 млн лет назад. Раньше предками человека считались азиатские представители дриопитеков ра- мапитек и сивапитек, найденные на холмах Сивалик (Индия). Сейчас более вероятным предком считается африканский дриопитек — кениапитек, существовавший около 12—14 млн лет назад. Объем головного мозга у ке- ниапитека составлял 350—380 см3
Протоантроп — предшественник человека
Предшественниками человека были — австралопитеки (южные обезьяны), существовавшие 1,8—5,5 млн лет назад. От них позднее произошел африканский австралопитек — презинджантроп, считающийся непосредственным предком человека, принадлежащий к виду Человек умелый (Homohabilis).
Человек умелый (Homohabilis) существовал около 2 млн лет назад в Восточной Африке. Объем головного мозга достигал 680—800 см3. Изготавливал орудия — камни- гальки с отбитыми краями — чопперы. Верхние конечности были приспособлены к хватательной функции, а нижние — к прямохождению. Занимался собирательством семян и плодов, охотой на мелких животных и поеданием падали. Кривизна нижней челюсти свидетельствует о возможном овладении зачатками речи
Архантроп — древнейший человек
Стадии древнейшего человека соответствуют: питекантроп, или обезьяночеловек, синантроп, или китайский человек, гейдельбергский человек. Все эти формы древнейшего человека принадлежат к виду Человек прямоходящий (Homoerectus).
Стадии развития человека
Описание
Человек прямоходящий (Homoerectus) существовал около 500 тыс.—1,9 млн лет назад в Европе, Азии и Африке. Объем головного мозга достигал 800—1200 см3. Изготавливал более сложные орудия — заостренные с двух сторон рубила и скребла из камня — бифасы. Охотился на разную дичь, в том числе и крупную. Начал использовать огонь. Увеличение головного мозга свидетельствует о совершенствовании речи
Палеоантроп —
древний человек
Стадии древнего человека соответствует неандерталец. Неандерталец принадлежит к виду Человек разумный (Homosapiens) и является его ископаемым подвидом — неандертальским (Homosapiensneanderthalensis). Человек разумный неандертальский (Homosapiensneanderthalensis) существовал около 40—150 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1200—1400 см3. Изготавливал более совершенные орудия — отщепы от целых камней: наконечники и скребла. Жил в пещерах либо в жилищах из ветвей, костей и шкур убитых на охоте зверей. Вел коллективную облавную охоту на мамонтов, крупных копытных и др. Добывал и широко использовал огонь. Шил одежду из меха. На этой стадии зарождается религия и искусство. Начинается формирование человеческих рас и их расселение по планете
Неоантроп — человек современного типа
Стадии человека современного типа соответствует кроманьонец и все люди, составляющие население земного шара, — сапиенсы. Вымершие кроманьонцы и ныне существующее человечество принадлежит к виду Человек разумный (Homosapiens), но являются разными подвидами — ископаемым (Homosapiensfossilis) и современным (Homosapienssapiens).
Человек разумный кроманьонский (Homosapiensfossilis) существовал 35—40 тыс. лет назад всесветно. Объем головного мозга достигал 1400—1600 см3. Жил в пещерах и жилищах j из костей мамонтов, стволов деревьев, каменных плит и j шкур убитых зверей. Орудия становятся более совершенными — ножи, скребла, наконечники, гарпуны из камня, рога и кости. Занимался охотой, собирательством и трудом.! Окультуривал растения и одомашнивал животных. На этой стадии происходит быстрый рост культуры. Завершается формирование устойчивого морфологического типа лю- j дей. Биологическая эволюция человека как вида замедляется и уступает место социальной эволюции — социогенезу
Домашнее задание:
Приведите доказательства происхождения человека от животных.
Укажите отличия человека от животных (человекообразных обезьян).
Представьте основные положения
4. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ
Расы -исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертание головы и т.п.).
Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас.
Причины возникновения рас
Человеческие расы возникли в результате действия естественного отбора и других факторов эволюции (мутационная изменчивость, дрейф генов, миграция и т.д.).
Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей.
Дрейф генов в популяциях людей, малых по численности, закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства.
Миграция, или поток генов, приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным однообразием (эффект основателя). Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами – основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы (не имеют адаптивного значения).
Доказательства единства рас:
Все основные «человеческие» признаки были приобретены человеком задолго до его расхождения на отдельные расы (различия между расами носят приспособительный характер и касаются второстепенных признаков);
Отсутствие генетической изоляции между расами, т.е. возможность плодовитых браков между представителями разных рас при их смешении (метисации);
Сходные изменения, наблюдаемые в настоящее время у представителей разных рас, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета (грацилизация) и ускорении развития всего организма (акселерация).
Основные человеческие расы
Современное человечество подразделяют на три основные группы рас, в пределах которых насчитывают около 30 малых рас и несколько сотен этнических групп. Между тремя основными группами рас существуют переходные расы.
Наименование расы
Признаки
Австрало-негроидная (экваториальная)
кожа сильно пигментирована (защитный фильтр от тропического солнца);
волосы курчавые или волнистые (воздушный теплоизолирующий шлем для головы);
широкий нос (охлаждение горячего воздуха);
выступающая нижняя часть лица (прогнатный череп);
толстые мясистые губы и др.
Классические негроиды живут в Африке
Европеоидная (евразийская)
светлая, реже смуглая кожа (не является препятствием для проникновения ультрафиолета, синтезирующего в коже противорахитичный витамин D);
как правило, светлые прямые или волнистые волосы и голубые глаза;
неширокий крупный нос (нагревательная камера для холодного воздуха);
хорошее развитие волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы);
не выступающая нижняя часть лица (ортогнальный череп);
тонкие губы и др.
Сейчас европеоиды живут на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии)
Монголоидная (азиатско-американская)
смуглая, реже светлая кожа;
как правило, темные жесткие прямые волосы;
широкое уплощенное лицо с сильно развитыми скулами и отложениями подкожной клетчатки (защита против обмерзания в условиях суровых континентальных зим);
широкий нос с ноздрями, расположенными под углом друг к другу;
наличие складки на верхнем веке и во внутреннем крае глаза – эпикантуса (приспособление к защите от пыльных и песчаных бурь, частых в азиатских степях и пустынях);
средние по толщине губы и др.
Эта раса преобладает в Азии
Самостоятельная работа
Человеческие расы.
Критика расизма и социального дарвинизма
На рисунке представлены разные расовые типы людей. Определите каждый их них.
Человеческие расы
Используя рисунок и материал учебника, заполните таблицу:
Характеристика больших человеческих рас
Характерные особенности
Расы
австрало-негроидная
европеоидная
монголоидная
Цвет кожи
Цвет волос
Форма носа
Разрез глаз
Первоначальный ареал
Перечислите доказательства биологической равноценности разных рас и их единой видовой принадлежности к Homosapiens.
В чем идеологическая сущность расизма и социал-дарвинизма?
Что такое расоведение? В чем его принципиальное отличие от расизма?
Какие причины привели к возникновению внутри вида Homosapiensразных человеческих рас? Докажите, что только в прошлом расовые признаки имели адаптивный характер.
Почему противоположные по содержанию расизм (попытка оценить биологические особенности людей, исходя из уровня их культурного развития) и социал-дарвинизм (попытка применить биологические закономерности для объяснения социальных явлений) одинаково реакционны по своей сути?
Объясните, почему расовые предрассудки реакционны и являются тормозом для дальнейшего прогресса человечества.
Самостоятельная работа дома: подтвердите фактическим материалом каждый из приведенных ниже выводов:
Расовые различия людей возникли значительно позже окончательного выделения человека из мира животных. По отношению к признакам, которые качественно отличают человека от животных (мышление, речь, способность к трудовой деятельности), все человеческие расы сходны между собой. Различия в уровне культуры не связаны с биологическими особенностями людей разных рас.
Тест
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ
Вариант 1
Часть А. Выберите один правильный ответ
Присутствие на теле человека рудиментарного волосяного покрова свидетельствует о:
наземном образе жизни
родстве человека с млекопитающими
приспособлении к холоду
нарушении кровообращения кожи
2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
1. лемуры
2. австралопитеки
3. дриопитеки
4. горилы
3. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?
1. человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков
2. человек - потомок современных человекообразных обезьян
3. человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков
2. преобладанием мозговой части черепа над лицевой
3. преобладанием лицевой части черепа над мозговой
4. развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы
5. Человек, в отличие от млекопитающих животных:
1. обладает возбудимостью
2. имеет кору больших полушарий
3. мыслит абстрактно
4. обладает раздражимостью
6. Освобождению руки в процессе эволюции человека способствовало:
1. прямохождение
2. лазание по деревьям
3. собирание пищи
4. копание
7. Трудовая деятельность предков человека способствовала формированию у них:
1. сводчатой стопы
2. развитой руки
3. S-образного позвоночника
4. объемного зрения
8. К социальным факторам, играющим существенную роль в эволюции предков современного человека, относится:
1. наследственная изменчивость
2. борьба за существование
3. естественный отбор
4. членораздельная речь
9. Под влиянием каких факторов происходила эволюция предков современного человека?
1. только биологических
2. только социальных
3. социальных и биологических
4. абиотических и биотических
10. Социальные факторы эволюции способствовали формированию у человека:
1. сложных инстинктов
2. прямохождения
3. второй сигнальной системы
4. S-образных изгибов позвоночника
11. К древнейшим людям относят:
1. австралопитеков
2. питекантропов и синантропов
3. неандертальцев
4. кроманьонцев
12. Человеком современного типа был:
1. неандерталец
2. кроманьонец
3. питекантроп
4. синантроп
13. Человек в отличие от животных воспринимает слово как:
1. сочетание отдельных звуков
2. выражение определенной мысли
3. набор звуков, не связанных друг с другом
4. звуковой сигнал
14. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:
1. способностью к трудовой деятельности
2. четырёхкамерным сердцем
3. заботой о потомстве
4. объемным зрением
С 1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?
С 2. Перечислите основные человеческие расы.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ
Вариант 2
Часть А. Выберите один правильный ответ
Исчезновение густого шёрстного покрова на теле человека, характерного для древних людей, является примером:
ароморфоза
дегенерации
идиоадаптации
конвергенции
2. Наиболее древними человекообразными обезьянами были:
1. лемуры
2. австралопитеки
3. дриопитеки
4. гориллы
3. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об их
1. родстве и общем плане строения
2. одинаковом уровне организации
3. конвергентном сходстве
4. происхождении от разных предков
4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым способствовало:
1. наземному образу жизни
2. развитию мышления
3. редукции волосяного покрова
4. использованию животной пищи
5. Человек отличается от человекообразных обезьян:
1. наличием волосяного покрова
2. развитым большим пальцем, противопоставленным остальным
3. наличием ногтей
4. формой ушей
6. Появление прямохождения у предков человека способствовало:
1. освобождению руки
2. появлению речи
3. развитию многокамерного сердца
4. усилению обмена веществ
7. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции:
1. социальным
2. биологическим
3. антропогенным
4. биотическим
8. К социальным факторам эволюции человека не относится:
1. речь
2. трудовая деятельность
3. общественный образ жизни
4. борьба с природными явлениями
9. Движущими силами антропогенеза являются факторы:
1. только биологические
2. только социальные
3. социальные и биологические
4. абиотические и биотические
10. Под влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека:
1. наследственности и изменчивости
2. письменности и искусства
3. борьбы за существование
4. способности к самовоспроизведению
11. К древним людям относят:
1. австралопитеков
2. питекантропов и синантропов
3. неандертальцев
4. кроманьонцев
12. Синантроп и питекантроп – это названия представителей одного вида:
1. человек умелый
2. человек прямоходящий
3. человек неандертальский
4. человек разумный современный
13. В головном мозге человека в процессе эволюции появились центры:
1. речевые
2. обоняния и вкуса
3. слуха и зрения
4. координации движения
14. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
1. наличием только одной подвижной кости – нижней челюсти
2. наличием швов между костями мозговой части
3. более развитой мозговой частью
4. строением костной ткани
С 1. В процессе антропогенеза в борьбе за существование получили преимущества те группы древних людей, которые поддерживали стариков. Объясните причины этого явления.
С 2. Перечислите основные социальные факторы антропогенеза.