kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему " Пищеварение р ротовой полости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Цель урока: достичь знаний о процессе пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в этом физиологическом процессе; сформулировать правила ухода за ротовой полостью.

Образовательные: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении.

Развивающие: развитие мыслительных способностей учащихся, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.

Воспитательные: разъяснять влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости, привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приема пищи, ее качества, сроков хранения, чистоты посуды. Воспитание санитарно – гигиенических навыков.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Методическое обеспечение: беседа, рассказ- беседа, самостоятельная работа, демонстрация с использованием рисунков и таблиц

Оборудование: таблицы «Пищеварительная система », таблица «Зубы человека», рисунки учебника. Презентация

ХОД УРОКА

1.Организационный момент (1-2мин)

2.Проверка домашнего задания.

 Задание №1Терминологический диктант « Пищеварение» слайд 2

1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением).

2. Питательные вещества выполняют … (строительную и энергетическую) функции.

3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал).

4. Стенка пищеварительного канала состоит из …(3.)слоев.

5. Начальный отдел тонкого кишечника –. (двенадцатиперстная кишка).

6. Самая крупная железа нашего организма – (печень).

7. Самый длинный отдел пищеварительного канала –. (тонкая кишка).

8. Червеобразный отросток слепой кишки -…. (аппендикс)

9. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки –. (ворсинки).

10. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать   (пищевое отравление). (Взаимопроверка)

 Задание №2 «Расскажи мне, расскажи» слайд 3

Ответить на вопросы

1.Каково значение пищи?

2.Чем пища отличается от питательных веществ?

  Задание №3. Выбрать  слайд 4

 1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания.

Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Сок. 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.

Задание №4 «Узнай орган по таблице»

Один ученик получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, второй называет их.

1- глотка, 2- печень, 3- ротовая полость, 4 желудок, 5- желчный пузырь, 6- толстый кишечник, 7- поджелудочная железа,8- тонкий кишечник 9- пищевод, 10- прямая кишка 11- двенадцатиперстная кишка, 12- аппендикс.

3.Актуализация знаний по изученной теме.

                                                       1.Рот без … – все равно,
                                                         что мельница

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему " Пищеварение р ротовой полости"»

Урок по теме: «Пищеварение в ротовой полости»

Цель урока: достичь знаний о процессе пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в этом физиологическом процессе; сформулировать правила ухода за ротовой полостью.

Образовательные: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении.

Развивающие: развитие мыслительных способностей учащихся, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.

Воспитательные: разъяснять влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости, привитие навыков самоконтроля по соблюдению правил приема пищи, ее качества, сроков хранения, чистоты посуды. Воспитание санитарно – гигиенических навыков.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Методическое обеспечение: беседа, рассказ- беседа, самостоятельная работа, демонстрация с использованием рисунков и таблиц

Оборудование: таблицы «Пищеварительная система », таблица «Зубы человека», рисунки учебника. Презентация


ХОД УРОКА

1.Организационный момент (1-2мин)

2.Проверка домашнего задания.

Задание №1Терминологический диктант « Пищеварение» слайд 2

1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением).

2. Питательные вещества выполняют … (строительную и энергетическую) функции.

3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал).

4. Стенка пищеварительного канала состоит из …(3..)слоев.

5. Начальный отдел тонкого кишечника – ... (двенадцатиперстная кишка).

6. Самая крупная железа нашего организма – (печень).

7. Самый длинный отдел пищеварительного канала – ... (тонкая кишка).

8. Червеобразный отросток слепой кишки -…. (аппендикс)

9. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки – ... (ворсинки).

10. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать (пищевое отравление). (Взаимопроверка)

Задание №2 «Расскажи мне, расскажи» слайд 3

Ответить на вопросы

1.Каково значение пищи?

2.Чем пища отличается от питательных веществ?

 Задание №3. Выбрать слайд 4

1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания.

Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Сок. 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.

Задание №4 «Узнай орган по таблице»

Один ученик получает список органов, которые ему нужно показать на таблице, второй называет их.

1- глотка, 2- печень, 3- ротовая полость, 4 желудок, 5- желчный пузырь, 6- толстый кишечник, 7- поджелудочная железа,8- тонкий кишечник 9- пищевод, 10- прямая кишка 11- двенадцатиперстная кишка, 12- аппендикс.

3.Актуализация знаний по изученной теме.

1 .Рот без … – все равно,
что мельница без жерновов
. Сервантес

2.Желудок всегда «жалуется» на … слайд 5,6

Работа с пословицами. Нужно вставить недостающее слово. Это слово Зубы. Как вы уже успели догадаться, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении в ротовой полости, зубах. Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости». Слайд 7 (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)

Эпиграф к уроку : «Сто болезней входит через рот» - китайская пословица. Слайд 8

Мотивация (учитель читает пример вслух).

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?

Изучение новой темы

Зубы - это обнаженная часть нашего скелета или костные образования; расположенные в ротовой полости. У большинства животных они служат для захвата, удержания и пережевывания пищи, у хищных - также для ее разрывания.

Зуб - живой орган, различают три анатомические части зуба - коронка, шейка и корень. Коронка находится в ротовой полости, которая выступает над поверхностью десны. Корни зубов погружены в костные лунки челюстей. Шейка - суженная часть зуба находится между корнем и коронкой. К ее поверхности прочно прирастает десна. Зуб образован из трех видов костного вещества: эмали, дентина и цемента. Снаружи коронка зуба человека и млекопитающих животных покрыта слоем зубной эмали. Это самое твердое вещество зуба. Особенно толстым слоем эмали покрыты зубы хищных животных, которым приходится разгрызать кости своих жертв. Основная часть зуба состоит из дентина. Дентин тоже очень прочный и напоминает слоновую кость. Цемент - твердое вещество, покрывающее зубы в области шейки и корня. С помощью цемента корни зубов крепятся в костных лунках. Внутри зуба имеется полость, заполненная мякотью, или пульпой, где проходят множество кровеносных сосудов и нервные окончания. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. У взрослого человека 32 зуба. . слайд9,10

-Типы зубов: самостоятельная работа с учебником с последующим обсуждением по вопросам

1. В каком возрасте появляются 1-е зубы, и как они называются? Рассказ ученика 1. Слайд 11

2.Зубы мудрости. В каком возрасте появляются, к какому типу зубов относятся? Рассказ ученика 2 слайд12

3.Как называется врач лечащий зубы ? Рассказ ученик 3,4 слайд13

4.Какие типы зубов различают в ротовой полости у взрослого человека? Слайд14

! учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу слайд15

3 – 2 – 1 – 2

2 – 1 – 2 – 3

верхняя челюсть

3 – 2 – 1 – 2

2 – 1 – 2 – 3

нижняя челюсть

5.Какие функции выполняет каждый тип зубов?

 1ученик: Молочные зубы. У новорожденного ребенка нет зубов. Первый зубик появляется к полугоду, это нижний резец. Резцами называют 4 центральных зуба, два сверху и два снизу. Рядом появляется его сосед, а потом появляются два верхних центральных резца, потом по очереди появляются боковые верхние резцы, за ними боковые нижние. Всего к двум, двум с половиной годам у ребенка появляется 20 зубов. Все они вырастают в строго определенном порядке: рядом с резцами появляются клыки, за клыками по две пары больших коренных зубов. Эти первые зубы не постоянные, их называют молочными- Молочные зубы "живут" лишь несколько лет. Название "молочные" зубы дано Гиппократом великий древнегреческий врач. Между шестью и двенадцатью годами они все выпадают и заменяются на 32 - постоянных зуба.
2 ученик: Зубы мудрости. Последние коренные зубы прорезаются обычно к 18 - 20
годам, а иногда и позднее, когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" - такдумал великий, древний врач. Эти зубы Гиппократ назвал зубы "Мудрости". Зубы мудрости -самые непостоянные человеческие зубы. Нередко из четырех зубов развиваются только два.причем, оба как правило находятся на верхней челюсти гораздо реже на нижней. Форма зубов мудрости очень изменчива. У зубов верхней челюсти бывает два, три или всего один корень. Корни нижних зубов мудрости частенько срастаются в один. Зубы мудрости меньше
соседних с ними коренных зубов, верхние коренные зубы крупнее нижних. Прорезывание зубов мудрости происходит в то время, когда рост и формирование челюстных костей уже завершено, поэтому нередко сопровождается воспалением костной ткани.
3ученик: Здоровые зубы — здоровое тело. Целостность зуба зависит от целостности эмали, эмаль не выдерживает резкой смены температуры пищи, трения о металлические предметы, действия кислот. Первое условие сохранения здоровых зубов - это полноценная пища. На укрепление зубов, оказывают влияние витамины D и С. Необходимость ухода за зубами, была обоснована голландцем Антон Ван Левенгуком в 17 веке, Он обнаружил многие микробы у себя во рту, далее после тщательного протирания зубов солью. Он говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков в его рту. А сколько их разведется, если зубы не чистить?
Если зубы плохие, пища плохо обрабатывается во рту. Создается большая нагрузка на желудок. Тщательность пережевывания пиши зависит от сохранения зубов. Надо приучить себя хорошо пережевывать твердую пищу. Жевать надо - не спеша. В народе говорят: "кто долго жует, тот долго живет .

Зуб - живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в
него проникают микробы, которые живут в ротовой полости. Малейшие трещины на зубах заселяются микробами, зуб все больше и больше разрушается, образуется ямка, дупло.
Развитие кариеса - процесс длительный, постепенный. Вначале поражается только эмаль зуба. Это начальный этап кариеса. Появляется кариозная полость. Слой дентина, который защищает пульпу зуба от термических, химических воздействий, истончается, возникают боли в зубе от холодного, сладкого. Если больной не идет к врачу, микроорганизмы, проникая через истонченный слой дентина, повреждают пульпу зуба, развивается воспаление пульпит.

4 ученик: Стоматология Стома (по- гречески) - рот, логия — наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы - это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить.
В древности не хватало знаний для лечения зубов, поэтому лекари удаляли больной зуб. Дырки в зубах начали заделывать в средние века. А вот зубные протезы начали изготавливать 3000 лет назад. В наши дни искусство протезирования зубов достигло больших успехов, иногда зубные протезы и не отличишь от настоящих.
Для сохранения зубов здоровыми необходимо после каждого приёма пищи полоскать рот. Утром и вечером необходимо тщательно чистить зубы. При этом следует соблюдать определённые правила

  Демонстрация объясняющая, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы (взять расчёску, начесать на неё вату и предложить эту вату счистить. Ясно, что движения от основания к краям зубов могут это сделать. Обратные движения не желательны, т. к. «грязь» забивается под дёсны, что может привести к заболеванию дёсен и зубов.


Зачем человеку зубы? Что еще, кроме механической обработки, происходит с пищей во рту? Вопрос 5 слайд16
Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком – переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.

Здесь же пища смачивается слюной, попадающей в ротовую полость через протоки слюнных желез. Их у человека три пары: околоушные, подъязычные и подчелюстные. Всего же у человека выделяется около 1,2–2 л слюны в сутки. Смоченная слюной пища легче проглатывается, в ней начинается процесс пищеварения.
Изучением процессов пищеварения занимался великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. слайд 17,18 За эту работу он был удостоен Нобелевской премии.

Состав слюны следующий: слайд19

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.

Лизоцим убивает микробы.
Посмотрим, на что действуют другие ферменты слюны.

Лабораторная работа №13 « Влияние слюны на крахмал» слайд20

Возьмем палочку с ваткой, смочим ее слюной и напишем любую букву на накрахмаленном бинте. Бинт зажмем между ладонями (чтобы сохранить тепло) и через 1–2 мин опустим в блюдце с йодной водой. На синем фоне видим белую букву. Почему буква белая?
Крахмал синеет под действием йода, значит – он исчез на участке, смоченном слюной. Под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны – амилаза при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы. (Учащиеся перерисовывают схему с доски в тетрадь.)
Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. При попадании в ротовую полость различные вещества вызывают выделение различных количеств слюны.
Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.

Что и как контролирует отделение слюны? Один берет в рот кончик ручки, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный рефлекс.

Схема рефлекторной дуги

А вот другой пример. Я сейчас буду говорить, как хорошо пахнет жареная картошка. У всех во рту сразу скопилась слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.
Итак, слюна выделяется рефлекторно. В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.

5. Закрепление

Задание №1 «Исключите лишнее»

Зачитывается группа слов, нужно найти лишнее слово.

1.Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник слайд21

2.Функции пищеварительной системы - секреторная, двигательная, строительная, всасывательная. Слайд22

3.Питательные вещества – это сыр, белок, жиры, углеводы слайд23

4.К продуктам растительного происхождения относятся: яйца, творог, сахар, мясо. Слайд23

5.Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов. Слайд25

6.Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая слайд26

7.Железы смешанной секреции – печень, слюнные, поджелудочная слайд27

8. В ротовой полости пища размельчается, смачивается слюной и окончательно переваривается. Слайд28

9.У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин , корень. Слайд29

Задание №2«С точностью до……" слайд30

8-10м, 1,5 -2 л, 6-7 лет, 20-25 лет, 32

Подведение итогов

-Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен? Почему плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы.

-Что нового вы узнали на уроке?

Задание на дом: п 46 слайд31

Выставление оценок.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок на тему " Пищеварение р ротовой полости"

Автор: Безносенко Татьяна Викторовна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "139869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805098"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "ТК к уроку "Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(46) "tk-k-uroku-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "248491"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446734057"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тема урока " Пищеварение в ротовой полости""
    ["seo_title"] => string(42) "tiemaurokapishchievarieniievrotovoipolosti"
    ["file_id"] => string(6) "298820"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456408363"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок биологии на тему: "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-biologhii-na-tiemu-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164091"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422588332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока: Пищеварение в ротовой полости."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_pishchievarieniie_v_rotovoi_polosti"
    ["file_id"] => string(6) "365376"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480784955"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства