Урок биологии в 7 классе
по теме «Многообразие простейших. Общая характеристика одноклеточных животных»
(по учебнику Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004).
Учитель 1 категории МКОУ СОШ №4 п. Песковка Омутнинского района–
Братчикова Алла Альбертовна
Дидактическая цель: систематизировать и обобщить знания о животных подцарства Простейших.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели по содержанию урока:
Познавательная (образовательная)- создать условия для обобщения и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека;
Развивающая – продолжить формирование метапредметных умений и навыков: сравнение, анализ, обобщение. Развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая является источником информации.
Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, умения выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.
Метапредметные:
познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;
коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение
регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа
личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: осадочные породы (мел, ракушечник), мультимедийная презентация
Ход урока:
Актуализация.
Мы познакомились с представителями подцарства Простейших. Давайте вспомним их классификацию и систематическое положение.
Заполняем схему на доске
Царство Животные
Подцарство Простейшие
Тип _________ Тип ________ Тип __________
Вид________ Вид__________ Вид________
Целеполагание. Обобщение знаний.
Что же объединяет этих животных в одну группу?
В ходе беседы даём ответ на поставленный вопрос и выделяем признаки подцарства Простейшие:
*одноклеточность
*микроскопические размеры
*схожее строение
*способность к инцистированию
*каждая клетка – самостоятельный организм.
П.В: Как вы думаете, каким животным в природе живется комфортнее крупным или мелким?
В природе две стратегии выживания - для крупных и маленьких организмов. Сравним особенности мелких и крупных животных. Организм контактирует с окружающей средой через поверхность: чем больше поверхность, тем больше зависимость от внешней среды. Если взять 70 кг инфузорий, то общая поверхность их тела в 20 тысяч раз больше поверхность тела человека с таким же весом. Тут уж никакой личной жизни, организм полностью подчинён среде. Любая песчинка, комарик или капля дождя таят опасность гибели каждую секунду. Они и гинут и в массе.
То ли дело крупные животные, например звери: защищены мехом, холод и жара им не страшны. Сильные, камнем не задавишь, да и не догнать!! С другой стороны, конечно, болезни, голод.… Рождают всего несколько детёнышей за долгую жизнь. Тигры большие, а вымирают. Взять ту же инфузорию: может удваиваться каждый день, через год покроет сплошной плёнкой весь земной шар.
Действительно, скорость размножения простейших поистине гигантская. Она позволяет быстро осваивать ресурсы подходящей пищи, где бы они появлялись. Таким образом, природа уравновесила шансы крупных и мелких организмов влияет на экосистемы.
П.В: Почему же столь примитивные животные за длительный период эволюции не стали более сложными, многоклеточными, совершенными? Что заставило их сохранить простое 1-клеточное строение?
В ходе беседы выявляем преимущества одноклеточности:
Уживаются с более крупными животными, не мешая друг другу
Не конкурируют с ними из-за пищи, т.к. питаются мелкими частицами, которые не могут быть использованы крупными животными
Из-за размеров крупные животные для них безопасны
Благодаря инцестированию могут использовать для жизни временные водоёмы (лужи, канавы, след от копыта и др.)
Быстро делятся. Инфузория каждые 8-12 часов.
Хорошо приспособлены к обитанию в теле животных (паразиты)
3. Самостоятельная работа
Используя текст параграфа 12 и приложение 1выявите, какое значение имеют простейшие в природе и жизни человека, заполните таблицу и схему в тетради:
Значение
1 5
4
3
Паразитические одноклеточные животные
Животное | Вызываемое заболевание | Пути заражения | Меры борьбы и профилактика |
Амёба дизентерийная | | | |
Лямблия | | | |
Лейшмания | | | |
Трипанасома | | | |
Малярийный плазмодий | | | |
По окончанию самостоятельной работы делаем вывод об особенностях животных подцарства Простейших
Заключение
Простейшие обладают всеми свойствами животных, но функции их организма выполняют единственная клетка. Мелкие размеры позволяют им обмениваться веществами со средой через поверхность тела. Для других функций служат специальные органеллы. Трудные условия простейших переживают в виде цисты. Бесполым размножением простейших увеличивает численность, а половом - качество потомства. В их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколения. Особенно сложные циклы имеют паразитические формы. Благодаря огромной плодовитости биомасса и роль простейших велика во многих экосистемах, особенно в водных. Скелеты простейших составляют основу осадочных горных пород. Простейшие - возбудители опасных болезней.
4 Закрепление знаний и контроль.
Ответьте на вопросы и выполните задание к параграфу 12.
Тестовая проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности простейших (приложение 2)
По результатам тестирования проводится взаимопроверка.
5. Домашнее задание.
- Повторить гл. 3:
- Написать рассказ, стих или произведение иного жанра о Простейших животных:
- составить кроссворд, ребус по теме урока.
Приложение 1
Простейшие в природе
Простейшие-строители горных пород: Почти 600 миллионов лет назад произошла . Большинство живых организмов скелетами, защитивших их от врагов. С тех пор бесчисленное поколение простейших гибли, их раковины откладывались на дне морей, километровые толщи осадков спрессовались под собственной тяжестью, превращаясь в мел и известняк. Движение земной коры поднимали осадочные породы на поверхность, сооружая из них горы. Вода вымывала минеральные вещества обратно в море, где они снова использовались для построения раковин. Так, благодаря простейшим, совершался круговорот минеральных элементов в биосфере на протяжении её истории.
Простейшие-важное звено водных экосистем: Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие – первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания плотоядных обитателей водных экосистем - рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.
Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.
Без простейших не могут существовать растительноядные животные: Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку) - основу растительных тканей! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.
Приложение 2
Простейшие животные
Выбери верные ответы на вопросы
1.Эвглену можно описать одним словом как:
а) маленькая
б) изменчивая
в) зеленая.
2.Эвглена похожа на растение:
а) зеленым цветом
б) наличием хлорофилла
в) способностью к фотосинтезу
г) способностью к размножению
д) наличием хлоропластов.
3. Передний конец эвглены можно определить по:
а) расположению ядра
б) расположению жгутика
в) форме тела
г) расположению глазка.
4. Сколько сократительных вакуолей у
инфузории-туфельки:
а) 0
б) 1
в) 2
г) много.
5.У инфузории реснички служат для:
а) движения
б) питания
в) красоты
г) защиты.
6.Постоянное место для удаления не переваренной
пищи есть у:
а) эвглены
б) инфузории
в) вольвокса
г) амебы.
7.Амебу можно описать одним словом как:
б) изменчивая;
а) бесцветная;
в) питающаяся;
г) подвижная.
8.Сколько клеток в теле амебы:
а) ни одной;
б) одна;
в) две;
г) много.
9.У амебы пищеварительный сок выделяется из:
а) ядра;
б) сократительной вакуоли;
в) цитоплазмы;
г) цисты.
10.Амеба дышит с помощью:
а) вакуоли;
б) ядра;
в) поверхности;
г) цисты.
11.Непереваренные вещества удаляются из амебы через:
а) поверхность тела;
б) сократительную вакуоль;
в) ложноножки;
г) ядро.
12..Избыток воды амеба удаляет через:
а) поверхность тела;
б) сократительную вакуоль;
в) ложноножки;
г) ядро.
13.Размножение амебы начинается с деления
а) тела;
б) вакуоли;
в) ядра;
г) цисты.