kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Многообразие простейших. Общая характеристика одноклеточных животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека. Соответствует ФГОС ОО: с деятельностным подходом, указанием предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируемых познавательных, личных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Содержит те[нологическую карту, конспект и презентацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие простейших урок обобщение»

Урок биологии в 7 классе

по теме «Многообразие простейших. Общая характеристика одноклеточных животных»

(по учебнику Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004).


Учитель 1 категории МКОУ СОШ №4 п. Песковка Омутнинского района–

Братчикова Алла Альбертовна

Дидактическая цель: систематизировать и обобщить знания о животных подцарства Простейших.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели по содержанию урока:

Познавательная (образовательная)- создать условия для обобщения и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека;

Развивающая – продолжить формирование метапредметных умений и навыков: сравнение, анализ, обобщение. Развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая является источником информации.

Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, умения выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

Метапредметные:

познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;

коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: осадочные породы (мел, ракушечник), мультимедийная презентация

Ход урока:

  1. Актуализация.

Мы познакомились с представителями подцарства Простейших. Давайте вспомним их классификацию и систематическое положение.

Заполняем схему на доске

Царство Животные

Подцарство Простейшие





Тип _________ Тип ________ Тип __________




Вид________ Вид__________ Вид________






  1. Целеполагание. Обобщение знаний.

Что же объединяет этих животных в одну группу?

В ходе беседы даём ответ на поставленный вопрос и выделяем признаки подцарства Простейшие:

*одноклеточность

*микроскопические размеры

*схожее строение

*способность к инцистированию

*каждая клетка – самостоятельный организм.

П.В: Как вы думаете, каким животным в природе живется комфортнее крупным или мелким?

В природе две стратегии выживания - для крупных и маленьких организмов. Сравним особенности мелких и крупных животных. Организм контактирует с окружающей средой через поверхность: чем больше поверхность, тем больше зависимость от внешней среды. Если взять 70 кг инфузорий, то общая поверхность их тела в 20 тысяч раз больше поверхность тела человека с таким же весом. Тут уж никакой личной жизни, организм полностью подчинён среде. Любая песчинка, комарик или капля дождя таят опасность гибели каждую секунду. Они и гинут и в массе.

То ли дело крупные животные, например звери: защищены мехом, холод и жара им не страшны. Сильные, камнем не задавишь, да и не догнать!! С другой стороны, конечно, болезни, голод.… Рождают всего несколько детёнышей за долгую жизнь. Тигры большие, а вымирают. Взять ту же инфузорию: может удваиваться каждый день, через год покроет сплошной плёнкой весь земной шар.

Действительно, скорость размножения простейших поистине гигантская. Она позволяет быстро осваивать ресурсы подходящей пищи, где бы они появлялись. Таким образом, природа уравновесила шансы крупных и мелких организмов влияет на экосистемы.


П.В: Почему же столь примитивные животные за длительный период эволюции не стали более сложными, многоклеточными, совершенными? Что заставило их сохранить простое 1-клеточное строение?

В ходе беседы выявляем преимущества одноклеточности:

  • Уживаются с более крупными животными, не мешая друг другу

  • Не конкурируют с ними из-за пищи, т.к. питаются мелкими частицами, которые не могут быть использованы крупными животными

  • Из-за размеров крупные животные для них безопасны

  • Благодаря инцестированию могут использовать для жизни временные водоёмы (лужи, канавы, след от копыта и др.)

  • Быстро делятся. Инфузория каждые 8-12 часов.

  • Хорошо приспособлены к обитанию в теле животных (паразиты)


3. Самостоятельная работа

Используя текст параграфа 12 и приложение 1выявите, какое значение имеют простейшие в природе и жизни человека, заполните таблицу и схему в тетради:



Значение


1 5



4


  1. 3



Паразитические одноклеточные животные

Животное

Вызываемое заболевание

Пути заражения

Меры борьбы и профилактика

Амёба дизентерийная




Лямблия





Лейшмания





Трипанасома





Малярийный плазмодий




По окончанию самостоятельной работы делаем вывод об особенностях животных подцарства Простейших


Заключение


Простейшие обладают всеми свойствами животных, но функции их организма выполняют единственная клетка. Мелкие размеры позволяют им обмениваться веществами со средой через поверхность тела. Для других функций служат специальные органеллы. Трудные условия простейших переживают в виде цисты. Бесполым размножением простейших увеличивает численность, а половом - качество потомства. В их жизненном цикле происходит чередование полового и бесполого поколения. Особенно сложные циклы имеют паразитические формы. Благодаря огромной плодовитости биомасса и роль простейших велика во многих экосистемах, особенно в водных. Скелеты простейших составляют основу осадочных горных пород. Простейшие - возбудители опасных болезней.


4 Закрепление знаний и контроль.

Ответьте на вопросы и выполните задание к параграфу 12.

Тестовая проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности простейших (приложение 2)

По результатам тестирования проводится взаимопроверка.

5. Домашнее задание.

- Повторить гл. 3:

- Написать рассказ, стих или произведение иного жанра о Простейших животных:

- составить кроссворд, ребус по теме урока.













Приложение 1



Простейшие в природе


Простейшие-строители горных пород: Почти 600 миллионов лет назад произошла . Большинство живых организмов скелетами, защитивших их от врагов. С тех пор бесчисленное поколение простейших гибли, их раковины откладывались на дне морей, километровые толщи осадков спрессовались под собственной тяжестью, превращаясь в мел и известняк. Движение земной коры поднимали осадочные породы на поверхность, сооружая из них горы. Вода вымывала минеральные вещества обратно в море, где они снова использовались для построения раковин. Так, благодаря простейшим, совершался круговорот минеральных элементов в биосфере на протяжении её истории.

Простейшие-важное звено водных экосистем: Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие – первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания плотоядных обитателей водных экосистем - рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.

Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.

Без простейших не могут существовать растительноядные животные: Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку) - основу растительных тканей! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.








Приложение 2

Простейшие животные

Выбери верные ответы на вопросы

1.Эвглену можно описать одним словом как:

а) маленькая

б) изменчивая

в) зеленая.

2.Эвглена похожа на растение:

а) зеленым цветом

б) наличием хлорофилла

в) способностью к фотосинтезу

г) способностью к размножению

д) наличием хлоропластов.

3. Передний конец эвглены можно определить по:

а) расположению ядра

б) расположению жгутика

в) форме тела

г) расположению глазка.

4. Сколько сократительных вакуолей у

инфузории-туфельки:

а) 0

б) 1

в) 2

г) много.

5.У инфузории реснички служат для:

а) движения

б) питания

в) красоты

г) защиты.

6.Постоянное место для удаления не переваренной

пищи есть у:

а) эвглены

б) инфузории

в) вольвокса

г) амебы.

7.Амебу можно описать одним словом как:

б) изменчивая;

а) бесцветная;

в) питающаяся;

г) подвижная.

8.Сколько клеток в теле амебы:

а) ни одной;

б) одна;

в) две;

г) много.

9.У амебы пищеварительный сок выделяется из:

а) ядра;

б) сократительной вакуоли;

в) цитоплазмы;

г) цисты.

10.Амеба дышит с помощью:

а) вакуоли;

б) ядра;

в) поверхности;

г) цисты.

11.Непереваренные вещества удаляются из амебы через:

а) поверхность тела;

б) сократительную вакуоль;

в) ложноножки;

г) ядро.

12..Избыток воды амеба удаляет через:

а) поверхность тела;

б) сократительную вакуоль;

в) ложноножки;

г) ядро.

13.Размножение амебы начинается с деления

а) тела;

б) вакуоли;

в) ядра;

г) цисты.





Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта урока по теме " Многообразие простейших. Общая характеристика одноклеточных животных "

Класс: 7

Предмет: биология

Дидактическая цель: систематизировать и обобщить знания о животных подцарства Простейших.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели по содержанию урока:

Познавательная (образовательная)- создать условия для обобщения и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека;

Развивающая – продолжить формирование метапредметных умений и навыков: сравнение, анализ, обобщение. Развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая является источником информации.

Воспитательная – способствовать пониманию значения для человека знаний об окружающей природе. Продолжить формирование культуры умственного труда, умения выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

Метапредметные:

познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией, структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;

коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий, осознанное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: осадочные породы (мел, ракушечник), мультимедийная презентация


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Организационный

момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку, настраивает на успешную работу.

Настраиваются на работу, проверяют на столах наличие учебника и принадлежностей к уроку


Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация

Предлагает вспомнить систематику подцарства простейшие и заполнить схему

Заполняют схему в тетради

Обобщение знаний о многообразии простейших

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, умение структурировать информацию

Целеполагание,

мотивация, обобщение знаний

Предлагает выявить, что же объединяет этих животных в одну группу? Организует проведение беседы





Организует беседу по вопросу

«Каким животным в природе живется комфортнее крупным или мелким?»

и выделяем признаки подцарства:

*одноклеточность

*микроскопические размеры

*схожее строение

*способность к инцистированию

*каждая клетка – самостоятельный организм.

Рассматривают две «Стратегии выживания для макро- и- микроорганизмов», выявляют преимущества одноклеточного строения

Выделение общих признаков простейших



Выявление преимущества одноклеточного строения простейших

Познавательные: обобщение информации с целью выделения черт сходства одноклеточных животных

коммуникативные - умение выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий


Предлагает выявить значение простейших в природе и жизни человека при выполнении самостоятельной работы с учебником и приложением к уроку № 1

Выполняют задание учителя, заполняют схему «Значение простейших» и таблицу «Паразитические простейшие»

Обобщение знаний о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, делать выводы

Личностные: осознанное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Закрепление знаний и контроль.


Предлагает ответить на вопросы и выполнить задание к параграфу 12.

Проводит тестовый контроль знаний об особенностях строения и жизнедеятельности простейших (приложение 2)

По результатам тестирования проводится взаимопроверка.

Выполняют задание. Проводят взаимопроверку


Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные - умение работать в паре


Домашнее задание


Предлагает выполнение различных вариантов домашнего задания

Записывают домашнее задание


Познавательные: рефлексия деятельности


Используемые источники информации:

  1. учебник Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М.Константинова, И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2004 Сухова Т.С., Строганов В.И. Биология 5-6 классы. Москва, Вентана-Граф, 2013.

  2. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - М., Просвещение, 1985.

  3. Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания. - М., Аквариум, 2000.

  4. Кумченко В.С., Суматохин С.В.

Биология. Животные. 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 176с.



Просмотр содержимого презентации
«Многообразие Простейших»

Многообразие Простейших

Многообразие Простейших

Классификация простейших Царство Животные Подцарство Простейшие          Тип _________ Тип ________ Тип __________        Вид________ Вид__________ Вид________    

Классификация простейших

Царство Животные

Подцарство Простейшие

 

 

 

 

Тип _________ Тип ________ Тип __________

 

 

 

Вид________ Вид__________ Вид________

 

 

Что же объединяет этих животных в одну группу?

Что же объединяет этих животных в одну группу?

Общие признаки Простейших

Общие признаки Простейших

  • одноклеточность
  • микроскопические размеры
  • схожее строение
  • способность к инцистированию
  • каждая клетка – самостоятельный организм.
преимущества одноклеточности

преимущества одноклеточности

  • Уживаются с более крупными животными, не мешая друг другу
  • Не конкурируют с ними из-за пищи, т.к. питаются мелкими частицами, которые не могут быть использованы крупными животными
  • Из-за размеров крупные животные для них безопасны
  • Благодаря инцестированию могут использовать для жизни временные водоёмы (лужи, канавы, след от копыта и др.)
  • Быстро делятся. Инфузория каждые 8-12 часов.
  • Хорошо приспособлены к обитанию в теле животных (паразиты)
Значение Простейших

Значение Простейших

  • Участвуют в биологическом круговороте веществ
  • Являются звеном в цепи питания
  • Индикаторы чистоты водоемов
  • Поддержывают плодородие почвы
  • Являются симбионтами растительноядных животных. способствуют перевариванию растительной пищи.
  • Вызывают заболевания человека и животных
  • Используются в геологоразведке
  • Образуют осадочные породы
Паразитические одноклеточные животные   Жывотное Вызываемое заболевание Амеба дизентерийная Пути заражения Лямблия Меры борьбы и профилактика Лейшмания Трипанпсома Малярийный плазмодий

Паразитические одноклеточные животные

Жывотное

Вызываемое заболевание

Амеба дизентерийная

Пути заражения

Лямблия

Меры борьбы и профилактика

Лейшмания

Трипанпсома

Малярийный плазмодий

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Повторить гл. 3:
  • Написать рассказ, стих или произведение иного жанра о Простейших животных:
  • Составить кроссворд, ребус по теме урока.
Источники информации

Источники информации

  • https://www.google.com/search?client=opera&q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85&oe=utf-8&channel=suggest&gws_rd=ssl&hl=ru&sa=X&oi=image_result_group&ei=jy8qVanQI4m4sQGL-oHwBw&ved=0CBQQsAQ&tbm=isch
  • https://lib.nspu.ru/umk/2dfd5231d4edf19a/t2/ch2.html
  • https://m.slovari.yandex.ru/article.xml?book=bse&title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5
  • http://900igr.net/kartinki/biologija/Tipy-prostejshikh/005-Obschaja-kharakteristika-podtsarstva-Prostejshie.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Многообразие простейших. Общая характеристика одноклеточных животных"

Автор: Братчикова Алла Альбертовна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "курс "Биологический эксперимент""
    ["seo_title"] => string(33) "kursbiologhichieskiiekspierimient"
    ["file_id"] => string(6) "281553"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549012"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Разнообразие растений на Земле"
    ["seo_title"] => string(30) "raznoobrazie_rastenii_na_zemle"
    ["file_id"] => string(6) "522379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570861740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства