Урок биологии "Лишайники - особая группа живых организмов"
Урок биологии "Лишайники - особая группа живых организмов"
Урок биологии "Лишайники - особая группа живых организмов" предназначен для обучающихся 7 класса. Цель урока: организация работы по изучению особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как комплексных симбиотических организмов, значением лишайников в природе и жизни человека. Продолжается развитие представлений о многообразии живых организмов. На уроке развиваются информационные компетенции и и компетенции разрешения проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Лишайники - особая группа живых организмов" »
Урок биологии в 7 классе «Лишайники – особая группа живых организмов. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников, значение в природе и жизни человека»
Маленкова Елена Яковлевна, учитель биологии 1 категории.
Урок с использованием интерактивного оборудования
20.10.2011
Маленкова Елена Яковлевна, учитель биологии 1 категории
Урок биологии в 7 классе
Тема урока «Лишайники – особая группа живых организмов. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников, значение в природе и жизни человека».
Цель урока:
Образовательная:
продолжить развитие представлений учащихся о многообразии живых организмов;
организовать работу обучающихся по изучению особенностей строения и жизнедеятельности лишайников, комплексной приспособленностью к симбиозу, значением лишайников в природе и жизни человека;
Развивающая:
продолжить формирование общеучебных умений по работе с информацией;
продолжить развитие интеллектуальных умений по анализу и синтезу, умению делать выводы, обобщать полученные знания.
Воспитательная:
продолжить формирование представлений о целостности организма, о взаимосвязи строения и функций, о взаимодействии организма с окружающей средой;
обеспечить связь материала с жизнью;
продолжить экологическое воспитание и формирование научной картины мира;
Оборудование: интерактивное оборудование, флипчарт «Лишайники», тестирующие приборы Activote, коллекция натуральных объектов, фотографии различных лишайников, отрывок текста из книги К. А. Тимирязева «Жизнь растений».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядно-демонстрационный, словесный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Я рада вас всех видеть, ребята, на уроке, который поможет приблизиться к познанию жизни на планете Земля.
Жизнь поистине самое сложное явление в окружающем мире. Сложное, но не хаотичное.
II. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний.
Тема урока: «Лишайники – особая группа живых организмов», запишите ее в тетрадь.
Как вы думаете, что вы узнаете нового на уроке?
Я предлагаю рассмотреть красоту ничем не привлекательных с первого взгляда организмов - лишайников.
На уроке я помогу вам познакомиться с видовым многообразием и значением лишайников, уяснить строение лишайников как особых организмов. Встречали ли вы эти организмы в природе? С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это таинственное существо подстерегало человека и загадывало ему загадки. Поэтому слово «сфинкс» стало символом чего-то таинственного и загадочного. И не случайно так назвали лишайники. Они загадали ученым множество загадок. Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов. А вы любите загадки? Попробуем разгадать загадки лишайников?
III. Актуализация опорных знаний.
Как вы думаете, к какой группе живых организмов относятся лишайники? Почему? (ответы обучающихся).
Ученые выяснили, что в состав лишайника входят два организма – гриба и водоросли. Однако это не уменьшило тайны этих организмов. И для того, что бы понять, как они живут, нам надо вспомнить строение и жизнедеятельность водорослей и грибов.
Задания:
Тест «Водоросли» (тестирующие приборы Activote).
Работа по карточкам и у доски (вставить пропущенные слова):
Питание у водорослей в основном_________________
Хлорофилл и другие пигменты у водорослей находятся в ___________
У водорослей отсутствуют настоящие________________________
Их тело называется____________________________________
Тест «Грибы» (flash – анимация).
Работа по карточкам и у доски (вставить пропущенные слова):
Основа плодового тела грибов ____________________________
Мицелий поглощает питательные вещества и _______________
Симбиоз гриба и корней дерева называется __________________
По способу питания большинство грибов относятся к ___________
Я вижу, уже многие справились. Давайте проверим результат (ученик у доски стирает ластиком ответы, сверяет их с напечатанным текстом.)
Каждый из вас получил свою оценку, поднимите руку, кто набрал 9 – 10 баллов и получил 5, поднимите руку, кто набрал 7 – 8 баллов, получил 4,
5 – 6 баллов - 3.
Молодцы. Полученный результат позволяет нам приступить к изучению новой темы.
IV. Изучение нового материала
Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. А вы как считаете? Докажите свое мнение. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники Фамицин и Баранецкий. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли.
*Как называется такое сожительство двух организмов? Паразитизм или симбиоз? (обсуждение обучающихся).
Итак, мы пришли к выводу, что гриб тоже приносит пользу водоросли, добывая для воду и минеральные вещества, предоставляя ей среду жизни. То есть, лишайник – это симбиотический организм, состоящий из клеток гриба и водоросли.
Видеоролик «Внутреннее строение лишайника»
* Просмотрите видеоролик и представьте классу рисунок с комментариями «Внутреннее строение лишайников»
Они разнообразны по размерам, по внешнему виду и окраске, но в организме любого лишайника сосуществует 2 компонента:
Гетеротрофный компонент - гриб.
Автотрофный компонент - различные водоросли.
Эти 2 компонента в совокупности и образуют тело лишайника, которое называют слоевищем.
Лишайники - своеобразная группа медленно растущих организмов, чрезвычайно широко распространенная в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики и Антарктики: на голой почве, стволах деревьев, раскаленных солнцем скалах, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках.
Видеоролик «Разнообразие лишайников»
Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов и широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных каменных пустынь. Они могут поселяться на деревьях, камнях, почве и на субстратах, казалось бы, совсем не подходящих для обитания (коже, костях, стеклах, их находили даже на старинных пушках и панцирях гигантских черепах.) Они используют субстрат только как опору. Размеры их очень разные. Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты – 7-8метров. Лишайники одни из самых медленно растущих организмов. Прирост в год 1-8 миллиметров. Это еще и долгожители. Средний возраст 30-80 лет, отдельные экземпляры могут жить до 60 лет. Имеются данные, что некоторые имеют возраст до 4000 лет. Разнообразна и форма лишайников. Кустики, пластинки, корочки, лепешки. В старину их звали «лишаями» отсюда, вероятно, и название – лишайники. Выделяют в огромном разнообразии 3 группы. В темном еловом лесу с деревьев свисают длинные кустистые лишайники. Широко распространены листоватыелишайники в виде пластинок разной окраски. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену
*Выберите самое важное и интересное: среда обитания, скорость роста размеры, возраст.
*Рассмотрите коллекцию лишайников, составьте их классификацию.
Видеоролик «Размножение лишайников»
*Просмотрите видеоролик, составьте и объясните схему «Жизнедеятельность лишайников».
Жизнедеятельность лишайников
Питание
Дыхание
Размножение
Рост
Лишайники – это бесценный дар природы самой себе и венцу своего творения человечеству. Вы спросите, а какие доказательства этому существуют?
А на этот вопрос вы ответите, изучив источники информации и выполнив задания, которые есть в у вас в карточках.
Задание №1.
1. Изучите текст источника информации
Значение лишайников природе переоценить трудно. К.А.Тимирязев» «Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни» Действительно, лишайники выделяют особые вещества, разлагают горную породу и являются пионерами растительности. В наши дни, когда все более актуальной становится проблема загрязнения окружающей среды, лишайники могут сослужить нам еще одну службу. Есть особое направление экологии – лихеноиндикация, изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу лишайников. Это не случайно. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.
2. Представьте классу результаты своего исследования, создав опорный сигнал «Значение лишайников в природе».
Задание №2.
1. Изучите текст источника информации
Лишайники используются в фармацевтической промышленности. В результате взаимодействия гриба и водоросли в лишайнике образуются особые лишайниковые кислоты. Многие из них обладают свойствами антибиотика, ими лечат раны, ожоги, воспалительные процессы. В парфюмерной промышленности их используют для получения ароматических веществ. Еще в Древнем Египте из них изготовляли пудру. Из некоторых лишайников извлечено вещество, которое добавляют к духам, мылам, кремам, чтобы закрепить аромат. В лакокрасочной промышленности лишайники используют для окраски тканей. Основной цвет темно- синий, с добавками получают яркие насыщенные цвета. В пищевой промышленности лишайники используют для ароматизации пищевых продуктов. Японцы их используют в пищу. Всем известна легенда о «манне небесной». Это кочующий лишайник, на самом деле часто спасавший людей от голода. Используют лишайники и в сельском хозяйстве. Это основной корм для северных оленей, вещества, получаемые из лишайников, используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.
2. Представьте классу схему с комментариями «Практическое значение лишайников».
*Все задания выполняются в тетрадях и на интерактивной доске.
V. Первичное осмысление изученного материала.
Задачи:
Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?
Один школьник сказал: «Я читал, что лишайники называют пионерами растительности». Правильно ли это утверждение?
Говорят, что лишайники защищают деревья, поселяясь на их коре. Почему?
На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните, почему. Как вы думаете, какая окраска будет у слоевищ лишайников – светлая или темная?
VI. Закрепление изученного материала.
* Проверочное задание «Что я теперь знаю о лишайниках» (Ответы «да», «нет»)
Кустистые лишайники имеют стебли и корни.
Лишайники чувствительны к недостатку влаги.
Некоторые лишайники употребляют в пищу.
Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами.
Лишайников много в крупных городах.
Гриб обеспечивает органическими веществами водоросль.
Лишайник - низшее растение.
Листоватые лишайники имеют листья.
* Игра «Загадочные термины». Необходимо расшифровать эти слова и рассказать кратко о них:
Наше занятие подходит к концу. А смогли ли мы реализовать поставленную цель? Какую оценку вы бы поставили сегодняшнему уроку? Проверить, насколько адекватна самооценка вашей деятельности, мы сможем на следующем уроке.
После занятий вы привычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь у вас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, не ворошите палкой. Вспомните, какие усилия прилагают лишайники, что бы выжить на планете, о том, что они бесценный дар природы. И если вы после занятия стали с уважением относиться к лишайникам, я буду считать, что одна из целей моей деятельности на уроке достигнута.
VIII. Домашнее задание
Изучить параграф №12, подготовить сообщение «Интересные факты о лишайниках».