kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока биологии «Признаки живых организмов», 5 класс (ФГОС второго поколения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок составлен по программе Л.Н.Сухоруковой УМК «Сфера» (ФГОС второго поколения). Это первый урок  по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Методическая разработка содержит подробный план-конспект, презентацию к уроку. Презентация поможет пятиклассникам более наглядно понять такие признаки живых организмов как клеточное строение, раздражимость, индивидуальное развитие, размножение.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;
  • метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации, умение выделять главное в тексте;

  • предметные: уметь формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»



Ходченкова Галина Михайловна

учитель биологии

МОУ «Жарковская СОШ №1"

Тверская область

Урок биологии в 5 классе по теме: «Признаки живых организмов»


Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.


Задачи урока:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о признаках - свойствах живых организмов;

  • продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную деятельность;

  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

  • научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;

  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.


Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;

  • метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации; умение выделять главное в тексте

  • предметные: выделять признаки живых организмов, уметь

формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»

Оборудование: учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)


Ход урока:

  1. Организация класса


Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.


  1. Подведение итогов по изученному разделу «Введение»

(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)


Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.

- Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)

(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)

- Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)

- Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)

- Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)


  1. Работа над новым материалом


    1. Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)


Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)

- Назовите известные вам признаки живых организмов

(питание, дыхание, передвижение …).

Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?

(слайд 6)

- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки)

- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.

Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.

- Где и как узнать! (слайд 7)


3.2. Самостоятельная работа уч-ся в парах.

1. учебник – с.14

2. информационными листами (дополнительным материалом)

3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1


4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)


5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)


Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

- Какие аргументы привели тетради - тренажёре, доказывая, что автомобиль - неживой объект?

Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).

(обсуждение)

Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26


5. Применения новых знаний (слайд27)

5.1. Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмов»


Признаки

Характеристика признака


(с последующей проверкой)


1. учебник – с.14 (читаем)

2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.31 «Сравниваем и обобщаем»


5.1. Подведения итогов работы (проведение самооценки)


Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать


7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)

Прочитать § 3, стр. 14

Творческое задание (по выбору)

  • Фоторепортаж «Признаки живых организмов»

  • Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»


8. Рефлексия (слайд29)

Закончите предложение:

На уроке я работал...

Я узнал...

Мне удалось...

У меня вызвало затруднение...

Мое настроение...


Спасибо за внимание! До скорых встреч! (слайд30)




Список литературы

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-14с 2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-15,31с. 3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-15,31с.


Интернет-ресурсы


1. тюльпаны http://vfl.ru/fotos/tag/124.html, http://www.diets.ru/post/723234

2. реакция рассады на свет http://sedovvic.narod.ru/rassada.htm

3.мимоза стыдливая http://www.portaltravi.ru/rast, http://pulson.ru/page/54

4. куры http://www.stepandstep.ru/catalog/know/114843/100-sposob-usypit-kuricu.html

5. цыплята http://www.kartinki.me/download/11760/800x480/

6. дуб http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9F_%D0%9F/529443

7. жёлуди http://narodnayamedic.ru/lekarstvennie-rastenia/113-dub-obiknovenniy.html

8. развитие бабочки http://900igr.net/kartinki/biologija/Embrionalnyj-period-razvitija/042-Razvitie-zemnovodnogo.html

9. развитие лягушки http://refoteka.ru/r-140216.html

10. планета Земля http://planeta.moy.su/blog/27_sentjabrja_planeta_zemlja_izmenitsja_navsegda/2011-09-25-7093

11. Музыкальная физкультминутка для глаз http://zreni.ru/uploads/posts/2011-04/1302589613 title.jpg







Просмотр содержимого презентации
«Признаки живых организмов (2)»

Признаки живых организмов Автор: Ходченкова Г. М., учитель биологии высшей категории  МОУ «Жарковская СОШ №1

Признаки живых организмов

Автор: Ходченкова Г. М.,

учитель биологии

высшей категории

МОУ «Жарковская СОШ №1" Тверской области

Земля- уникальная планета

Земля- уникальная планета

Живые организмы Кто из живых организмов является связующим звеном между Землёй и космосом ?

Живые организмы

Кто из живых организмов является связующим звеном между Землёй и космосом ?

свет Растения органические вещества

свет

Растения

органические вещества

Живые организмы  Признаки живых организмов  Живые организмы разнообразны по форме, размерам,  внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки,  свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. 4

Живые организмы

Признаки живых организмов

Живые организмы разнообразны по форме, размерам,

внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки,

свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы.

4

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РАСТУТ СТАРЕЮТ ? ? Живые организмы ПИТАЮТСЯ ? ДЫШАТ УМИРАЮ Т ?

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

РАСТУТ

СТАРЕЮТ

?

?

Живые организмы

ПИТАЮТСЯ

?

ДЫШАТ

УМИРАЮ Т

?

Где и как узнать?    1. учебник – с.14 2. информационный лист 3. тетрадь-тренажёр №1  с.15 «Работаем с текстом»,  задание №1

Где и как узнать?

1. учебник – с.14

2. информационный лист

3. тетрадь-тренажёр №1

с.15 «Работаем с текстом»,

задание №1

Физминутка для глаз

Физминутка для глаз

Клеточное строение

Клеточное строение

К  Л  Е  Т  К  И  РАСТЕНИЯ    ЖИВОТНЫЕ    ЧЕЛОВЕК

К Л Е Т К И

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

ЧЕЛОВЕК

Сегодня используют такие методы изучения клеток:   - рентгеноструктурный анализ  - гистохимия  - дифференциальное центрифугирование

Сегодня используют такие методы изучения клеток:

- рентгеноструктурный анализ - гистохимия - дифференциальное центрифугирование

Индивидуальное развитие

Индивидуальное развитие

Индивидуальное развитие  это совокупность  преобразований (изменений), которые проходит организма от  момента его возникновения и до конца жизни.

Индивидуальное развитие

это совокупность преобразований (изменений), которые проходит организма от момента его возникновения и до конца жизни.

Индивидуальное развитие бабочки

Индивидуальное развитие бабочки

Индивидуальное развитие лягушки

Индивидуальное развитие лягушки

Размножение

Размножение

РАЗМНОЖЕНИЕ – это способность организмов производить себе подобных.

РАЗМНОЖЕНИЕ это способность организмов производить себе подобных.

Раздражимость

Раздражимость

Раздражимость  - способность организма реагировать на воздействие (изменение) окружающей среды .

Раздражимость

- способность организма реагировать на воздействие (изменение) окружающей среды .

Реакция на свет  У тюльпана на свету цветки раскрываются, а в темноте закрываются.

Реакция на свет

У тюльпана на свету цветки раскрываются, а в темноте закрываются.

Реакция на свет света мало света много

Реакция на свет

света мало

света много

Реакция на прикосновение Если прикоснуться к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Реакция на прикосновение

Если прикоснуться к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

Сравниваем и обобщаем 1. учебник – с.14 (читаем) 2. тетрадь-тренажёр №1  с.31 «Сравниваем и обобщаем»  Заполните таблицу:  «Основные признаки живых организмов»

Сравниваем и обобщаем

1. учебник – с.14 (читаем)

2. тетрадь-тренажёр №1

с.31 «Сравниваем и обобщаем»

Заполните таблицу:

«Основные признаки живых организмов»

Домашнее задание Прочитать § 3, стр. 14 Творческое задание (по выбору)

Домашнее задание

Прочитать § 3, стр. 14

Творческое задание (по выбору)

  • Фоторепортаж «Признаки живых организмов»
  • Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»
Сегодня на уроке…

Сегодня на уроке…

  • Я узнал...
  • Мне удалось...
  • У меня вызвало затруднение...
  • На уроке я работал...
  • Мое настроение...
Спасибо за внимание! До скорых встреч!

Спасибо за внимание!

До скорых встреч!

Список литературы 1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-14с 2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-15,31с. 3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-15,31с. Интернет-ресурсы 1. юльпаны http://vfl.ru/fotos/tag/124.html , http://www.diets.ru/post/723234 2. реакция рассады на свет http://sedovvic.narod.ru/rassada.htm 3.мимоза стыдливая  http://www.portaltravi.ru/rast,  http://pulson.ru/page/54 4. куры http://www.stepandstep.ru/catalog/know/114843/100-sposob-usypit-kuricu.html 5. цыплята http://www.kartinki.me/download/11760/800x480/ 6. дуб http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9F_%D0%9F/529443 7. жёлуди http://narodnayamedic.ru/lekarstvennie-rastenia/113-dub-obiknovenniy.html 8. развитие бабочки http://900igr.net/kartinki/biologija/Embrionalnyj-period-razvitija/042-Razvitie-zemnovodnogo.html 9. развитие лягушки http://refoteka.ru/r-140216.html 10. планета Земля http://planeta.moy.su/blog/27_sentjabrja_planeta_zemlja_izmenitsja_navsegda/2011-09-25-7093 11. музыкальная физкультминутка для глаз  http://zreni.ru/uploads/posts/2011-04/1302589613 title.jpg

Список литературы

1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2012.-14с

2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-15,31с.

3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.

Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-15,31с.

Интернет-ресурсы

1. юльпаны http://vfl.ru/fotos/tag/124.html , http://www.diets.ru/post/723234

2. реакция рассады на свет http://sedovvic.narod.ru/rassada.htm

3.мимоза стыдливая http://www.portaltravi.ru/rast, http://pulson.ru/page/54

4. куры http://www.stepandstep.ru/catalog/know/114843/100-sposob-usypit-kuricu.html

5. цыплята http://www.kartinki.me/download/11760/800x480/

6. дуб http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9F_%D0%9F/529443

7. жёлуди http://narodnayamedic.ru/lekarstvennie-rastenia/113-dub-obiknovenniy.html

8. развитие бабочки http://900igr.net/kartinki/biologija/Embrionalnyj-period-razvitija/042-Razvitie-zemnovodnogo.html

9. развитие лягушки http://refoteka.ru/r-140216.html

10. планета Земля http://planeta.moy.su/blog/27_sentjabrja_planeta_zemlja_izmenitsja_navsegda/2011-09-25-7093

11. музыкальная физкультминутка для глаз http://zreni.ru/uploads/posts/2011-04/1302589613 title.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока биологии «Признаки живых организмов», 5 класс (ФГОС второго поколения)

Автор: Ходченкова Галина Михайловна

Дата: 09.07.2014

Номер свидетельства: 109713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства