Ходченкова Галина Михайловна
учитель биологии
МОУ «Жарковская СОШ №1"
Тверская область
Урок биологии в 5 классе по теме: «Признаки живых организмов»
Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
развивать самостоятельную деятельность;
умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе;
уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Планируемые образовательные результаты:
информации; умение выделять главное в тексте
формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»
Оборудование: учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)
Ход урока:
Организация класса
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Подведение итогов по изученному разделу «Введение»
(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)
Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.
На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.
- Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)
(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)
- Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)
- Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)
- Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)
Работа над новым материалом
Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)
- Назовите известные вам признаки живых организмов
(питание, дыхание, передвижение …).
Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?
(слайд 6)
- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?
(существуют еще какие-то признаки)
- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.
Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)
Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.
- Где и как узнать! (слайд 7)
3.2. Самостоятельная работа уч-ся в парах.
1. учебник – с.14
2. информационными листами (дополнительным материалом)
3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1
4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)
5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)
Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?
- Какие аргументы привели тетради - тренажёре, доказывая, что автомобиль - неживой объект?
Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).
(обсуждение)
Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26
5. Применения новых знаний (слайд27)
5.1. Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмов»
Признаки | Характеристика признака |
(с последующей проверкой)
1. учебник – с.14 (читаем)
2. тетрадь-тренажёр №1 ,с.31 «Сравниваем и обобщаем»
5.1. Подведения итогов работы (проведение самооценки)
Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.
Критерии:
Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»
Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»
Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать
7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)
Прочитать § 3, стр. 14
Творческое задание (по выбору)
8. Рефлексия (слайд29)
Закончите предложение:
На уроке я работал...
Я узнал...
Мне удалось...
У меня вызвало затруднение...
Мое настроение...
Спасибо за внимание! До скорых встреч! (слайд30)
Список литературы
1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.-14с 2. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-15,31с. 3. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Поурочные методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-15,31с.
Интернет-ресурсы
1. тюльпаны http://vfl.ru/fotos/tag/124.html, http://www.diets.ru/post/723234
2. реакция рассады на свет http://sedovvic.narod.ru/rassada.htm
3.мимоза стыдливая http://www.portaltravi.ru/rast, http://pulson.ru/page/54
4. куры http://www.stepandstep.ru/catalog/know/114843/100-sposob-usypit-kuricu.html
5. цыплята http://www.kartinki.me/download/11760/800x480/
6. дуб http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9F_%D0%9F/529443
7. жёлуди http://narodnayamedic.ru/lekarstvennie-rastenia/113-dub-obiknovenniy.html
8. развитие бабочки http://900igr.net/kartinki/biologija/Embrionalnyj-period-razvitija/042-Razvitie-zemnovodnogo.html
9. развитие лягушки http://refoteka.ru/r-140216.html
10. планета Земля http://planeta.moy.su/blog/27_sentjabrja_planeta_zemlja_izmenitsja_navsegda/2011-09-25-7093
11. Музыкальная физкультминутка для глаз http://zreni.ru/uploads/posts/2011-04/1302589613 title.jpg