Урок биологии в 5-м классе
Тема: Ткани организмов
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного и животного организмов.
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: характеризовать их строение и функции;
- выработать умение распознавать виды тканей;
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы);
- формировать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный, реализует формы групповой работы
Оснащение урока: мультимедиа, микроскопы, готовые микропрепараты тканей растений и животных, шкатулка с тканями, карточки – инструктажи, маршрутные листы.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Слайд № 1 Ребус «Угадай!» («вызов»)
Учитель держит в руках «таинственную шкатулку».
- Ребята, отгадайте ребус! Название слова, зашифрованного в ребусе, является изделием рук человеческих, так же называется составная часть живого организма?
(Ткани)
Учитель достает из шкатулки разные виды тканей.
- Чем же они отличаются? (Структурой, цветом)
- С чем связано такое большое разнообразие тканей? (С их назначением)
- Из чего состоят ткани? ( Из ниток)
- Как связать с живыми организмами? Что мы будем изучать? (Ткани)
Учитель озвучивает тему урока, задачи.
- Так что же такое ткань? А для этого я предоставляю слово ученику, который провел дома мини-исследование «Измениться ли структура картофеля после варки и почему» Выступление. Слайд № 2.
-Какой вывод мы можем сделать? ( При варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым.)
-Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- Слайд № 3
-Какое значение имеет межклеточное вещество? (связывает клетки, питает)
-Пользуясь нашим помощником (учебником) найдем и выберем правильное определение «ткани». Слайд № 4 (Ткань – группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям.)
- Давайте вспомним строение клеток.
III. Активизация познавательной деятельности:
Выступление 1 ученика мини-сочинение «Путешествие по клетке (опережающее задание). Слайд № 5
Выступление 2-го ученика с рубрикой «Вопросы к классу» по теме Путешествие по клетке «Строение клетки» (опережающее задание). Слайды № 6 - 13
IV Изучение нового материала: тема урока: Ткани организмов. (формирование новых понятий)
- На нашей планете среди многоклеточных организмов есть организмы, не имеющие тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают они в однородной среде. Угадайте, о ком идет речь? И где они обитают? Слайд № 14
«В дальневосточных и северных морях вблизи побережий встречаются заросли организмов, которые в обиходе именуют «морской капустой». Тело данного организма длиной в один метр и более напоминает продолговатый лист на черешке. Однако это впечатление обманчиво. Тело его называют слоевище, так как оно не имеет тканей и органов. (Водоросли, они обитают в воде.) - Слайд № 15
- Но клетки других многоклеточных организмов в отличии от водорослей очень разнообразны. Чем они отличаются, с чем это связано? Слайд № 16
-Давайте с вами вспомним самое высокое растение и самое большое животное на Земле. Слайд № 17, 18,19 (Секвойя, синий кит)
- Только благодаря слаженной работе множества миллионов клеток возможна жизнь этих гигантов! Целеполагание: Из каких клеток состоят эти организмы? Какие ткани они образуют? Из каких тканей состоят растения и животные? Какое значение выполняют ткани? Предстоит сегодня нам узнать и ответить на эти вопросы. Для этого нам предстоит путешествие по маршруту «Ткани организмов». Мы отправимся в путешествие по маршруту, но в любом путешествии есть остановки. На каждой из этих остановок, а время остановок будет разное, вас ждут разные задания, которые вы должны выполнить, либо доработать за следующей группой, используя ваши помощники (учебники). Если вы быстро и успешно справились с заданием, вы сможете узнать дополнительные интересные факты, выполнить дополнительные задания.
Физкультминутка
Работа в группах. Выполнение заданий. Заполнение маршрутных листов.
Выступление. Защита работ. Слайд № 20
IV.. Закрепление.
Первичное закрепление знаний.
Задание №1 Давайте пофантазируем и заглянем вместе в удивительный магазин, где продаются самые разные ткани для растений и животных. Слайд № 21
Для растений:
Одежда, защита -
Опора -
Вода –
Питание –
Рост –
Для животных:
Одежда, защита-
Опора-
Движение-
Реакция-
Задание №2 Узнать ткань по рисунку. Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально) Слайды № 23-27
Задание №3 Слайд № 22 « Убери лишнее»
Растение | Животное |
Покровная Проводящая Механическая Нервная Основная | Эпителиальная Мышечная Соединительная Механическая Нервная |
Вторичное закрепление знаний. Слайды № 29
Проверь себя!
1. Ткань – это …:
А)группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям;
Б) группа рядом расположенных клеток;
В)группа клеток, отличающихся друг от друга.
2. Образовательная ткань выполняет следующие функции:
А) передвижение веществ
Б) рост растения;
В) защита.
3. Покровная ткань:
А) рост организма;
Б)защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;
В)дает опору органам и растению в целом.
4. Эпителиальная ткань животных выполняет:
А) движение;
Б) защищает от неблагоприятных воздействий;
В) отвечает за реакцию организма.
5. Соединительная ткань животных образует:
А) кости, хрящи, кровь;
Б) нервы;
В) мышцы.
V. Рефлексия: на слайде № 30
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
Слайд № 31 Молодцы! Подведение итогов!
Д.з. Слайд № 32, мини-сочинение « Путешествие внутри организма», подготовить рубрику «Вопросы к классу» по теме «Ткани организмов»