Цель: Ознакомить с биоценозами и бигеоценозами, экосистемами, выявить черты отличия, изучить взаимосвязи, позволяющие поддерживать их целостность.
Задачи: Развивать умение самостоятельно работать в группах, делать выводы, обобщения, экологическое мышление.
Воспитывать толерантность, интерес к предмету, экологическую культуру.
Методы и приёмы: словесно- наглядный, самостоятельная работа в группах, презентация проекта.
Оформление: таблицы по экологии, глобус.
Ход урока.
Тема урока «Экологические сообщества». Как вы считаете, какова цель нашего урока?
I. Герои рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром» из светлого настоящего на машине времени совершают путешествие в далёкое прошлое. Одно из обязательных условий этого перемещения – ничего не трогать в природе или пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает, казалось бы, пустяковый проступок: наступает на бабочку, она гибнет. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, жизнь продолжается. Но по возвращению домой, путешественники находят мир совсем иным, непохожим на тот, что был. «И грянул гром». Почему? Возникает проблема: что же может произойти в окружающем мире природы, если один из его элементов исчезнет?
Думаю, в конце урока вы найдёте ответ на решение этой проблемы.
II. Групповая работа по карточкам. (Карточки прилагаются,приложение №1). Рассматриваем вопросы №1 (работа с учебником).
III. Презентация проекта: «Антропогенные загрязнения среды и растения».(Можно любую другую презентацию или видеофильм по экологическим сообществам).
IV. Разрешение проблемы: (рассматриваем второй и третий вопросы карточек).
V. Пожелания Земле.(Заранее заготовить цветы ,на которых учащиеся в конце урока запишут свои пожелания,украсить ими глобус,пожелания зачитываются).
Приложение№1
Задание №1
I. Прочитать текст на странице 146 от «популяции не живут изолированно» до» экосистема» (yстно).
Ответить на вопросы:
Что изучает экология?
Что такое сообщество или беоченоз, примеры.
Задача: в нашей стране стали усиленно уничтожать выдру, как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
II. Опиши или изобрази коллективный рисунок продолжение рассказа «И грянул гром» (п)
III. Напутствие будущим поколениям.
Задание№2
I. Прочитать текст на странице 147 от «экосистема» до «классификации наземных экосистем».
Ответить на вопросы (у).
Что такое экосистема?
Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир?
Изобразите экосистему пруда в виде коллективного рисунка.
II. Опишите продолжение рассказа «И грянул гром» (письменно).
III. Напутствие будущим поколениям.
Задание№3
I. Прочитать текст на странице 147 от «при классификации наземных…» до конца параграфа.
Ответить на впросы (у):
Какие бывают экосистемы?
Какие из известных сообществ и экосистем имеют более или менее чёткие границы?
Что такое биогеоценоз, биосфера? Что показывает рисунок 59 «Схема биогеоценозов»?
II. Опишите продолжение рассказа «И грянул гром» (п)