kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта открытого урока в 5 классе «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся объясняют роль бактерий в природе и жизни человека, определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока в 5 классе «Роль бактерий в природе и жизни человека»»

Романова Елена Александровна, учитель биологии.

МБОУ Верхнеграчинская ООШ Каменского района.

Технологическая карта урока в 5 классе«Роль бактерий в природе и жизни человека».

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - Биология

Класс - 5

Учитель: Романова Елена Александровна, 2016 год

Тема урока -Роль бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия».

Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики.


Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы.



Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Ресурсы урока:

  1. Интерактивный комплекс.

  2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.- 141, (3) с.

3. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2014 г. Издательство Дрофа.

4. Инструкции по работе для групп.

5. Оценочные листы для каждого учащегося.

6. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося.

7. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека».

8. Сигнальные карточки (красные, желтые, зеленые).


Познавательные УУД:умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал,сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные УУД:способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. Момент 1 мин

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок.

2.Мотивация (создание проблемной ситуации)

2 мин

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний.


Деятельность учащихся

Вступают в диалог с учителем.

Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать»




Ребята, к нам поступило заявление от группы людей, где они обвиняют бактерии и дают им самую ужасную характеристику, убеждая нас, чтобы мы выдвинули решение выслать все бактерии, находящиеся на нашей планете Земля на другую планету. Они просят помощи, вы согласны им помочь и выслать бактерии?


Я думаю, чтобы сделать вывод нам с вами необходимо получить еще новых знаний.

У учеников возникают противоречивые мнения.

1.Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле.

2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят.

Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях.



Слайд 1

3. Актуализация знаний



3 мин




Деятельность учителя

Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.




Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть.




Так как ,вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями?

  1. Какое строение имеет бактериальная клетка?

  2. Какие бывают бактерии по форме?

  3. Как питаются бактерии?

  4. Как происходит размножение бактерий?

  5. Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?

  6. Какие среды обитания заселили бактерии?


Ребята, мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?»

Что нужно узнать для решения проблемы?

Какие источники информации можем использовать?

Ребята, назовите тему урока.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы.








Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут.

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников:

«Мы должны выяснить, какое значение выполняют бактерии в природе и жизни человека. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки».

Называют тему урока:

« Роль бактерий в природе и жизни человека». (Слайд 2)

  1. Целеполага

ние

1 мин

Деятельность учителя

Предлагает сформулировать цели урока

(планируемые результаты урока)

Деятельность учащихся

Называют цели урока. ( Слайд 3)


Какие цели мы перед собой поставим сегодня?


1.Изучить роль бактерий в природе.

2.Изучить роль бактерий в жизни человека. (слайд 3)


5. Планирование

2 мин

Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.




Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.



Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи?

Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует.


Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий.

Примерный план урока:

1. Роль бактерий в природе.

А. Бактерии разложения и гниения.

Б. Почвенные бактерии.

2. Роль бактерий в жизни человека.

А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые).

Б. Болезнетворные бактерии.

(работа на доске)

6. «Открытие нового знания»

(изучение новой темы)

17 мин

Деятельность учителя

Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию(по 5 – 6 учеников). В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует.





Деятельность учащихся

Осуществляют решение учебных задач.

Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп.



Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 2 группы (парты расставлены заранее).

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

  1. Выберите спикера группы.

  2. Спикер распределяет вопросы между членами группы или источники информации для более эффективной работы (не выполняйте каждый одну и ту же работу - это не продуктивно!)

  3. При работе с источниками информации делайте для себя заметки, краткие тезисы по изучаемому вопросу, чтобы не чего не упустить и не забыть.

  4. При обмене информации слушайте друг друга, поправляйте друг друга, но не критикуйте.

  5. Спикер следит за работой группы.


Спикеры групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководители групп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека» (Приложение 1,2)для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для группы (Приложение 3) и набор сигнальных карточек.

Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола, а таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свои строки в таблице.

Каждая группа работает над своим вопросом.

1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения».

Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде.

Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют.

Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод.

После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах.

По ходу урока осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+».



Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация

(4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие»,

изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку).

Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде.

(слайд «Правила работы»)

(слайд таблица)

Физкультми

нутка

1 мин

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Это лёгкая забава.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Выполняют упражнения в течение 1 минуты.

7. Включение нового знания в систему знаний

8 мин

Деятельность учителя

Организует закрепление знаний.

Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини - дискуссия. Глядя на ваши таблицы, давайте за хорошие дела наградим, бактерии почетной грамотой, а за плохие подадим их в розыск.


Деятельность учащихся

Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос

«Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания.


Ватман грамота

Ватман розыск


Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос.

Теперь вы можете на него ответить?

Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд )

1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле.

2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм.

Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы, если бы бактерии исчезли.

После дискуссии предлагает посмотреть на слайд. (Слайд )

Давайте с вами подведем итог и дадим ответ на главный вопрос нашего урока. Вы перед собой видите листы для голосования.

Идет голосование и подсчет голосов.

Озвучивание результатов и вынос приговора.


Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни?

Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты.

Участвуют в обсуждении.

Жизнь на Земле без бактерий невозможна.

Называют причины.

  1. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.

  2. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.

  3. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.

Сравнивают свои выводы с текстом слайда.



Предполагают:

Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем.

Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям.

Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере.

Жизнь на земле исчезла бы.

Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы.Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно защищаться от вредных бактерий и бороться с ними. 1. Мы всегда будем мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты.2. Необходимо использовать носовой платок, если у тебя кашель.3. Нужно делать профилактические прививки, проветривать помещения 4. Нельзя пить сырое молоко.

8. Рефлексия и оценивание



4 мин

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Работа с сигнальными карточками.


Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки.

Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка).


Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд )

Поднимите соответствующую карточку.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.


Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.


Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю.


Вспоминают и называют тему и цели урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Выражают степень своих достижений и отношение к уроку с помощью сигнальных карточек. Комментируют.

Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки.

Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю.

9. Домашнее задание



1 мин

Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд )

Домашнее задание:

  1. Инвариантная часть: параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8.

В рабочей тетради – задания №45, №47.

  1. Вариативная часть: задание в рабочей тетради №46 - таблица (используйте интернет источники).Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романова Елена Алескандровна

Дата: 01.07.2016

Номер свидетельства: 336811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Обобщение знаний по теме: «Строение клеток растений, животных, грибов, бактерий, вирусов. Роль бактерий и  вирусов в природе и в жизни человека»."
    ["seo_title"] => string(155) "obobshchieniie-znanii-po-tiemie-stroieniie-klietok-rastienii-zhivotnykh-ghribov-baktierii-virusov-rol-baktierii-i-virusov-v-prirodie-i-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "294144"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455611847"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока "Бактерии в природе и промышленности" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-baktierii-v-prirodie-i-promyshliennosti"
    ["file_id"] => string(6) "119390"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства