Романова Елена Александровна, учитель биологии.
МБОУ Верхнеграчинская ООШ Каменского района.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - Биология | Класс - 5 | Учитель: Романова Елена Александровна, 2016 год |
Тема урока -Роль бактерий в природе и жизни человека. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия». | Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики. | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы. |
Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. |
Ресурсы урока: Интерактивный комплекс. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.- 141, (3) с. 3. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2014 г. Издательство Дрофа. 4. Инструкции по работе для групп. 5. Оценочные листы для каждого учащегося. 6. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося. 7. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека». 8. Сигнальные карточки (красные, желтые, зеленые). Познавательные УУД:умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал,сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД:способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. Орг. Момент 1 мин | Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок. |
2.Мотивация (создание проблемной ситуации) 2 мин | Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний. | Деятельность учащихся Вступают в диалог с учителем. Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать» |
| Ребята, к нам поступило заявление от группы людей, где они обвиняют бактерии и дают им самую ужасную характеристику, убеждая нас, чтобы мы выдвинули решение выслать все бактерии, находящиеся на нашей планете Земля на другую планету. Они просят помощи, вы согласны им помочь и выслать бактерии? Я думаю, чтобы сделать вывод нам с вами необходимо получить еще новых знаний. | У учеников возникают противоречивые мнения. 1.Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле. 2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят. Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях. Слайд 1 |
3. Актуализация знаний
3 мин
| Деятельность учителя Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы. | Деятельность учащихся Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. |
| Так как ,вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями? Какое строение имеет бактериальная клетка? Какие бывают бактерии по форме? Как питаются бактерии? Как происходит размножение бактерий? Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий? Какие среды обитания заселили бактерии? Ребята, мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?» Что нужно узнать для решения проблемы? Какие источники информации можем использовать? Ребята, назовите тему урока. | Отвечают на вопросы. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут. Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников: «Мы должны выяснить, какое значение выполняют бактерии в природе и жизни человека. Узнаем сейчас на уроке. Будем использовать учебники, рассказ учителя, презентацию, рисунки». Называют тему урока: « Роль бактерий в природе и жизни человека». (Слайд 2) |
Целеполага ние 1 мин | Деятельность учителя Предлагает сформулировать цели урока (планируемые результаты урока) | Деятельность учащихся Называют цели урока. ( Слайд 3) |
| Какие цели мы перед собой поставим сегодня? | 1.Изучить роль бактерий в природе. 2.Изучить роль бактерий в жизни человека. (слайд 3) |
5. Планирование 2 мин | Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока.
| Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач. |
| Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи? Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует. | Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий. Примерный план урока: 1. Роль бактерий в природе. А. Бактерии разложения и гниения. Б. Почвенные бактерии. 2. Роль бактерий в жизни человека. А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые). Б. Болезнетворные бактерии. (работа на доске) |
6. «Открытие нового знания» (изучение новой темы) 17 мин | Деятельность учителя Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию(по 5 – 6 учеников). В ходе работы учитель консультирует, ненавязчиво контролирует. | Деятельность учащихся Осуществляют решение учебных задач. Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация (4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку). Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп. |
| Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 2 группы (парты расставлены заранее). ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ Выберите спикера группы. Спикер распределяет вопросы между членами группы или источники информации для более эффективной работы (не выполняйте каждый одну и ту же работу - это не продуктивно!) При работе с источниками информации делайте для себя заметки, краткие тезисы по изучаемому вопросу, чтобы не чего не упустить и не забыть. При обмене информации слушайте друг друга, поправляйте друг друга, но не критикуйте. Спикер следит за работой группы. Спикеры групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководители групп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека» (Приложение 1,2)для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для группы (Приложение 3) и набор сигнальных карточек. Ребята, сигнальные карточки пока положите в центр стола, а таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свои строки в таблице. Каждая группа работает над своим вопросом. 1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения». Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. | Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют. Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод. После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах. По ходу урока осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация (4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку). Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде. (слайд «Правила работы») (слайд таблица) |
Физкультми нутка 1 мин | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. Это лёгкая забава. Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) | Выполняют упражнения в течение 1 минуты. |
7. Включение нового знания в систему знаний 8 мин | Деятельность учителя Организует закрепление знаний. Происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». «Новый продукт» - ответ на проблемный вопрос и мини - дискуссия. Глядя на ваши таблицы, давайте за хорошие дела наградим, бактерии почетной грамотой, а за плохие подадим их в розыск. | Деятельность учащихся Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания. Ватман грамота Ватман розыск |
| Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос. Теперь вы можете на него ответить? Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд ) 1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле. 2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм. Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы, если бы бактерии исчезли. После дискуссии предлагает посмотреть на слайд. (Слайд ) Давайте с вами подведем итог и дадим ответ на главный вопрос нашего урока. Вы перед собой видите листы для голосования. Идет голосование и подсчет голосов. Озвучивание результатов и вынос приговора. Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты. | Участвуют в обсуждении. Жизнь на Земле без бактерий невозможна. Называют причины. Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы. Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста. Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям. Сравнивают свои выводы с текстом слайда. Предполагают: Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем. Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям. Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере. Жизнь на земле исчезла бы. Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы.Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. Зная это, можно защищаться от вредных бактерий и бороться с ними. 1. Мы всегда будем мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты.2. Необходимо использовать носовой платок, если у тебя кашель.3. Нужно делать профилактические прививки, проветривать помещения 4. Нельзя пить сырое молоко. |
8. Рефлексия и оценивание
4 мин | Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Работа с сигнальными карточками. | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своих достижений на уроке (самооценка) с помощью сигнальных карточек, листов самооценки. Отмечают успешные ответы, участников группы (взаимооценка). |
| Ребята, определите степень своих достижений на уроке и выразите свое отношение к уроку с помощью сигнальных карточек (Слайд ) Поднимите соответствующую карточку. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю. | Вспоминают и называют тему и цели урока, отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока. Выражают степень своих достижений и отношение к уроку с помощью сигнальных карточек. Комментируют. Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки. Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю. |
9. Домашнее задание
1 мин | Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд ) Домашнее задание: Инвариантная часть: параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8. В рабочей тетради – задания №45, №47. Вариативная часть: задание в рабочей тетради №46 - таблица (используйте интернет источники).Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями. |