kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Лишайники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с лишайниками, их ролью в природе и жизни человека; показать пути их использования в промышленном производстве, медицине.

Оборудование: таблица «Лишайники»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Лишайники"»

                6 класс                     Учитель:Исаева З.Х.

Тема: Лишайники.

Цель: познакомить учащихся с лишайниками, их ролью в природе и жизни человека; показать пути их использования в промышленном производстве, медицине.

Оборудование: таблица «Лишайники»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний умений навыков.

  1. Понятийная разминка:  автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, симбионты, грибница, хитин, бактерии, грибы, прокариоты, эукариоты, микориза, микориза, плодовое тело, мицелий, ботаника, назовите основоположника ботаники, водоросли, хламидомонада, хлорелла, хроматофор.

  2. Работа с вопросами на с.61.

  3. Выполнение теста.

III. Изучение нового материала

Постановка проблемного вопроса

  1. Что надо водорослям для фотосинтеза? (Н2О, СО2, свет)

  2. Что надо для жизни грибам? (органические вещества)

  3. Может ли водоросль предоставить органические вещества грибам? (да)

  4. Что может дать гриб водорослям? (воду, минеральные в-ва, даже из воздуха)

Вывод: Грибы и водоросли могут существовать в симбиозе. Некоторые грибы могут существовать только рядом с одноклеточными водорослями, иначе погибают. Такой особый вид симбиоза дает новый самостоятельный комплексный организм.

Лишайник – особый симбиотический организм.

Схема строения:

Основа – грибница. Иногда грибница начинает паразитировать на водорослях и организм погибает. Выделенная водоросль может жить в благоприятных условиях. Гриб обычно погибает.

Лишайник – особый организм. Относят его к Царству Грибы, но он обладает специфическим строением, своеобразным обменом веществ и особыми, нигде больше не встречающимися в природе, веществами – лишайниковыми кислотами. 

Характеристика лишайников:

  1. Закрепление, оформление в тетради:

А) 

Задание по рисунку учебника: приведите примеры к этой классификации.

Б) Размножение:

Частью слоевища, особыми группами клеток (особыми образованиями в виде пылинок, состоящих из 1 или нескольких клеток водорослей, окруженных гифами гриба)

Очень медленно растут. Прирост слоевища 1-3 мм/год, средний возраст 30-80 лет.

В) Экологические группы лишайников

  1. напочвенные

почвы неплодородные – тундра, песок, торфяники, где нет конкуренции с высшими растениями.

В тундре: «Исландский мох»

«Олений мох»

В сухих степях, полупустынях: «кочующие» лишайники, не срастающиеся с почвой и переносимые ветром с места на место.

В лесу: кладония.

  1. эпифитные:

Поселяются на деревьях и кустарниках. На листьях – распространены в тропиках и субтропиках. На коре – на участках коры величиной с ладонь. (иногда насчитывали до 38 видов лишайников, которые росли вплотную друг к другу и даже один на один)

На осинах – Спинная золотянка

На сосне – Уснея длиннейшая

На рябине и дубе – Пармелия бороздчатая

  1. эпилитные на камнях и скалах, на черепичных крышах, кирпичных стенах.

  2. водные лишайники (на камнях, покрытых водой – реки Карелии)

На доске: Экологические группы лишайников:

Экологическая группа

Название лишайника

Почвенные

Кладония

Ягель, «Олений мох»

На коре деревьев


На камнях и скалах


На камне под водой


Значение лишайников

  1. Работа с текстом на стр. 65:

Почему лишайники названы пионерами растительности?

Вывод: Лишайники – пионеры растительности (создают среду обитания для других организмов, почвообразователи)

Дополнительный материал: Лишайниковые кислоты. Нигде больше в природе не встречаются. Некоторые из них обладают антибиотическими свойствами (усниновая кислота). Это сильный антибиотик – «бинин» (рекомендован к применению ветеринарами).

  1. Корм для северных оленей (кладония и центрария). Олени обладают способностью чувствовать запах лишайников и сквозь снеговой покров, из-под которого они достают их, разгребая снег копытами.

При кормежке оленьи скусывают лишь верхушки кустиков и лишайники продолжают свой рост. (для восстановления пастбищ требуется от 10 до 30 лет)

Свиньи и овцы охотно поедают кладонию.

  1. Составление схемы:

IV. Д/з §13, термины, вопросы на с.65.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Лишайники"

Автор: Исаева Загидат Хабибуллаевна

Дата: 24.08.2024

Номер свидетельства: 655294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "109712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404931984"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок-экскурсия по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-ekskursiia-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "231655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442585009"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок по теме "Лишайники" 6 класс по УМК Пасечника "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-po-tiemie-lishainiki-6-klass-po-umk-pasiechnika"
    ["file_id"] => string(6) "173769"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424021646"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тест по теме "Лишайники" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(34) "tiest-po-tiemie-lishainiki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117245"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1412752115"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок по биологии в 7 классе по теме "Лишайники""
    ["seo_title"] => string(50) "urok_po_biologhii_v_7_klassie_po_tiemie_lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "394563"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487744050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства