Научатся: - называть функции покровов тела животных; - определять покровы тела различных групп организмов; - приводить доказательства взаимосвязи покровов и среды обитания; - определять принадлежность биологических объектов к той или иной систематической категории. Смогут: - объяснять степень усложнения покровов тела в процессе эволюционного развития; -различать на таблицах слои кожи и её производные. | Познавательные УУД: - формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять главное. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД: - формировать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; - формировать умение организовывать выполнение заданий учителя согласно предложенным критериям, алгоритму, осуществлять самоконтроль Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - использование критериев для обоснования своего суждения. | Личностные УУД: - развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения; - формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - формировать умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников; - осознание ответственности за общее дело; - применять полученные знания в практической деятельности. |
Организационно-мотивационный этап Мотивация. Актуализация. Выявление места и причины затруднения. Планирование | Вот и прозвенел звонок Начинается урок Встаньте прямо, распрямитесь И друг другу улыбнитесь Ведь улыбка это флаг корабля За работу примемся друзья! Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы, к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах. – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения. |
| Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока, создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Ребята, сегодня мы начнём урок с просмотра фрагмента сказки «Царевна Лягушка». Что сделал Иван Царевич? Теперь давайте вернёмся к реальности, а кожа это что? Итак, с какой темой мы сегодня с вами познакомимся? Правильно тема урока, так и звучит «Покровы тела», запишите в рабочих листах число и тему урока. Слайд №1 Удивительно разнообразен животный мир. Перед вами виды животных, давайте вспомним, к каким типам они относятся? Слайд №2. Амёба обыкновенная, эвглена зелёная, Инфузория туфелька. Гидра, актиния. Белая планария, бычий цепень. Человеческая аскарида. Дождевой червь, Речной рак, паук крестовик, майский жук. Малый прудовик, беззубка, осьминог. Ланцетник, Зеркальный карп, тигровая акула. Лягушка озёрная, камышовая жаба, обыкновенный тритон. Прыткая ящерица, королевская кобра, нильский крокодил, слоновая черепаха. Сизый голубь, орлан белохвост, домовой воробей. Амурский тигр, африканский слон, домашняя корова. Изучая многообразие животного мира мы особо обращали внимание на постепенное усложнение животных от низших форм к высшим, от простого к сложному. Они становились все более и более сложными по строению, поведению, образу жизни. Усложнялись и функции их тканей, органов, систем органов, в целом организм. Это необратимый процесс исторического изменения живого результатом, которого является разнообразие и приспособленность, существующих на Земле, видов организмов всех уровней организации. Этот процесс – эволюция. Это для вас новое понятие давайте запишем его в рабочий лист. Слайд №3. Какую роль покровы играют в жизни животного? Слайд №4. Как вы думаете, покровы тела у всех представителей видов животных будут иметь одинаковое строение? Правильно, как говорится «своя рубашка ближе к телу». Слайд №5. Покровы тела тоже в процессе исторического развития усложнялись, т.е. эволюционировали. Что послужило толчком к формированию различных покровов? Как шла эволюция покровов? Так какую цель вы поставите перед собой, чтобы изучить данную тему? Слайд №6. | Определяют тему урока. Участвуют в постановке познавательной цели урока. Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Спалил лягушачью кожу. Покров тела для лягушки. Покровы тела. Определяют типы животных. Простейшие Кишечнополостные Плоские черви Круглые черви Кольчатые черви Членистоногие Моллюски Хордовые Хордовые Хордовые Хордовые Хордовые Хордовые - защитная ( от механических повреждений, от проникновения инородных веществ, от потери влаги); - участвует в обмене веществ (выделение и дыхание); - терморегуляция. Нет Вопрос вызывает затруднение. Обучающиеся ставят цели урока: -Рассмотреть строение покровов тела разных видов животных; - Узнать с чем, связаны, эти изменения; - Как шла эволюция от простейших до высокоорганизованных животных. |
Процессуально-деятельносный этап. Реализация плана Первичное закрепление | Для того, чтобы правильно и аргументировано ответить на данные вопросы, я предлагаю выполнить следующую работу. Используя текст учебника, параграф_36__ стр190-193___. Также у вас на столах лежит дополнительный материал «Покровы тела». Работать будете в парах, ваша задача, используя предложенный материал, заполнить таблицу в рабочем листе. Как только учащиеся заполнят таблицу, идет проверка с показом Слайдов №7-17. Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока, как шла эволюция покровов? Слайд №18. А вот насколько хорошо вы поняли тему, давайте с вами решим кроссворд. Работать вы будете в группах. Давайте, класс разделим на три группы. Кто первый выполнит кроссворд, получит дополнительные баллы. 1. Клетки, в которые питательные вещества откладываются «про запас». 2. Прочное образование, покрывающее одноклеточные организмы снаружи. 3. Удлиненный слой клеток образующий внешние покровы тела. 4. Они находятся перед кутикулой в эпителии. 5. Наружный слой клеток кожи. 6. Плотное неклеточное образование у членистоногих выделяемое покровной тканью и выполняющее защитную и опорную функцию. 7. Образования, имеющиеся у всех организмов, предохраняющие от проникновения инородных тел и веществ, других организмов, излишков влаги, а также от механических повреждений. Слайд №19. Проверка кроссворда.
| Работают с текстами учебника, и дополнительным материалом заполняют таблицу. Учащиеся делают вывод. Вывод: мы можем сделать вывод, что эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа слоев и появления в них новых образований: ресничек, желез, хитиновых покровов, чешуй, когтей, ногтей, волос и т.д.
|
Рефлексивно-оценочный этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия. | А сейчас мы проверим насколько хорошо вы разобрались с темой урока. Выполните самостоятельную работу, задания №1-№3 в рабочих листах. Вариант 1 1. Назовите особенность строения покровов, обеспечивающую постоянную температуру тела. А) Волосяной покров; Б) Чешуя; В) Кожа голая; Г) Роговые щитки. 2. Какой процесс НЕ относится к защитной функции покровов? А) Защита от проникновения инородных тел; Б) Получение информации о состоянии среды; В) Регуляция температуры тела; Г) Защита от потери воды. 3. Установите соответствие между отделами покровов позвоночных животных и образований, которые там находятся. Одному отделу может соответствовать несколько образований. Результаты занесите в таблицу. Отделы покровов | Производные | 1) эпидермис | А) жировые клетки | 2) собственно кожа | Б) корни волос | 3) подкожная жировая клетчатка | В) сальные железы | | Г) потовые железы | | Д) перья, когти, копыта | | Е) пигментные клетки | Вариант 2 1. Хитинизированная кутикула покрывает тело: А) Иглокожих; Б) Моллюсков; В) Кольчецов; Г) Членистоногих. 2. В коже какого животного есть слизистые железы? А) Лягушки; Б) Змеи; В) Рыбы; Г) Собаки. 3. Установите соответствие между систематической категорией и покровом тела. Одному систематической категории может соответствовать несколько покровов тела. Результаты занесите в таблицу. Систематическая категория | Покровы тела | 1)черви | А) кольцевые мышцы | 2) насекомые | Б) плоский эпителий | 3) позвоночные | В) хитинизированная кутикула | | Г) мерцательные реснички | | Д) эпидермис | | Е) собственно кожа | Ключи Слайд №20-21. Слайд №22. Критерии оценивания: 7-8 баллов – «5» 5-6 баллов – «4» Меньше 4 баллов – «3» Ребята давайте подведём итог урока, у вас на столах лежат «мишени», подпишите их. И те записи, с которыми вы согласны подчеркните, или поставьте галочку. А в самой мишени, обведите ту оценку которую, по вашему мнению, вы сегодня заслужили. Слайд №23. | Ответы на вариант№1 А Б Ответ: 1 – Д,Е; 2 – Б,В,Г; 3 - А. Ответы к варианту №2: Г В Ответ: 1 – А, Б, Г; 2 – В; 3 – Д,Е. Выполнив самостоятельную работу, учащиеся обмениваются рабочими листами, проверяют работу соседа по парте, и выставляют ему оценку. Затем опять обмениваются. И смотрят критерии на слайде, и выставляют себе оценку. |