kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии "Мышление и воображение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии по теме "Мышление и воображение.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии "Мышление и воображение"»

Мышление и воображение.

Цель урока: изучение понятий воображение и мышление

Планируемые результаты:

Предметные: Описывать виды мышления, стадии творческого мышления, процесс воображения.

Объяснять особенности функциональной асимметрии головного мозга.

Выявлять особенности мышления у человека и высших животных.

Метапредметные: Применять знания в ходе практических работ

Личностные: Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Ход урока.

1. Мотивационный этап. Девиз урока:

2.Актуализация знаний.

Выберите правильные суждения

1. Желания организма для поддержания жизни и его развития называется потребностью.+

2. Потребность учиться, работать- это материальные потребности.-

3. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов,направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребностей, называется поведением человека.+

4. Поведение человека- это внутренний мир человека, его ощущения и восприятия.-

5. Рефлексы были открыты Павловым.-

6. Рефлексы делятся на условные и безусловные.+

7.Глотание- это условный рефлекс.-

8. Мигание, сужение зрачка на яркий свет, это защитный и оборонительный рефлекс.+

9.Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется вниманием.-

10.Внимание, связанное с сознательно поставленной целью, требующее волевого усилия, называют непроизвольным.-


3. Целеполагание:

4. Исследовательский: О чем идёт речь?

Психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. Мышление

А) Составляем кластер

Б) Работа с таблицей

Виды мышления

Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное (практическое) мышление - вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление - база для формирования словесно - логического мышления.

Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление - вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними. При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Абстрактно-логическое мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами.


3. Первичная проверка усвоения.

А) Логические ряды.

Б) Оценка логического мышления.

Бланк методики «Исключение слов»

  1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.

  2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

  3. Часы, очки, весы, термометр.

  4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

  5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

  6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.

  7. Дерево, этажерка, метла, вилка.

  8. Дедушка, учитель, папа, мама.

  9. Иней, пыль, дождь, роса.

  10. Вода, ветер, уголь, трава

  11. Яблоко, книга, шуба, роза.

  12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.

  13. Береза, сосна, ягода, дуб.

  14. Минута, секунда, час, вечер

  15. Василий, Федор, Семен, Иванов.


Правильные ответы:

  1. Книга

  2. Свеча

  3. Очки

  4. Лодка

  5. Пчела

  6. Бабочка

  7. Дерево

  8. Учитель

  9. Пыль

  10. Ветер

  11. Яблоко

  12. Хлеб

  13. Ягода

  14. Вечер

  15. Иванов






Виды мышления -воображение и фантазия .

Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.

Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.


Классическим примером фантазии является сказка. Мёртвая голова в сказке Пушкина “Руслан и Людмила”, небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.


Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.


А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится!


Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке.


Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, планировать, нельзя научиться видеть проблемы. Как развивать фантазию и воображение на практике?

Развитие фантазии и воображения на занятиях по начальному техническому моделированию

.

2.Выявление общих понятий

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, 2 из которых более с ним связаны. Нужно найти эти 2 слова в каждой строке и подчеркнуть.

.Бланк задания «Выяснение общих понятий»

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать).

  8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

  9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

  10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

  11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

  15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

  16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

  17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

  18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

  19. Любовь (розы, чувство, человек, город природа).

  20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).


Задачи на развитие воображения


Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимание) было размещено одинаковое их число, (два стула можно поставить по углам, и они, таким образом, будут относится сразу к двум стенам)

Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам - и так до бесконечности. Известно что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки? (через 4 часа 59 минут)

Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один, а два микроба. Через сколько времени та же самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной ^минуте. Поэтому ответ - 4 часа 59 минут)


Составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например "озеро", "карандаш", и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере") и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока биологии "Мышление и воображение"

Автор: Трифонова Галина Ивановна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока  «Восточно - Европейская равнина»   по физической географии Казахстана  8 класса "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vostochno-ievropieiskaia-ravnina-po-fizichieskoi-ghieoghrafii-kazakhstana-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153857"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421076736"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Строение растительной клетки, урок биологии в 6 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(67) "stroieniie-rastitiel-noi-klietki-urok-biologhii-v-6-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127036"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415262928"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока математики в 6классе на тему «Пропорция. Масштаб». "
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-v-6klassie-na-tiemu-proportsiia-masshtab"
    ["file_id"] => string(6) "222088"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435840861"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства