Проверка домашнего задания Цель: контроль полученных ранее знаний и их коррекция | Давайте разгадаем этот кроссворд. Вы можете увидеть его на экране Вопросы к кроссворду 1 вариант 1) Наивысшая систематическая Единица (надцарство) 2) Искусственно созданная популяция животных (сорт) 3) Раздел биологии, занимающийся распределением организмов по таксонам и выявлением родственных связей между ними (систематика) 4) Процесс образования новых видов (видообразование) 5) Процесс возникновения мутаций (мутагенез) 6) Группа организмов, которой не нашлось места в системе органического мира (вирусы) 7) Фамилия шведского учёного, основателя систематики (Линней) 2 Вариант 8) Один из принципов, заложенных К. Линнеем в основу классификации (соподчинённость) 9) Определённое пространство, в пределах которого распространён вид (ареал) 10) Вторая группа организмов, которой не нашлось места в системе органического мира (лишайники) 11) Продолжите фразу: «Естественный …» (отбор) 12) Историческое развитие органического мира (эволюция) 13) Устойчивое объединение особей, основанное на связях между родителями и потомками (семья) 14) Она бывает покровительственная, предостерегающая (окраска). Проверь по эталону и оцени работу одноклассника Какие ключевые слова у вас получилось? | Разгадывают кроссворд Проверяют по эталону и оцени работу одноклассника Отвечают. | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и партнерами во время обсуждения ответов |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки | Мы откуда появились? Звезд далёких порожденье? Или все ж планете нашей Мы обязаны рожденьем? Наделил душой Создатель? Или разум как зарница вспыхнул в теле наших предков? Как могли мы появиться?! Скрыто тайной все навеки. Но откуда б мы ни взялись, Раз, возникнув Человеком, Надо, чтоб мы им остались. Чарльз Дарвин Вопрос “Происхождение человека” всегда интересовал человека. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в различных преданиях, сказаниях и верованиях. В каждом периоде времени люди находили свои объяснения. Я думаю, что и каждый из вас, не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организмов человека и животных. Споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Обучающиеся формулируют тему урока: Место человека в живой природе. Обучающиеся формулируют цель. | Определяют и записывают тему Место человека в системе животного мира цель урока: Рассмотрим систематическое положение человека и определим его принадлежность к известным таксонам. Докажем путем сравнения. | Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: 1)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 2)Совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение. | Найдите понятие антропология и запишите в тетради. Восстановлению человеческой родословной и выяснению биологических особенностей ближайших его предков помогут знания, накопленные различными областями биологической науки, в том числе и систематикой. Систематика — это раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по таксонам (группировкам, систематическим группам) различного ранга. Существующие палеонтологические и антропологические находки свидетельствуют о длительной и сложной истории развития человека. Человек- один из 3-х млн. Известных сейчас биологических видов на Земле. Давайте определим его систематическое положение Задание №1 - найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ИМПЕРИЯ Клеточные НАДЦАРСТВО Ядерные ЦАРСТВО Животные ТИП Хордовые ПОДТИП Позвоночные КЛАСС Млекопитающие ПОДКЛАСС Плацентарные ОТРЯД Приматы ПОДОТРЯД Человекообразные обезьяны РОД Человек ВИД Человек разумный Такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей. Задание №2. Работа в группе. Из текста учебника и списка выберите признаки каждой систематической категории, соответствующие вашей группе. На чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека? 1 группа. Империя клеточные – тело имеет клеточное строение Надцарство ядерные – клетки содержат ядра Царство животные – гетеротрофный тип питания, способность к передвижению, Клетки не имеют пластид и хлорофилла, ограниченный пропорциональный рост 2 группа Тип хордовые - в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия тела 3 группа Подтип позвоночные (черепные) – наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга, сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных конечностей 4 группа Класс млекопитающие- живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез, диафрагма, четырехкамерное сердце,. постоянная температура тела, волосяной покров 5 группа Подкласс плацентарные - вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту 6 группа Отряд приматы - большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука хватательного типа), ногти, глаза располагаются в одной плоскости , замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза 7 группа Подотряд человекообразные обезьяны – развитие лобных долей головного мозга, большое количество извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, мимическая мускулатура, сходные заболевания, сходные резус-факторы, беременность 9 месяцев,4 группы крови сходные реакции белкового обмена, диплоидный набор хромосом, сходные заболевания. 8 группа Вид человек разумный -развитие головного мозга, прямохождение, трудовая деятельность. Проверка таблицы. -К какой группе относятся данные доказательства (человек является частью органического мира)? -Что указывает на родство человека с животными? | Антропология – наука, изучающая историческое развитие человека, образование рас и распространение людей по территории нашей планеты. Работают в рабочем листе, 1 чел у доски Проверяют по эталону и оцени работу одноклассника Работают в группах выполняя задание, заполняя рабочий лист. Презентуют работу группы представляя мини-проекты, дополняя ими схему на доске. Оценивание выступления. Оценивание своей деятельности в группе. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить схемы, работать в группе |
Первичная проверка понимания Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся. | 1.Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые? 1) нервная система узлового типа 2) жаберные щели в стенке глотки зародыша 3) лёгкие, состоящие из альвеол 4) волосяной покров Ответ: 2 2.Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку? 1) диафрагма 2) лёгочное дыхание 3) головной и спинной мозг 4) замкнутая кровеносная система Ответ: 1 3.Какой признак отличает Человека разумного от животных? 1) развитие периферической нервной системы 2) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития 3) наличие двух кругов кровообращения 4) развитие S-образной формы позвоночника Ответ: 4 4.Какой признак характерен для вида Человек разумный? 1) наличие ногтей 2) развитый ствол головного мозга 3) хорошо развитый подбородок 4) объёмное зрение Ответ: 3 5.Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении 1) S-образного позвоночника 2) сводчатой стопы 3) гортани 4) кисти Ответ: 4 6.Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они 1) бесчерепные 2) холоднокровные 3) яйцеживородящие 4) плацентарные Ответ: 4 7.К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный? 1) сумчатые 2) грызуны 3) хищные 4) приматы Ответ: 4 8.Что отличает человекообразную обезьяну от человека? 1) строение передних конечностей 2) уровень обмена веществ 3) общий план строения 4) забота о потомстве Ответ: 1 Задание 2. Исключите лишнее слово, не применяемое при классификации животных: отряд, тип, вид, отдел, подкласс, семейство, подтип, класс, род, подотряд. (Отдел) | Выполняют задания. Взаимопроверка по эталону. Оценивание. Коррекция. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план и оформлять таблицу в тетради. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | С каким животными человек имеет наибольшее сходство? Какие общие признаки имеют человекообразные обезьяны и человек? Чем же отличаемся? Вернемся к цели урока…. Достигли поставленной цели? | С человекообразными обезьянами. Крупное тело, отсутствие хвоста и защечных мешков, развитая мимическая мускулатура, общие группы крови, болезни. Для человека характерно истинное прямохождение, в связи с чем у него сформировался s-образный изгиб позвоночника, сводчатая стопа, длинные нижние конечности и широкий таз. Человек способен к трудовой деятельности, в связи с чем имеет развитую кисть. Человек имеет развитый головной мозг. Делают вывод. Обобщают и систематизируют полученные знания. | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | - Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Я узнал (а) … Я не понял (а) … Мне было … Разумеется между человеком и животными есть и принципиальные различия и вы их назвали. Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Подводит итоги урока. Возвращаемся к эпиграфу Мы откуда появились? Звезд далёких порожденье? Или все ж планете нашей Мы обязаны рожденьем? Наделил душой Создатель? Или разум как зарница вспыхнул в теле наших предков? Как могли мы появиться?! Скрыто тайной все навеки. Но откуда б мы ни взялись, Раз, возникнув Человеком, Надо, чтоб мы им остались. Чарльз Дарвин | Учащиеся оценивают свои учебные действия. | Познавательные: осознанно отвечают на поставленные вопросы Коммуникативные: участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате Регулятивные: оценивают достигнутые результаты на уроке; осуществляют итоговый контроль. |