kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Положение человека в системе животного мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Положение человека в системе животного мира". Цель: Формирование представлений об основных особенностях человека как биологического объекта с целью определения его места в системе животного мира.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 9 класс по теме "Положение человека в системе животного мира"»

Дата:


Класс:

9

Тема урока:

Положение человека в системе животного мира

Тип урока

комбинированный

Цель

Формирование представлений об основных особенностях человека как биологического объекта с целью определения его места в системе животного мира.

Задачи

Образовательные: раскрыть характерные для человека как биологического объекта особенности; определить черты сходства и различия между человеком и животными, в том числе человекообразными обезьянами (приматами); определить положение человека в системе органического мира. Выявить наличие и объяснить сущность рудиментов и атавизмов у человека, определить их роль в его эволюции; продолжить развитие умений и навыков сравнения и обобщения изучаемых объектов.

Развивающие: развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий, умение самостоятельно работать с учебником, выбирать главное; развитие предметно-речевых навыков.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету. Познавательный интерес к биоло­гии. Воспитание любознательности, творческого мышления. Понимание причин биологической эволю­ции человека, степени влияния социальных факторов.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся должны знать: место человека в системе органического мира, его классификацию; черты сходства и различия человека и животных; выделение суще­ственных особенностей вида Че­ловек разумный;

обучающиеся должны уметь: распознавать особенности строения человека, в связи с его прямохождением и трудовой деятельностью; объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека.

Метапредметные : учащиеся должны уметь; работать с учебником, рабочим листом, да­вать определения понятиям, клас­сифицировать объекты; находить сходные и отличные признаки, проводить сравнение и обобщения; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; сотрудничать со своими одноклассниками и учителем.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу; развитые творческие способности и интеллектуальные умения (умения сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы); развитые мотивы к изучению вопроса о происхождении человека, сохранению и совершенствованию человеческих качеств, способностей, его развития. Понимание причин биологической эволю­ции человека.

Регулятивные: развитие навы­ков самооценки, взаимооценки и самоанализа.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Основные понятия

Рудименты, атавизмы, эмбриологические доказательства

Ресурсы:

- основные

-дополнительные


Учебник, рабочий лист, лист контроля, задания для работы в группе.

Мультимедийная установка, компьютер, схема «Система органического мира».

Межпредметные связи

Эволюционное учение, история, экология, география





Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Подготовить учащихся к работе

Приветствует учащихся, настраивает детей на работу, определяет готовность к уроку.

Сегодня мы будем изучать очень важную для нас тему. Чтобы узнать, что же мы изучим сегодня, вам необходимо разгадать кроссворд. Проверим ваши знания по предыдущим темам. Ключевым словом кроссворда станет объект нашего изучения. Ну что начнём!

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности


Проверка домашнего задания

Цель: контроль полученных ранее знаний и их коррекция

Давайте разгадаем этот кроссворд. Вы можете увидеть его на экране

Вопросы к кроссворду

1 вариант

1) Наивысшая систематическая

Единица (надцарство)

2) Искусственно созданная популяция животных (сорт)

3) Раздел биологии, занимающийся распределением организмов по таксонам и выявлением родственных связей между ними (систематика)

4) Процесс образования новых видов (видообразование)

5) Процесс возникновения мутаций (мутагенез)

6) Группа организмов, которой не нашлось места в системе органического мира (вирусы)

7) Фамилия шведского учёного, основателя систематики (Линней)

2 Вариант

8) Один из принципов, заложенных К. Линнеем в основу классификации (соподчинённость)

9) Определённое пространство, в пределах которого распространён вид (ареал)

10) Вторая группа организмов, которой не нашлось места в системе органического мира (лишайники)

11) Продолжите фразу: «Естественный …» (отбор)

12) Историческое развитие органического мира (эволюция)

13) Устойчивое объединение особей, основанное на связях между родителями и потомками (семья)

14) Она бывает покровительственная, предостерегающая (окраска).

Проверь по эталону и оцени работу одноклассника


Какие ключевые слова у вас получилось?



Разгадывают кроссворд





























Проверяют по эталону и оцени работу одноклассника

Отвечают.

Коммуникативныевзаимодействуют с учителем и партнерами во время обсуждения ответов

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки

Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Наделил душой Создатель?
Или разум как зарница
вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
Но откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им остались.

Чарльз Дарвин

Вопрос “Происхождение человека” всегда интересовал человека. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в различных преданиях, сказаниях и верованиях. В каждом периоде времени люди находили свои объяснения. Я думаю, что и каждый из вас, не раз задумывался над этим вопросом. С развитием науки накапливались факты, подтверждающие сходство в строении организмов человека и животных. Споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий.


Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Обучающиеся формулируют тему урока: Место человека в живой природе.

Обучающиеся формулируют цель.












Определяют и записывают тему Место человека в системе животного мира








цель урока: Рассмотрим систематическое положение человека и определим его принадлежность к известным таксонам. Докажем путем сравнения.

Регулятивные: умение оп­ределять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Сейчас существует много разных точек зрения на происхождение человека. Какие вы знаете?


Но большинство ученых являются сторонниками эволюционной теории Дарвина. Вот и мы будем ее придерживаться.


Слушают учителя, отвечают на вопросы




Коммуникативныевзаимодействуют с учителем и партнерами во время обсуждения ответов

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: 1)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

2)Совершенствовать навыки учащихся в решении задачи; развивать умения анализировать, обобщать, находить верное решение.

Найдите понятие антропология и запишите в тетради.


Восстановлению человеческой родословной и выяснению биологических осо­бенностей ближайших его предков помогут знания, накопленные различными областями биологической науки, в том числе и систематикой.

Систематика — это раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существу­ющих и вымерших организмов, а также их классификация по таксонам (группиров­кам, систематическим группам) различного ранга.


Существующие палеонтологические и антропологические находки свидетельству­ют о длительной и сложной истории развития человека.


Человек- один из 3-х млн. Известных сейчас биологических видов на Земле.

Давайте определим его систематическое положение

Задание №1 - найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями.

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ИМПЕРИЯ Клеточные

НАДЦАРСТВО Ядерные

ЦАРСТВО Животные

ТИП Хордовые

ПОДТИП Позвоночные

КЛАСС Млекопитающие

ПОДКЛАСС Плацентарные

ОТРЯД Приматы

ПОДОТРЯД Человекообразные обезьяны

РОД Человек

ВИД Человек разумный

Такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Задание №2. Работа в группе.

Из текста учебника и списка выберите признаки каждой систематической категории, соответствующие вашей группе.

На чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?

1 группа.

Империя клеточные – тело имеет клеточное строение

Надцарство ядерные – клетки содержат ядра

Царство животные – гетеротрофный тип питания, способность к передвижению,

Клетки не имеют пластид и хлорофилла, ограниченный пропорциональный рост

2 группа

Тип хордовые - в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия тела

3 группа

Подтип позвоночные (черепные) – наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга, сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных конечностей

4 группа

Класс млекопитающие- живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез, диафрагма, четырехкамерное сердце,. постоянная температура тела, волосяной покров

5 группа

Подкласс плацентарные - вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту

6 группа

Отряд приматы - большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука хватательного типа), ногти, глаза располагаются в одной плоскости , замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза

7 группа

Подотряд человекообразные обезьяны – развитие лобных долей головного мозга, большое количество извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, мимическая мускулатура, сходные заболевания, сходные резус-факторы, беременность 9 месяцев,4 группы крови сходные реакции белкового обмена, диплоидный набор хромосом, сходные заболевания.

8 группа

Вид человек разумный -развитие головного мозга, прямохождение, трудовая деятельность.

Проверка таблицы.

-К какой группе относятся данные доказательства (человек является частью органического мира)?

-Что указывает на родство человека с животными?

Антропология – наука, изучающая историческое развитие человека, образование рас и распространение людей по территории нашей планеты.















Работают в рабочем листе, 1 чел у доски

Проверяют по эталону и оцени работу одноклассника





















Работают в группах выполняя задание, заполняя рабочий лист.








































Презентуют работу группы представляя мини-проекты, дополняя ими схему на доске.


Оценивание выступления.

Оценивание своей деятельности в группе.


Познавательные:  умение работать с различными источ­никами информации, выде­лять главное в тексте, струк­турировать учебный материал

Коммуникативные УУД: уме­ние воспринимать информа­цию на слух, строить схемы, работать в группе

Физминутка


Учитель организует выполнение учащимися релаксационных упражнений.

Выполняют упражнения

Осуществляют профилактику утомляемости

Первичная проверка понимания

Цель: Проверить и закрепить практические умения и навыки учащихся.



    1. ОГЭ Задание 6-Сходство человека с животными и отличие от них 

1.Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

1) нервная система узлового типа

2) жаберные щели в стенке глотки зародыша

3) лёгкие, состоящие из альвеол

4) волосяной покров

Ответ: 2

2.Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

1) диафрагма

2) лёгочное дыхание

3) головной и спинной мозг

4) замкнутая кровеносная система

Ответ: 1

3.Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1) развитие периферической нервной системы

2) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

3) наличие двух кругов кровообращения

4) развитие S-образной формы позвоночника

Ответ: 4

4.Какой признак характерен для вида Человек разумный?

1) наличие ногтей

2) развитый ствол головного мозга

3) хорошо развитый подбородок

4) объёмное зрение

Ответ: 3

5.Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

1) S-образного позвоночника

2) сводчатой стопы

3) гортани

4) кисти

Ответ: 4

6.Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они

1) бесчерепные

2) холоднокровные

3) яйцеживородящие

4) плацентарные

Ответ: 4

7.К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

1) сумчатые

2) грызуны

3) хищные

4) приматы

Ответ: 4

8.Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) строение передних конечностей

2) уровень обмена веществ

3) общий план строения

4) забота о потомстве

Ответ: 1


Задание 2. Исключите лишнее слово, не применяемое при классификации животных: отряд, тип, вид, отдел, подкласс, семейство, подтип, класс, род, подотряд. (Отдел)

Выполняют задания.


Взаимопроверка по эталону.

Оценивание.

Коррекция.


Познавательныеумение работать с различными источ­никами информации, выде­лять главное в тексте, струк­турировать учебный материал, составлять план и оформлять таблицу в тетради.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

С каким животными человек имеет наибольшее сходство?

Какие общие признаки имеют человекообразные обезьяны и человек?





Чем же отличаемся?










Вернемся к цели урока….

Достигли поставленной цели?


С человекообразными обезьянами.

Крупное тело, отсутствие хвоста и защечных мешков, развитая мимическая мускулатура, общие группы крови, болезни.

Для человека характерно истинное прямохождение, в связи с чем у него сформировался s-образный изгиб позвоночника, сводчатая стопа, длинные нижние конечности и широкий таз.

Человек способен к трудовой деятельности, в связи с чем имеет развитую кисть.

Человек имеет развитый головной мозг.

Делают вывод. Обобщают и систематизируют полученные знания.


Этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Отработка знаний, полученных на уроке, углубление знаний по предмету

Всем: Параграф 45, вопросы стр.

(ОГЭ био- задание 6, вариант 1-15)

По желанию:

Стр.22 рубрика «Подумайте»


Выясняют детали выполнения домашнего задания.



Регулятивные: уметь организовать себя, свою деятельность


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

- Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: 

Я узнал (а) …

Я не понял (а) …

Мне было …

Разумеется между человеком и животными есть и принципиальные различия и вы их назвали. Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее.

Подводит итоги урока. Возвращаемся к эпиграфу

Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Наделил душой Создатель?
Или разум как зарница
вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
Но откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им остались.

Чарльз Дарвин

Учащиеся оценивают свои учебные действия.


Познавательные: осознанно отвечают на поставленные вопросы

Коммуникативные: участвуют в устной беседе, подводят итоги; высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате

Регулятивные: оценивают достигнутые результаты на уроке; осуществляют итоговый контроль.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исакова Татьяна Анатольевна

Дата: 13.04.2020

Номер свидетельства: 546498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-1"
    ["file_id"] => string(6) "289900"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868380"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-2"
    ["file_id"] => string(6) "289904"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454869073"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства