Общая часть |
Дисциплина | Биология | курс | первый |
Тема занятия | «Царство Вирусы» |
Автор (Ф.И.О., должность) | Пакшина Наталия Сергеевна, преподаватель |
Методическая информация |
Тип занятия | Открытие нового знания |
Форма проведения занятия | Лекция с элементами беседы, с применением технологии проблемного обучения и элементов критического мышления (вызов – осмысление – рефлексия). |
Форма организации учебной деятельности | Фронтальная |
Методы обучения | Объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый. |
Продолжительность занятия | 90 минут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умения раскрывать природу вирусов как инфекционных агентов и особенности их внутриклеточного паразитизма; характеризовать строение и жизнедеятельность вирусов; применять знания об особенностях размножения вирусов в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Знание об особой примитивной биосистеме организменного уровня, неклеточной форме жизни – вирусах. | Умения работать с новыми понятиями, строить умозаключения, анализировать, сравнивать, делать выводы, подводить итоги; преобразовывать запись устного сообщения в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации. | Расширение представлений об организации живых организмах, единстве живой и неживой материи. Развитие интереса к предмету, навыков самоконтроля. Формирование интереса к приобретению знаний, образовательному процессу, наблюдательности. |
Решаемые учебные проблемы | Первичное ознакомление, осмысление, и закрепление учебного материала об особенностях организации и жизненных циклах вирусов, их роли в природе и жизни человека. |
Основные понятия, изучаемые на занятии | Неклеточные формы жизни, вирусы, внутриклеточные паразиты, капсид, ДНК- содержащие вирусы и РНК - содержащие вирусы (ретровирусы), бактериофаги, размножение вирусов, вирусы – возбудители болезней, типы вирусных инфекций: литическая, персистентная (стойкая), латентная (скрытая); вирусы как переносчики генетической информации. |
Вид используемых на занятии средств ИКТ и средства наглядности | PowerPoint презентация; схемы строения вирусов и их жизненные циклы; электронные фотографии вирусов. |
Методическое назначение средств ИКТ , их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Формы использования ИКТ: | Обеспечить удобную образовательную среду; повысить качества обучения за счет новизны деятельности; организовать активную и осмысленную работу учащихся; сделать лекцию более наглядной и интересной; отразить особенности организации и размножения вирусов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; изложить учебный материал как систему ярких опорных образов. |
Аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор; презентация PowerPoint к занятию. |
Образовательные интернет-ресурсы | http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/02/25/urok-11-klass-po-teme-tsarstvo-virusy; http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/01/15/tsarstvo-virusy-urok-s-ispolzovaniem-sredstv-informatsionnykh; http://zapartoj.my1.ru/load/plany_konspekty_urokov/biologija/carstvo_virusy_kratkaja_kharakteristika_carstva_virusy_i_ikh_prakticheskoe_znachenie/37-1-0-862. |
Структура учебного занятия |
ЭТАП 1. Организационный момент: создание комфортного психологического климата, обозначение темы занятия, его цели, создание условий для осознанного восприятия материала, представление плана занятия. |
Цель: Готовность студентов к очередному этапу работы на уроке, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. |
Длительность этапа | 5 минут |
Методы организации работы учащихся | Вводная беседа |
Основной вид учебной деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия |
Подготовка к проведению занятия | Преподаватель создает психологическую атмосферу занятия; формулирует цель и задачи лекции, вовлекая студентов в процесс поиска и “открытия” новых знаний, решения вопросов проблемного характера, атмосферу занятия; формулирует цель и задачи лекции, вовлекая студентов в процесс поиска и “открытия” новых знаний, решения вопросов проблемного характера. | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
| | |
Выделение цели и задач урока на основе вводного слова учителя | Организация внимания, участие в обсуждении проблемы урока | Участвуют в формулировании темы урока, учебной цели и задач занятия. |
Этап 2. Актуализация опорных знаний |
Учебная цель: Знать и аргументировано отвечать на вопросы о клеточной форме организации живых организмов, системе живых организмов. . |
Цели и задачи преподавателя: Воссоздание знаний, умений, жизненного опыта, необходимых для овладения новым материалом |
Длительность этапа | 15 минут |
Основной вид учебной деятельности на данном этапе | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Воссоздание опорных знаний | Преподаватель проводит опрос – беседу, задает вопросы, анализирует ответы, уточняет и конкретизирует, систематизирует и обобщает опорный материал. Оценивает уровень подготовленности студентов к восприятию нового материала | Отвечают на вопросы преподавателя, принимают участие в обсуждении учебного материала |
Методы, способствующие решению поставленных цели и задач | Прием опережающего домашнего задания, объяснительный, репродуктивный. |
Критерии достижения цели и задач | Активное участие в обсуждении, аргументированные ответы. |
Методы организации совместной деятельности учащихся | Коллективное обсуждение. |
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса | Проблемный, личностно – ориентированный, педагогическое сотрудничество. |
Методы и критерии оценивания ответов учащихся | Полный, развернутый ответ, который хорошо аргументирован; поддержка, одобрение. |
ЭТАП 3. Изучение нового учебного материала. |
Учебная цель: Изучить особенности организации неклеточной формы жизни, жизненных циклах вирусов и их значении в природе и жизни человека. |
Цели и задачи преподавателя: Овладение учащимися новыми знаниями и умениями раскрывать сущность организации, жизнедеятельности неклеточных форм жизни – вирусах и их роли в природе и жизни человека. |
Длительность этапа | 50 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Лекция, разрешение учебных проблемных ситуаций, решение конкретных задач, направленных на развитие ключевых компетенций (сравнение, установление взаимосвязей, определение причин и следствий и др.). |
Методы обучения | Проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов, мотивы интеллектуального поиска. |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Презентация PowerPoint |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная |
Функции/роль преподавателя на данном этапе | Преподаватель излагает материал на основе презентации, вовлекает студентов в обсуждение излагаемого материала. . |
Основные виды деятельности преподавателя | Управляет учебным процессом; создает проблемные ситуации, пробуждает у обучаемых познавательный интерес и желание найти способы для их разрешения. |
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу | Обратная связь |
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Вовлеченность учащихся в решение проблемных вопросов. |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. |
Учебная цель: Выяснить уровень усвоения нового материала учащимися. |
Цели и задачи преподавателя: Выработать у учащихся умения слушать, анализировать и обобщать. |
Длительность этапа | 15 минут |
Формы и методы достижения поставленной цели | Репродуктивный, наглядный, конкретизация изученного, решение задач тренировочного плана, комментирование, текущий контроль знаний. |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Словесные, наглядные словесные, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные.
|
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Дидактический материал (презентация). |
Методы контроля | Взаимоконтроль и самооценка |
Способы коррекции | Своевременное исправление ошибок в понимании и закрепление нового материала. |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная |
Основные виды деятельности преподавателя | Направляющая |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | 5 минут |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Преподаватель возвращается к проблемным вопросам и определяет найдены ли ответы на них; выясняет какие были затруднения; фиксирует неразрешённые затруднения на уроке как направление будущей учебной деятельности; Предлагает студентам оценить содержание занятия, применяя метод незаконченных фраз. Затем, комментируя, оценивает работу каждого студента на уроке по пятибалльной системе. Активные учащиеся получают положительные оценки |
Информация о домашнем задании |
Деятельность преподавателя | Определение целей, которые хочет достичь преподаватель | Постановка целей самостоятельной работы учащихся |
Выучить материал по теме «неклеточные формы жизни» используя конспект лекции, параграфы учебников: 1. В.И.Сивоглазов и др.: & 2.11. &3.2.1, авторы: Н.В.Чебышев и др.); Закрепить материал, ответив письменно на контрольные вопросы и выполнив задания, предложенные в конце параграфа. | Обучающиеся должны овладеть знаниями об особенностях организации вирусов; умениями раскрывать природу вирусов как инфекционных агентов и особенностями их внутриклеточного паразитизма; применять знания об особенностях размножения вирусов в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Развить познавательные процессы у обучающихся, продолжать формировать информационную культуру. . | Понять, систематизировать и обобщать материал о вирусах посредством выполнения домашнего задания. |