Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»
ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
ФРАКТАЛЬНАЯ ГРАФИКА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВАХ
Выполнила студентка 5 курса группы МДИ-114
Сорочкина Мария
Реферат проверила Т. В. Кормилицина
Саранск 2018
Содержание
Введение………………………………………………………………………......31. Общие сведения о фракталах и фрактальной графике…................................4
2. Специальные программные средства..........………..………………..….……8
Заключение……………………………………………………….……………...17
Список использованных источников…………………………………………...18
Введение
На сегодняшний день Фрактальная графика является второй по росту популярности из четырёх видов компьютерной графики.
Фрактал – основа Фрактальной графики, это математически построенная фигура, являющаяся частью точной её копии в разы большей, чем одна часть. В свою очередь, большая фигура является частью еще большей.
Фрактальные изображения применяются в самых разных сферах, начиная от создания обычных текстур и фоновых изображений и кончая фантастическими ландшафтами для компьютерных игр или книжных иллюстраций. Создаются фрактальные изображения путем математических расчетов. Базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула - это означает, что никаких объектов в памяти компьютера не хранится, и изображение строится исключительно на основе уравнений.
Существует очень много программ по созданию фрактальных изображений. Эти программы имеют свои достоинства и недостатки. С развитием технологий количество программ увеличивается, а их качество и возможности улучшаются.
1. Общие сведения о фракталах и фрактальной графике
Фрактальная графика является на сегодняшний день одним из самых быстро развивающихся перспективных видов компьютерной графики.
Математической основой фрактальной графики является фрактальная геометрия. В основу метода построения изображений положен принцип наследования от так называемых «родителей» геометрических свойств объектов-наследников.
Понятия фрактал, фрактальная геометрия и фрактальная графика, появившиеся в конце 70-х, сегодня прочно вошли в обиход математиков и компьютерных художников.
Слово фрактал образовано от латинского «fractus» и в переводе означает «состоящий из фрагментов». Оно было предложено математиком Бенуа Мандель-Бротом в 1975 году.
Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому.
Объект называют самоподобным, когда увеличенные части объекта походят на сам объект и друг на друга. В простейшем случае небольшая часть фрактала содержит информацию обо всем фрактале.
Фрактальная графика, также как векторная и трёхмерная, является вычисляемой. Её главное отличие в том, что изображение строится по уравнению или системе уравнений. Поэтому в памяти компьютера для выполнения всех вычислений, ничего кроме формулы хранить не требуется.
Многие объекты в природе обладают фрактальными свойствами, например, побережья, облака, кроны деревьев, кровеносная система и система альвеол человека или животных.
Фракталы, особенно на плоскости, популярны благодаря сочетанию красоты с простотой построения при помощи компьютера.
Основное свойство фракталов – самоподобие. Любой микроскопический фрагмент фрактала в том или ином отношении воспроизводит его глобальную структуру. В простейшем случае часть фрактала представляет собой просто уменьшенный целый фрактал.
Отсюда основной рецепт построения фракталов: возьми простой мотив и повторяй его, постоянно уменьшая размеры. В конце концов выйдет структура, воспроизводящая этот мотив во всех масштабах.
Берем отрезок и среднюю его треть переламываем под углом 60 градусов. Затем повторяем эту операцию с каждой из частей получившейся ломаной – и так до бесконечности. В результате мы получим простейший фрактал – триадную кривую, которую в 1904 году открыла математик Хельга фон Кох.
Геометрические фракталы
Это самый первый, ранний тип фракталов, с которых, по сути, и началась история фракталов. Такие фракталы – одни из самых наглядных, в них сразу видна самоподобность частей, и получаются они путем простых геометрических построений:
Задается фигура (нулевое поколение), на основе которой будет строиться фрактал.
Задается процедура-генератор, которая на основе определенного правила (или правил) преобразует нулевое поколение.
Бесконечное повторение процедуры-генератора позволяет получить геометрический фрактал.
К геометрическим фракталам относятся: треугольник Серпинского (рис. 1 и 2), ковер Серпинского (рис. 3), кривая Коха, снежинка Коха, квадратная кривая Коха (рис. 4), кривая Пеано, пыль Кантора, губка Менгера (рис. 5), дракон Хартера-Хайтвея [10] (рис. 6), L-системы, и др.
Рассмотрим правила построения некоторых перечисленных фракталов.
Этот тип фракталов получается путем простых геометрических построений. Обычно при построении этих фракталов поступают так: берется «затравка» – аксиома – набор отрезков, на основании которых будет строиться фрактал. Далее к этой «затравке» применяют набор правил, который преобразует ее в какую–либо геометрическую фигуру. Далее к каждой части этой фигуры применяют опять тот же набор правил. С каждым шагом фигура будет становиться все сложнее и сложнее, и если мы проведем бесконечное количество преобразований – получим геометрический фрактал.
Fractal Editor - бесплатный редактор геометрических фракталов. Это одна из самых примитивных программ работы с фрактальной графикой. Интерфейс ее очень прост.
Интерфейс состоит из строки меню в верхней части, окна просмотра готового узора, а также нижней строки с показателем уровня фигуры. Верхняя строка состоит из таких кнопок и пунктов: «Автообновление», «Обновить», «Глубина», «Сторон», «Исходящая фигура», «Сохранить». «Автообновление» и «Обновить» - это две взаимосвязанные опции, если стоит галочка напротив «Автообновление», то изображение на экране будет меняться автоматически после выполнения того или иного действия. Если галочка в этом разделе не стоит, то в случае необходимости нужно проводить обновление при помощи кнопки «Обновить». «Глубина» - это степень прорисовки элементов фрактальной графики.
Если вы когда-либо сталкивались с фрактальной графикой, то наверняка знаете, что при ее создании образующиеся более мелкие элементы представляют собой уменьшенную копию больших. Так вот, в программе Fractal Editor появления новых элементов регулируется параметром «Глубина». В зависимости от количества единиц в этом параметре будет изменяться и уровень фигуры (какая глубина, такой и уровень фигуры).
Параметр «Сторон» регулирует количество сторон в исходной фигуре (если такая опция включена). Это очень важный параметр, так как фракталы будут создаваться на базе этот фигуры. На углах элемента есть маркеры, которые вы можете захватить курсором мыши и перетянуть в другое место (при этом фигура вместе с образующимися элементами будет изменяться).
Картинку с образовавшейся фрактальной фигурой можно сохранить кликом по иконке с дискетой.
Программа Ultra Fractal
Ultra Fractal – программа, предназначенная для создания и анимации изображений по фрактальному алгоритму. С помощью Ultra Fractal можно создавать анимированные текстуры, движущиеся фоновые изображения и просто оригинальные картинки. Работая в программе, можно использовать такие знакомые пользователям Photoshop средства, как слои, режимы их смешивания и маски. Созданные в Ultra Fractal изображения можно визуализировать в высоком качестве, пригодном для полиграфии. В новых версиях программы добавлена поддержка распределенных вычислений.
Возможности программы
Программа Ultra Fractal обеспечивает:
Создание собственных фракталов, алгоритмов закраски и геометрических преобразований с помощью формул. Встроенные язык формул поддерживает комплексные числа, массивы, переменные типы и цветовую арифметику. В программу включен редактор формул с подсветкой синтаксиса и оптимизирующий формульный компилятор;
Создание и комбинирование слоев (по аналогии с Photoshop), которые могут содержать изображения или маски изображений;
Редактор градиентов позволят легко создавать различные цветовые закраски и эффекты прозрачности;
Не ограниченное по глубине масштабирование фрактала;
Высококачественный рендеринг изображений фракталов и сохранение его в форматах JPEG, Photoshop, TIFF, PNG, Windows BMP и Targa;
Создание анимаций (по параметрам фрактала) с произвольной длительностью и частотой кадров, сохранение их в виде последовательности изображений или видеоклипа в формате AVI;
Организация и упорядочивание файлов фракталов, двусторонний обмен с базой данных фракталов в Интернете, содержащей несколько тысяч объектов;
Полная поддержка Windows 2000/XP/Vista, включая новый пользовательский интерфейс Windows Vista Aero;
Подробная справочная система (в форматах CHM и PDF, также доступна в Интернете) и интегрированные учебники, помогающие освоить как базовые, так и расширенные функции программы.
Программа Fractal Explorer
Fractal Explorer – ведущее приложение для создания, просмотра и редактирования фрактальной графики. Программа работает со всеми популярными расширениями и позволяет конвертировать файлы в форматы типа fr.
Достоинства фрактал эксплорер: инновационный движок, обеспечивающий высокую скорость рендера и неограниченное уменьшение и приближения картинки. В текущей версии присутствует множество новых фильтров и готовых узоров, браузер файлов и меню предпросмотра. Утилита позволяет сразу выводить изображения на печать, экономя время пользователей.
Интерфейс достаточно прост, представлен в виде стандартных фоторедакторов. Включает в себя рабочее поле, панель инструментов и список с расширенными настройками.
Рекомендуем последнюю версию Fractal Explorer скачать бесплатно без вирусов, рекламы, регистрации и смс с официального сайта.
4. Программа ChaosPro
ChaosPro- один из лучших бесплатных генераторов фрактальных изображений, с помощью которого нетрудно создать бесконечное множество удивительных по красоте фрактальных изображений. Программа имеет очень простой и удобный интерфейс и наряду с возможностью автоматического построения фракталов позволяет полностью управлять данным процессом за счет изменения большого количества настроек (число итераций, цветовая палитра, степень размытия, особенности проецирования, размер изображения и др.). Кроме того, создаваемые изображения могут быть многослойными (режимом смешивания слоев можно управлять) и к ним можно применить целую серию фильтров. Все накладываемые на строящиеся фракталы изменения тут же отражаются в окне просмотра. Созданные фракталы могут быть сохранены в собственном формате программы, либо в одном из основных фрактальных типов благодаря наличию встроенного компилятора. Или экспортированы в растровые изображения или 3D-объекты (если предварительно было получено трехмерное представление фрактала).
В списке возможностей программы:
точная цветовая настройка, обеспечивающая плавные градиентные переходы цветов друг в друга;
одновременное построение нескольких фракталов в разных окнах;
возможность создания анимации на основе фрактальных изображений с определением ключевых анимационных фаз, которые могут отличаться по любому изменяемому параметру: углам поворота и вращения, цветовым параметрам и пр.;
создание трехмерных представлений фракталов на основе обычных двумерных изображений;
поддержка многих стандартных форматов фрактальных изображений, изображения в которых могут быть импортированы и отредактированы в среде ChaosPro.
Программа Apophysis
Apophysis - интересный инструмент для генерации фракталов на основе базовых фрактальных формул. Созданные по готовым формулам фракталы можно редактировать и неузнаваемо изменять, регулируя разнообразные параметры. Так, например, в редакторе их можно трансформировать, либо изменив лежащие в основе фракталов треугольники, либо применив понравившийся метод преобразования: волнообразное искажение, перспективу, размытие по Гауссу и др. Затем стоит поэкспериментировать с цветами, выбрав один из базовых вариантов градиентной заливки. Список встроенных заливок достаточно внушителен, и при необходимости можно автоматически подобрать наиболее подходящую заливку к имеющемуся растровому изображению, что актуально, например, при создании фрактального фона в том же стиле, что и иные изображения некоего проекта. При необходимости несложно подрегулировать гамму и яркость, изменить фон, масштабировать фрактальный объект и уточнить его расположение на фоне. Можно также подвергнуть результат разнообразным мутациям в нужном стиле. По окончании следует задать размеры конечного фрактального изображения и записать его визуализированный вариант в виде графического файла (jpg, bmp, png).
Программа Mystica
Mystica - универсальный генератор уникальных фантастических двумерных и трехмерных изображений и текстур, которые в дальнейшем можно использовать в разных проектах, например в качестве реальных текстур для Web-страниц, фонов Рабочего стола или фантастических фоновых изображений, которые могут быть задействованы, например, при оформлении детских книг. Пакет отличается нестандартным и достаточно сложным интерфейсом и может работать в двух режимах: Sample (ориентирован на новичков и содержит минимум настроек) и Expert (предназначен для профессионалов). Создаваемые изображения могут иметь любой размер и затем экспортироваться в популярные графические 2D-форматы. Прямо из окна программы их можно отправить по электронной почте, опубликовать в Html-галерее или создать на их основе видеоролик в форматах divx, mpeg4 и др. Встроенный трехмерный движок программы может быть использован при создании трехмерных сцен для компьютерных игр, например фантастических фонов и ландшафтов.
Заключение
Графика фрактальная очень реалистична. Происходит это потому, что ее детали и элементы постоянно встречаются в окружении человека – горы, облака, морские берега, различные природные явления. Часть из них остается постоянно в одном и том же состоянии, вроде деревьев, каменистых участков. Остальные же непрерывно меняются, как мерцающее огненное пламя или кровь, двигающаяся по сосудам.
Развитие фрактальных технологий на сегодняшний день – одна из прогрессирующих областей науки. Она используется не только в компьютерной графике. Возможно, если ученым удастся докопаться до их сути, человек начнет намного лучше понимать этот мир.
Бесспорными достоинствами фрактала являются:
Малый размер исполняемого файла при большом изображении.
Бесконечная масштабируемость и увеличение сложности картинки.
Незаменимость в построении сложных фигур, состоящих из однотипных элементов (облака, вода и т.д.).
Относительная легкость в создании сложных композиций.
Фотореалистичность.
Недостатки:
Все вычисления делаются компьютером, чем сложнее изображение, тем больше загруженность ЦП и ОЗУ.
Неосвоенность технологии.
Плохое распространение и поддержка различными системами.
Небольшой спектр создания объектов изображений.
Ограниченность материнских математических фигур.
Список использованных источников
Деменок, С.Л. Просто Фрактал / С.Л. Деменок ; undefined И. Калинин. - 4-е изд. - Санкт-Петербург. : Страта, 2017. - 282 с. : ил. - (Серия «Просто»). - Библиогр.: с. 270-271.
Деменок, С.Л. Фрактал: между мифом и ремеслом / С.Л. Деменок. - Санкт-Петербург. : Академия исследования культуры, 2011. - 296 с
Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы / Б. Мандельборт.−
М.: «Институт компьютерных исследований», 2002.
Федер, Е. Фракталы / Е. Федер. − М: «Мир», 1991.
Шредер, М. Фракталы, хаос, степенные законы. Миниатюры из бесконечного рая / М. Шредер.−Ижевск: «РХД», 2001.