Ответьте на вопросы: 1.Как называется раздел биологии, посвящённый классификации живой природы? 2.Какой ученый открыл эту науку? (СЛАЙД 2) 3.Назовите наименьшую единицу систематики? 4.Определите правильную последовательность систематических единиц: (СЛАЙД 3) А. класс, род, вид, семейство Б. класс, семейство, род, вид В. семейство, класс, род. вид Г. род, семейство, класс, вид 5.Выпишите номера правильных предложений: А.Цвет растений зависит от пигмента-хлорофилла. Б.Классы растений получили название в зависимости от количества долек в семени В.В клетках кожицы чешуи лука есть лейкопласты. Г.Выделяют 2 царства живой природы. (СЛАЙД 4) 6.Задание на интерактивной доске: (подберите к каждому рисунку соответствующие названия) (СЛАЙД 5) | 1.Систематика 2.Карл Линней 3.Вид 4.Класс,семейство, род, вид 5.Цвет растений зависит от пигмента- хлорофилла; В клетках кожицы чешуи лука есть лейкопласты |
Вопросы классу: Посмотрите на слайды (СЛАЙДЫ № 6,7,8) Ответьте на вопрос: как вы думаете, какие живые организмы причастны к этим процессам? (СЛАЙД 9) Молочнокислое брожение – это процесс, который используется для консервации продуктов питания, для приготовления таких продуктов питания как кефир, йогурт, сметана и др. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? (СЛАЙД 10) Как вы думаете, с какой целью изучают бактерии? (СЛАЙД 11)
4.Что должны знать люди об этих организмах, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? (СЛАЙД 12) С раннего детства вам известно слово "Микробы".Ими пугали родители, воспитатели в детском саду, заставляя как можно часто мыть руки, "смывать микробов", чтобы они не заразили вас разными болезнями. Микробы- это разговорное название этих невидимых человеку организмов. 5.Сделайте вывод, какую тему мы сегодня будем изучать. Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Раскроим сегодня бактерий секреты – Без ядер, зато санитары планеты! Их изучали до нас очень многие Открыли секреты заведомо строгие. Придется пройти нам по дебрям науки Желательно только без лени и скуки Но все же она молода, как всегда Красавица в мире наук – биология – Наука о жизни! Вперед, господа! (СЛАЙД 13) | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, высказывают своё мнение. В этих процессах принимают участие бактерии. 2.Бактерии – это маленькие организмы, которые опасны для здоровья человека (могут быть и другие варианты ответов) 3.Бактерии изучают для того, чтобы человек знал, как можно защитить себя от заболеваний, вызванных этими организмами. А также, какую пользу бактерии могут приносить человеку. 4.Необходимо знать строение бактериальной клетки, условия обитания бактерий, их процессы жизнедеятельности. 5.Сегодня мы будем изучать бактерии, их строение и жизнедеятельность |
1.Запишите число и тему урока в тетради. (СЛАЙД 14) Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Название "бактерии" ввёл в 1828 г. Христиан Эренберг. (СЛАЙД 15) Бактерии таинственные организмы и сегодня на уроке мы вместе попробуем разгадать некоторые ТАЙНЫ бактерий. 2. Подумайте, почему бактерии получили такое название. Найдите в тексте учебника ответ на поставленный вопрос. (СЛАЙД 16) 3. Все ли бактерии имеют форму палочки? Рассмотрите рисунки слайда. Какую форму могут иметь бактерии? Сделайте рисунки с соответствующими подписями (СЛАЙДЫ 17,18 + слайды на интерактивной доске) 4. Где можно встретить бактерии? (СЛАЙД 19) Действительно, в настоящее время бактерии можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии- единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. (В Иордании находится, свое название получило из-за высокой минерализации воды) 5.Как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия. (СЛАЙД 20) Вопрос: Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? (СЛАЙД 21) 6. Итак, бактерии широко распространены в природе. Можете ли вы назвать точное число бактерий, которые вас окружают? Почему? 7. Бактерии крупнее вирусов, но размеры их действительно настолько малы (0,5-5мкм), что просто так их не увидишь. Каким образом мы можем обнаружить существование бактерий? (СЛАЙД 22) 8. Давайте познакомимся со строением клетки бактерий? 1) Рассмотрите рисунок 22 на стр.44 учебника «Строение клетки бактерий». 2) Какие особенности строения бактериальной клетки вы можете назвать? 3) Что такое капсула? Почему болезнетворные бактерии, попадая в наш организм, не погибают, ведь на них действует пищеварительный сок, содержащий кислоту? 4) Могут ли бактерии передвигаться? Какие приспособления у них есть для этого? 5) Чем строение бактериальной клетки отличается от строения клеток растений, животных и грибов? сравните рис.14,15 и 22 (вопросы отражены на слайде) 6) Подпишите названия основных частей бактериальной клетки. (СЛАЙД 23 +слайд на интерактивной доске ) 7) Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить все моря и океаны. Но этого не происходит, почему? 8) Подумайте, для чего в больницах проводят кварцевание? Учитель координирует деятельность учащихся, дополняет ответы информацией, которая отсутствует в учебники. Например, капсула бактериальной клетки защищает бактерию не только от высыхания, но и от разрушения самой бактерии пищеварительными соками, когда она попадает в организм человека. Поэтому, когда человек заболевает, ему назначают такие лекарственные препараты, которые разрушают эту защитную оболочку, после чего бактерия гибнет. Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20-30 км., а не 4км. Физкультминутка 9. Групповая работа. Класс делится на 3 группы. Каждой группе раздаются тексты, в которых описываются определённые процессы жизнедеятельности бактерий: дыхание, размножение, питание (см.Приложение 2), к каждому тексту даны вопросы, на которые учащимся необходимо ответить, составить небольшой рассказ в форме представления для своих одноклассников. 10.Обмен информацией (СЛАЙДЫ 24,25,26,27,28) | 1.Записывают тему урока в тетрадь. 2.Находят ответ в учебнике (название бактерия произошло от греческого слова «палочка», бактерии по форме напоминают палочку) 3. Бактерии могут иметь шаровидную форму (КОККИ), палочковидную (БАЦИЛЛЫ), спиралевидную (СПИРИЛЛЫ), изогнутая (ВИБРИОНЫ). Выполняют задание. Самоконтроль. 4. Бактерии встречаются всюду. Они есть в классе, на ладонях наших рук, если их не мыть с мылом часто и тщательно, также они встречаются на продуктах питания, в почве, в воде Необходимо избегать данных условий, чтобы болезнетворные бактерии не размножались. 6. Посчитать точное количество бактерий нельзя, так как они имеют очень маленькие размеры и их не видно невооружённым глазом. 7. По изменению среды обитания: молоко прокисает, раствор сахара превращается в спирт, жидкости становятся мутными. 8. Учащиеся рассматривают рисунок, записывают особенности строения бактериальной клетки: клеточная стенка, клеточная мембрана из муреина (очень прочная как шина), капсула, жгутики и ворсинки, густая неподвижная цитоплазма, нет ядра (прокариоты, т.е безъядерные). Отвечают на поставленные вопросы, выполняют предложенные задания. 7)Этого не происходит потому, что при неблагоприятных условиях бактерии погибают. 8) Кварцевание проводят не только в больницах, но и в школе для того, чтобы уничтожить бактерии. Часто кварцевание проводят в период эпидемий, т.е в период массового заболевания людей. 9. Учащиеся разбиваются на группы, получают тексты, читают их, анализируют, отвечают на вопросы. 10. Учащиеся предоставляют кратко информацию о процессах жизнедеятельности бактерий, употребляя при рассказе новые термины. После выступления 3 группы, просматривают фрагмент «Размножение бактерий» -Деление бактериальной клетки http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/092a195d-8169-4862-88cf-44b8fada21b0/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_02%5D.swf |
Задание: параграф 11, ТПО -Урок 15 Прочитать текст, проанализировать его, ответить письменно на поставленный вопрос: «Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать - ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5-3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода. Итак, они появились… Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов. Вопрос: Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами? Проведите опыт: нарежьте неочищенный картофель небольшими кубиками, поместите в небольшую посуду, залейте доверху водой и нагрейте до 80 С . Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки опустите в нее небольшой комочек почвы, после этого поставьте в теплое место на три дня. Принесите раствор с культурой бактерий на следующий урок. | |