kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Строение биогеоценоза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для профильного класса в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Строение биогеоценоза"»

Технологическая карта урока.

Биология

16.01.19.

Учитель

Зайцева Марина Викторовна



Предмет

Биология

Класс

10

Тема урока

Строение биогеоценоза

Цель урока

Содействовать формированию условий для создания представлений о пространственной структуре биогеоценоза

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать пространственную структуру биогеоценоза,

условия и приспособленность организмов к на разных ярусах,

значение пространственной структуры в жизни организмов.

Уметь давать определения понятиям; характеризовать пространственную структуру биогеоценоза, приводить примеры.

Продолжить формировать умения и навыки познавательной деятельности

Продолжить формировать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, способность использования их в учебной и познавательной деятельности при решении практических задач.


Продолжить формировать познавательных интересов; формировать личностного отношения к изучению материала;

формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; формировать их мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формировать коммуникативные навыки работы со сверстниками и учителем.

Формирование УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

1. умение самостоятельно формулировать цель учебной деятельности и задачи (общие и частные);

2. умение вступать в диалог, самостоятельно вырабатывать критерии оценки.

3. умение планировать свою деятельность исходя из цели и задач;

4.умение осознавать конечный результат своей деятельности и искать самостоятельно средства достижения цели;

5. умение корректировать результаты своей учебной деятельности на разных этапах её;

6. умение мобилизировать силы, совершать волевое усилие для достижения желаемого результата.

7. организовать рефлексию своей деятельности.

Продолжить формировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Продолжить формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, делать выводы.

Продолжить формировать умение владеть смысловым чтением.

Продолжить формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

.

Продолжить формировать умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, использовать в работе  простейший биологический инструментарий

Продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе; участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией.

Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия. Понимание не­обходимости получения знаний о биогеоценов для их сохранения. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Основные понятия

Ярус, ярусность, надземная, подземная ярусность, горизонтальное строение, вертикальное строение. Верхний, средний, нижний ярусы. Аспект, смена аспектов. Ярусность во времени.

Тип урока

Урок открытия нового знания 

Форма организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, парная

Методы обучения

 Наглядно -иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником, с ЦОР.

Приемы

 Анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение, смысловое чтение.

УМК

Биология. 10 класс. И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова, Вентана -Граф, Москва, 2014

Средства ИКТ

Презентации Microsoft Office PowerPoint; интерактивное


Методическое назначение средств ИКТ

Формирование умений работы с различными ИКТ-средствами в поиске необходимой информации; формирование эмоционального отношения к окружающему миру


Технологическая карта урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный .

Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие, проверка отсутствующих, готовности к уроку, организация внимания.

Приветствие

Этап проверки домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить обнаруженные проблемы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

- Урок мне бы хотелось начать вот с такого отрывка:

До теперешней нашей Земли,
до её снегов и метелей
бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели.
Это личная их беда, за неё никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда
Смерть нашли в тупиковой ветви…
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь – направо и ветвь – налево
«Человек» разумный сидит на вершине этого древа
А над ним проносится век.
Поворот. Круговороты
Да неужто и человек – тупиковая ветвь природы?!

-Как вы понимаете эти слова?

- Какая взаимосвязь между стих. и нашим уроком, как вы думаете?.
- Поэтому мы изучаем биосферу и ее основную структурную единицу? Что же является стр. единицей биосферы?

- Какую структуру биогеоценоза мы рассмотрели?

- Давайте проведем разминку по изученному материалу. Будем работать в группах парами. Каждая группа получит свое задание .

Проверка заданий

Оцените свою работу мах 6 баллов















Чтобы не стать тупиковой ветвью, человек должен изучать природу, биосферу, ее законы, строение.

Биогеоценоз.

Видовую, трофическую.

Решают задания.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

1. Какие связи существуют между организмами в бгц? -пищевые

2.как называется структура такая бгц ? Трофическая

Характеристика бгц была бы не полной, если бы мы не рассмотрели еще одни связи.

Посмотрите на слайд и подумайте , какая связь может быть между фото и темой нашего урока.

В условиях рыночной системы хозяйства непрерывно растет стоимость земельных участков в городах. Отсюда стремление максимально использовать каждый клочок городской территории, выжать из него все возможное и даже невозможное. Отсюда тенденция к строительству высотных зданий, особенно торгово-административных, расположенных чаще всего в центральной части больших городов, где цены на земельные участки особенно высоки. Таким образом решается задача: чем больше этажей приходится на квадратный метр земли, тем дешевле она обходится и больше людей можно разместить. А как природа решает задачу расположения большого кол-ва видов в составе бгц?

Присутствующие в бгц популяции, распределяются в соответствии с потребностями организмов, их жизненными формами, условиями обитания и создают своеобразную архитектуру бгц (строение).

Сформулируйте тему урока.

Что мы должны будем узнать, исходя из названия темы

План урока слайд

Знать пространственную структуру биогеоценоза,

условия и приспособленность организмов к на разных ярусах,

значение пространственной структуры в жизни организмов.

Уметь давать определения понятиям; характеризовать пространственную структуру биогеоценоза, приводить примеры.

В процессе изучения темы , вы должны будите ответить на вопросы в конце урока. У каждой группы свои вопросы.









Высказывают предположения











Строение бгц

Какое строение имеет бгц в пространстве - пространственная структура бгц

Этап усвоения новых знаний

Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

работа с учебником стр. 177.

- какое строение различают в бгц

-как называется разграничение по вертикали?

-что такое ярус? четко выраженные слои, в которые объединяют растения с одной жизненной формой.

-какое явление получило название ярусности? вертикального расслоения пространства бгц на разновысокие структурные части

-какую ярусность различают в пространстве? надземную и подземную

пространственная структура

Виды могут по-разному распределяться в пространстве в соответствии с их потребностями и условиями местообитания. Такое распределение видов, составляющих биоценоз, в пространстве называется пространственной структурой биоценоза. Различают его вертикальную (более четко выражено) и горизонтальную структуры (менее четко выражено).

Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярус - совместно произрастающие группы видов растений, различающиеся по высоте и положению в биоценозе ассимилирующих органов (листья, стебли, подземные органы — клубни, корневища, луковицы и т.п.). Как правило, разные ярусы образованы разными жизненными формами (деревьями, кустарниками, кустарничками, травами, мхами). Наиболее четко ярусность выражена в лесных биоценозах .

1.Прием смыслового чтения, работа с текстом .

2. Работа с текстом и таблицей

3. Работа с текстом

4. облик сообщества, изменяющийся в зависимости от массовой активности вида называют его аспектом. Наряду с пространственной верт. структурой наблюдается смена аспектов. она показывает, что компоненты бгц проявляют свою активность не одновременно на протяжении года, сезона, суток.

Такое явление получило название ярусности во времени.

Основываясь на своем опыте, наблюдениях, приведите примеры смены аспектов у растений и животных в течении года, сезонов, суток. Листопад, цветение, миграции, спячка и т.д.

Рассмотрим на примере цветущих растений. Растения определенных видов как правило, цветут в период оптимальных условий не только для этих растений, но и для видов животных, грибов. Например …..

Какое значение имеет ярусность во времени? Ослабляет конкурентные отношения за жизненные ресурсы.

Таким образом, ярусность во времени и в пространстве позволяет разместиться и функционировать на небольшой территории огрмному количеству разнообразных видов как сразличными, так и со сходными жизненными потребностями.

работа с учебником стр. 177 (Прием смыслового чтения).


Динамическая пауза



Этап закрепления нового материала

в ходе урока вы получили знания, которые помогут ответить на вопросы

1 группа:

Как условия среднего яруса влияют на организмы, обитающие в их пределах? Как растения этого яруса связаны с животными, обитающими здесь?

Какое значение имеет вертикальная ярусность биогеоценоза?

2 группа:

Какие жизненные формы растений преобладают в нижнем ярусе? Какими особенностями они обладают?

Как вертикальная структура биогеоценоза влияет на размещение цепей питания?

3 группа:

К каким условиям должны быть приспособлены организмы , находящиеся на верхнем ярусе? Приведите примеры.

Какое значение имеет ярусность во времени?


Каждая группа отвечает на вопросы

Рефлексия

что я узнал?

что у меня получилось лучше всего?

что не получилось и почему?

в чем ценность моих знаний?

где я в жизни смогу их применить?

каково моё настроение в конце урока?


Этап информации о домашнем задании

Выставление оценок

п.36 заполнить таблицу

1 группа ответить на вопросы стр.182

2 группа егэ задания на раб. листах

Записывают домашнее задание



Приложение.

Маршрутный лист. Группа №4.________________________________________________

Задание №1. 1. Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150 тонн?

Пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 5 птенцов. Вес одного птенца 3 грамма.

Цепь питания: растения – гусеницы – синицы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На основании правила экологической пирамиды рассчитайте, сколько филинов, массой 5 кг может вырасти в лесу, если биомасса злаковых растений равна 100 000 кг. Цепь питания имеет вид: злаки→ полевая мышь→ куница→ филин

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрутный лист. Группа №1. ____________________________________________

Задание №1. Соотнесите термины и определения.

1.первичная продукция

А. графическое модель пищевых взаимоотношений

2. вторичная продукция

Б. передача биомассы с одного трофического уровня на другой связана с большими потерями вещества и биомассы

3. биомасса

В. биомасса органического вещества, синтезированная автотрофами

4. правило 10 процентов

Г. закономерность уменьшения биомассы и энергии при переходе от первого трофического уровня к последующим

5. экологическая пирамида

Д. суммарная масса живых организмов определенной группы или сообщества в целом

6. правило экологической пирамиды

Е. Продукция гетеротрофных организмов экосистемы


1

2

3

4

5

6









Маршрутный лист. Группа №3.________________________________________________

Задание №1. 1. Расположите в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.__________________________

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вред­ная черепашка

4) беркут

5) обык­но­вен­ный перепел

2. Укажите соответствие между организмом и его положением в цепи питания:

ОРГАНИЗМ ПОЛОЖЕНИЕ В ЦЕПИ

А) клещ 1) первичный продуцент

Б) серные бактерии 2) консумент

В) плесневые грибы 3) редуцент

Г) клен

Д) корова

А

Б

В

Г

Д







3.Укажите соответствие между организмом и группой, к которой он принадлежит:

ОРГАНИЗМ ГРУППА

А) лев 1) первичный консумент

Б) овёс 2) консумент первого порядка

В) лошадь 3) консумент второго порядка

Г) баобаб

Д) цапля

А

Б

В

Г

Д








Маршрутный лист. Группа №2.____________________________________________

Задание №1. Выберите один правильный ответ.

  1. Биогеоценоз- это система, включающая: а) только животных б) только живой компонент в) только неживой компонент г) живой и неживой компонент

  2. Цепь питания, которая начинается с растений, называется: а) трофическая б) пастбищная в) детритная г) растительной.

  3. Третий трофический уровень в сообществе африканской саванны занимают: а) антилопы б) львы в) баобабы г) бактерии

  4. В трофической цепи с одного уровня на другой переходит энергии около: а) 1% б) 2% в) 5% г) 10%

  5. Установите последовательность отдельных трофических звеньев в цепи питания: а) сова б) деревья и кустарники в) хорёк г) личинка майского жука д) мышь

  6. Установите последовательность отдельных трофических звеньев в цепи питания: а) мелкие рыбы б) планктон в) тюлень г) белый медведь д) мелкие ракообразные е) хищные рыбы.

____________________________________________________________________


Маршрутный лист. Группа №5.____________________________________________

Задание №1. Ниже представлено ученическое решение экзаменационного задания. Оцените его в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. 


в ходе урока вы получите знания, которые помогут ответить на вопросы

1 группа:

Как условия среднего яруса влияют на организмы, обитающие в их пределах? Как растения этого яруса связаны с животными, обитающими здесь?

Какое значение имеет вертикальная ярусность биогеоценоза?

2 группа:

Какие жизненные формы растений преобладают в нижнем ярусе? Какими особенностями они обладают?

Как вертикальная структура биогеоценоза влияет на размещение цепей питания?

3 группа:

К каким условиям должны быть приспособлены организмы , находящиеся на верхнем ярусе? Приведите примеры.

Какое значение имеет ярусность во времени?

Задание №2. Прочитайте текст «Надземная ярусность биогеоценоза» стр. 177-179, дайте ответы на вопросы (устно)

  1. По каким организмам обычно выделяют ярусы?

  2. Какими жизненными формами у растений образованы разные ярусы?

  3. Какие ярусы выделяют в биогеоценозе, чем они представлены?

  4. Какое значение имеет распределение животных по ярусам?

  5. Какое значение имеет распределение сообщества по высоте?

  6. Приведите примеры биогеоценозов со сложным и простым строением.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Прочитайте тест на стр. 179-181. Заполните таблицу по группам.

Ярусы

Условия обитания

Приспособленность растений

Приспособленность животных

Верхний




Средний




Нижний




Вывод: дайте ответ на вопрос. Какое значение имеет ярусность в биогеоценозе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Прочитайте текст «Подземная ярусность биогеоценоза» стр. 181, дайте ответ на вопрос (устно). Как вертикальная структура связана с функциональной активностью ярусов?












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Строение биогеоценоза"

Автор: Зайцева Марина Викторовна

Дата: 10.03.2019

Номер свидетельства: 502443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока биологии "Биогеоценоз как особый уровень организации жизни" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-biologhii-bioghieotsienoz-kak-osobyi-urovien-orghanizatsii-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "159869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421953012"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка урока по биологии "Экологические системы" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii-ekologhichieskiie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "221866"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435645538"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Годовое тестирование "
    ["seo_title"] => string(23) "godovoie-tiestirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "215910"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432820994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства