- охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни;
- сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов.
Средства обучения: таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», музей природы, комнатные растения разных природных зон.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый,
Ход урока.
I. Актуализация знаний о сообществах, о разнообразии сообществ на Земле. О формировании сообществ в зависимости от климата.
Вопросы- задания.
1. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг на друга.)
2. Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, степь, пустыня, река.)
3. Укажите на взаимосвязь между живыми организмами и климатическими условиями. (Приспособленность живых организмов к холоду, к засухе, сезонным явлениям природы, т.е. к климату).
II. Изучение нового материала.
1.Понятие о биогеоценозе как структурном компоненте биосферы. Функциональная связь живого вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).
2. Работа с термином «биогеоценоз»- это открытая живая система, эволюционно сложившаяся из разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места обитания.
Работа со словарем основных понятий стр. 210, термин «биогеоценоз».
3. Структурные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз.
4. Рассказ учителя о биотопе.
Биотоп - определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания (климат, почва).
5. Биоценоз-совокупность популяций разных видов.
Биоценоз леса «Музей природы» - беседа с использованием экспонатов музея:
-Какие растения представлены в музее? (Береза, осина, липа, дуб, …).
-Как приспособленности возникли у растений к совместной жизни?
( Ярустность, отношение к свету).
– Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.
-Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось, кабан, рысь, лиса, дятел, сова…).
-Какие отношения возникают между обитателями леса? (конкуренция, хищничества, паразитизм, симбиоз…).
-В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).
6 Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза.
- Из чего складывается живое население биоценоза?
- На какие три основные функциональные группы делится биоценоз?
( продуценты, консументы, редуценты).
- Какова роль каждой группы организмов?
Экологические группы (привести примеры)
Название группы
Примеры живых организмов
Продуценты
Консументы 1порядка
Консументы 2 порядка
Редуценты
-К чему приводит взаимоотношение между организмами ? ( устойчивость,
целостность, единство и круговорот веществ).
7. Биогеоценозы – сходства и различия.
Работа в группах.
- Определить основные виды организмов биоценоза луга (заливной луг) и сравнить с основными видами организмов биоценоза леса.
- Определить особенности биотопа луга и выявить их различия от биотопа леса.
8. Рефлексия. Подведение итогов работы в группах. Сравнить полученные результаты. В чем разница между биогеоценозами?
9. Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики приводят примеры и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз:
-круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы, ее организацию,
-продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов,
-распределение множества популяций в пространстве и во времени,
- сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов,
- регулирование численности видов и связанное с этим поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности,
- устойчивость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых, пространственных, средообразующих взаимоотношениях видов и энергетике.
10.Значение биогеоценотического уровня.
Многообразие биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания живых организмов. ( Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)
III. Закрепление знаний о биогеоценозе как надорганизменной системе; о структурных элементах, основных процессах и организации биогеоценотического уровня; о значении этого уровня и его сохранении. Выполнение заданий №1-6 в рабочей тетради.
IV. Вопросы для контроля:
1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз?
2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз?
3. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.
4. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне?
5. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде?
6. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами.
7. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем.
8. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе?
V. Домашнее задание: изучить стр.76-78 учебника. Выполнить задания № 7-9 в рабочей тетради.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни;
- сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов.
Средства обучения: таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», музей природы, комнатные растения разных природных зон.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый,
Ход урока.
I. Актуализация знаний о сообществах, о разнообразии сообществ на Земле. О формировании сообществ в зависимости от климата.
Вопросы- задания.
1. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг на друга.)
2. Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, степь, пустыня, река.)
3. Укажите на взаимосвязь между живыми организмами и климатическими условиями. (Приспособленность живых организмов к холоду, к засухе, сезонным явлениям природы, т.е. к климату).
II. Изучение нового материала.
1.Понятие о биогеоценозе как структурном компоненте биосферы. Функциональная связь живого вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).
2. Работа с термином «биогеоценоз»- это открытая живая система, эволюционно сложившаяся из разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места обитания.
Работа со словарем основных понятий стр. 210, термин «биогеоценоз».
3. Структурные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз.
4. Рассказ учителя о биотопе.
Биотоп - определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания (климат, почва).
5. Биоценоз-совокупность популяций разных видов.
Биоценоз леса «Музей природы» - беседа с использованием экспонатов музея:
-Какие растения представлены в музее? (Береза, осина, липа, дуб, …).
-Как приспособленности возникли у растений к совместной жизни?
( Ярустность, отношение к свету).
– Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.
-Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось, кабан, рысь, лиса, дятел, сова…).
-Какие отношения возникают между обитателями леса? (конкуренция, хищничества, паразитизм, симбиоз…).
-В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).
6 Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза.
- Из чего складывается живое население биоценоза?
- На какие три основные функциональные группы делится биоценоз?
( продуценты, консументы, редуценты).
- Какова роль каждой группы организмов?
Экологические группы (привести примеры)
Название группы
Примеры живых организмов
Продуценты
Консументы 1порядка
Консументы 2 порядка
Редуценты
-К чему приводит взаимоотношение между организмами ? ( устойчивость,
целостность, единство и круговорот веществ).
7. Биогеоценозы – сходства и различия.
Работа в группах.
- Определить основные виды организмов биоценоза луга (заливной луг) и сравнить с основными видами организмов биоценоза леса.
- Определить особенности биотопа луга и выявить их различия от биотопа леса.
8. Рефлексия. Подведение итогов работы в группах. Сравнить полученные результаты. В чем разница между биогеоценозами?
9. Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики приводят примеры и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз:
-круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы, ее организацию,
-продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов,
-распределение множества популяций в пространстве и во времени,
- сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов,
- регулирование численности видов и связанное с этим поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности,
- устойчивость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых, пространственных, средообразующих взаимоотношениях видов и энергетике.
10.Значение биогеоценотического уровня.
Многообразие биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания живых организмов. ( Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)
III. Закрепление знаний о биогеоценозе как надорганизменной системе; о структурных элементах, основных процессах и организации биогеоценотического уровня; о значении этого уровня и его сохранении. Выполнение заданий №1-6 в рабочей тетради.
IV. Вопросы для контроля:
1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз?
2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз?
3. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.
4. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне?
5. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде?
6. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами.
7. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем.
8. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе?
V. Домашнее задание: изучить стр.76-78 учебника. Выполнить задания № 7-9 в рабочей тетради.