Совершенствование проведения занятий по учебным практикам Выполнила: Маханова А.Н. Для проведения уроков учебной практики используются учебно-производственные мастерские на базе техникума, опытные участки, Зимний сад, оранжереи . Главной задачей является сформировать у учащихся интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии в сады и парки города, цветочные салоны и выставки, музей почвоведения им В.В. Докучаева, Ботанический сад. Учащиеся знакомятся с ассортиментом цветов, деревьев и кустарников. Эти экскурсии дают возможность увидеть красоту и привлекательность профессии, развивают вкус, расширяют кругозор, что ведет к формированию гармоничной личности. Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из учащихся начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний и умений. На базе учебно-производственной мастерской колледжа и центра «Петербургская усадьба» учащиеся первого курса отрабатывают первичные умения по выполнения практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на производстве. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока учебной практики проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению практических приемов и практических заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки учащихся по темам. Перед учащимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся. Для полного усвоения приемов операций всеми учащимися, показ ведется в определенной последовательности: 1. Целостный показ в рабочем темпе; 2. Замедленный показ с объяснением; 3. Показ отдельных движений; 4. Повтор целостного показа в рабочем темпе. При показе следует обратить внимание: а) Как держать инструмент; б) Поза; в) Координация движения с инструментом. Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от: - осознания учащимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий; - необходимости правильного применения приемов в процессе работы; - умения мастера заинтересовать учащихся. В ходе текущего инструктажа преподаватель акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого учащегося. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом. Растения – живые организмы. И учащиеся с первого курса привыкают к мысли о важности любой работы, качестве и конечном результате. Нельзя делать работу плохо, так как неправильно посаженное растение может погибнуть, не политый цветник под солнцем засохнет. Необходимо своевременно пропалывать сорняки, подкармливать удобрениями, рыхлить почву, пересаживать цветочные культуры. В связи с этим важным моментом является воспитательный процесс во время уроков: -объяснение значимости выполнения работы; - воспитание чувства долга, ответственности; - воспитание стремления к познанию профессии и желания добиться высоких результатов. На первых этапах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности. Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации уроков на основе инновационных форм практического обучения: урок-конкурс, урок-конкуренция. Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Учащиеся работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания. Примером могут служить уроки: 1. Пикировка (рассаживание) всходов цветочных культур; 2. Посадка цветочных растений в горшки; 3. Сгребание опавшей листвы с газона. На этих уроках каждый учащийся перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между всеми участниками. Учащимся становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы. По ходу текущего инструктажа мастер комментирует работу учащихся. При этом степень самостоятельности учащихся при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются учащиеся-передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные просчеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения. Такие уроки – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на учащихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят учащихся к самостоятельной работе на базовых предприятиях. Когда учащиеся имеют цель – приобрести знания и умения, и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист. Формы обучения на предприятиях Для повышения качества профессионального образования и конкурентно - способности выпускников, на старших курсах уроки учебной и производственной практики проводятся на базе садово-парковых предприятий «Центральное», «Василеостровец», «Охтинка» и в цветочных салонах города. Формы организации учебной и производственной практики на базовых предприятиях: 1. Обучение учащихся в составе ученических бригад. 2. Обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих. 3. Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим. Как правило, в садово-парковых предприятиях учащиеся проходят обучение в составе бригад квалифицированных рабочих. Они перенимают у них опыт ухода за древесно-кустарниковыми культурами, применяют свои полученные знания и умения. В цветочных салонах учащиеся работают индивидуально под руководством старших наставников и мастера производственного обучения. Здесь они приобретают умение и навыки дизайнерского мастерства. Учатся составлению букетов, композиций, обслуживанию покупателей. Выработанные качества, такие как : трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, на которые большое внимание уделял мастер п/о ,ценятся на всех предприятиях. Профессионально - квалификационные требования современного производства к профессиям дизайнерского профиля очень велики. Профессиональная мобильность современных рабочих –одно их них. Используя разнообразные формы обучения на уроках п/о и применяя индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от способностей ,характера, темперамента, таланта, можно добиться высоких результатов. Все выпускники могут быть востребованы на рынке труда. Список использованной литературы 1.Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие/ - М.: Издательский центр «Академия»,2006. 2.Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. 3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,2003. 4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие.-Ростов н\Д:МарТ, 2002.
|