kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержание и структура курса общей биологии, свойства жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Содержание и структура курса общей биологии, свойства жизни."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и структура курса общей биологии, свойства жизни.»

План конспект урока

Тема урока: Содержание и структура курса общей биологии, свойства жизни.

Автор учебника, класс: И.Н. Пономарева, 10 класс.

Цель урока: сформировать представления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, роли курса общей биологии в системе естественно- научных дисциплин;

Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, повторить и углубить знания об основных биологических науках.

Развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

Воспитательные: развивать коммуникативные способности через посредство работы в парах, группах, индивидуально, живой обмен мнениями, идеями между учащимися.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «основы общей биологии».

  3. Изучение нового материала

Предмет биология появился у вас в школе в 5 или 6 классе. Поэтому вопрос «что же такое наука биология и что она изучает?» не должен вызвать у вас удивление. И так, биология, это наука- о жизни. Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г.

Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк. (слайд 2).

Становление самой науки можно наблюдать гораздно раньше. Вед сведения биологического характера можно обнаружить в религиозных трактатах, трудах философов и натуралистов Древнего мира.

Живое всегда интересовало человека. Биологически знания жизненно необходимы были даже первобытным людям. Как вы думаете, для чего? (какие растения можно употреблять в пищу, из чего можно изготовить одежду, построить жилье, получать лекарственные средства и т.д. (слайд 3).

Долгие годы биология ограничивалась наблюдением, изучением , описанием и классификацией представителей животного и растительного мира. Но, по мере накопления фактического материала биология разделилась на несколько исследовательских областей. Строение и жизнедеятельность растений стала изучать ботаника, сведения о животных собирала зоология, о бактериях микробиология и т.д. Поэтому на современном этапе наука биология состоит из целого ряда взаимосвязанных специализированных наук (слайд 4).

Но углубление в сущность жизненных явлений потребовало применения достижений других естественных наук. Например, без знаний законов физики не расшифрована бы была передача нервного импульса, без знаний химии не открыт бы был биохимический состав клеток и организма. Теперь самостоятельно подумайте, с какими науками и как связана наука биология (слайд 5).

Но главное отличие биологии и других естественных дисциплин от предметов гуманитарного цикла заключается в том, что в естественных науках для получения ответов на вопросы используется эксперимент. А именно эксперимент один из важных методов, применяющихся в биологии. Но что же такое метод? Метод-способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом. Как вы считаете, какими методами можно изучать биологические объекты в природе и в лабораторных условиях? Приведите примеры использования методов био.наук из ботаники, зоологии, анатомии. (слайд 6).

Проведение научного эксперимента (слайды 7-8).

И так, в начале урока мы установили понятие дисциплины биология, определили, что это наука, изучающая живые организмы, но что же такое жизнь? Прежде чем, мы дадим определение, посмотрите на картинки и определите, что сближает эти объекты и что разграничивает (слайд 9).

В биологии свойства живого традиционно рассматриваются на примере таких биосистем, как организм.

Материалистчиеское определение жизни дал Ф. Энгельс в 19 веке «Жизнь есть способ существования белковых молекул. И этот способ существования заключается по своему существу в постоянном самообновлении их химических составных частей. В этом определении указаны самые существенные признаки жизни (белковое тело, самообновление и обмен веществ).Современное понятие жизни дал М.В. Волькенштеин «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров-белков и нуклеиновых кислот Но каждая из этих характеристик по отдельности может быть обнаружена и у неживых систем.. Поэтому, проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живых организмов (слайд 10).

Все живые организмы, как одноклеточные, так и многоклеточные обладают следующими свойствами жизни (слайд 11 ).Эти свойства являются универсальными, так как характерны для всех организмов. Некоторые из указанных свойств, могут наблюдаться в неживой природе, однако все вместе они характерны только для живого! Охарактеризуем каждое из них.

(слайд 12) Единство химического состава.

Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и тела неживой природы, однако соотношение этих элементов характерно только для живого. В живой природе-98% приходится на 4 элемента- H, O2, С, N. А остальные 2%- S, P. Mg, Na, Ca, K, Cl.

(слайд 13) Обмен веществ и энергии.

Обмен веществ (метаболизм)-совокупность химических реакций, обеспечивающих поступление в организм из внешней среды энергии и химических соединений, их превращение в организме и удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

(слайд 14) Размножение (самовоспроизведение)

Размножение — присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

В основе размножение лежат свойства:

  1. Наследственность-сохранение признаков организма и последующая их передача

  2. Изменчивость- приобретение потомками отличий от родительских форм

(слайд 15) Рост и развитие

Рост (количественное изменение)-увеличение массы и размеров особи за счет приращения массы и числа клеток.

Развитие (качественное изменение)- необратимый, закономерно направленный процесс качественных изменений организма с момента его рождения до смерти.

(слайд 16) Раздражимость

Раздражимость- это специфические ответные реакции организмов на изменения окружающей среды.

(слайд 17) Энергозависимость от внешней среды

Все организмы нуждаются в энергии для осуществления процессов жизнедеятельности!

(слайд 18) Целостность и дискретность

Дискретность (лат.discretus- «разделенный», «обососбленный»).

Целостность- свойство объектов как совокупности составляющих их элементов.

(слайд 19) Специфичность взаимоотношений организмов со средой

Организмы живут в условиях определённых средой. Поэтому они взаимодействуют не только между собой, но и со средой обитания, из которой получают всё необходимое для жизни. Все живые организмы находят благоприятную среду и приспосабливают ее к своим жизненным потребностям. Некоторые организмы сам выполняют средообразующее действие (дождевые черви, растения).

Все эти свойства, характерные только для живой природы, позволяют четко отделить живое от неживого мира. Уникальность жизни заключается в том, что она возникла на Земле в результате длительных геохимичесских превращений. Возникнув в виед примитивных одноклеточных живых существ, живая материя в ходе длительного исторического развития достигла высокой степени сложности и обрела удивительно большое разнообразие своих форм.



4. Закрепление знаний. Составление синквейна ( слайд 20).

5. Домашнее задание. §1-2,вопросы после параграфа, записи в тетради.(слайд 21).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Содержание и структура курса общей биологии, свойства жизни.

Автор: Рогозянская Юлия Сергеевна

Дата: 24.06.2022

Номер свидетельства: 610534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Элективный курс "Мастерская природы" "
    ["seo_title"] => string(37) "eliektivnyi-kurs-mastierskaia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "115100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411830685"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа  учебного предмета «Математика» 6 класс  УМК «Сферы» Е.А.Бунимович и др.   на 2014/2015  УЧЕБНЫЙ  ГОД. "
    ["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-6-klass-umk-sfiery-ie-a-bunimovich-i-dr-na-2014-2015-uchiebnyi-god"
    ["file_id"] => string(6) "136482"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417109874"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства