kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ К ТЕМЕ «Тип Хордовые»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ  К ТЕМЕ «Тип  Хордовые»

(7-  КЛАСС)

Тема урока

Система учебных проблем урока

Противоречие

Учебная проблема

Гипотеза

Тип Хордовые

Две среды обитания

1. Животные, занимающие водную среду обитания, имеют:

- обтекаемую форму тела;

- плавники для передвижения;

- жаберное дыхание.

Недостаток пищи в воде и большое количество пищи на суше

2. Что могло быть причиной  выхода древних земноводных на сушу?

В поисках  новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.

Земноводные-первые наземные животные

3. Как животные наземно-воздушной  среды обитания решают проблемы:

- преодоления силы тяжести;

- иссушение.

Для противостояния сила тяжести животные имеют конечности и изменяют форму тела.

Освоили новую среду обитания, но остаются у воды.

4. Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?

Нет приспособлений для сохранения икринок при размножении.

Мальки рыб и головастики земноводных имеют одинаковое строение, но относятся к  разным классам  животных.

5. Почему мальки рыб и головастики земноводных имеют сходство в строении?

Можно предположить, что древние земноводные произошли от древних рыб.

6. Какие древние рыбы могли быть предками земноводных?

Земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства.

7. В чем причина отрицательного отношения человека к земноводным?

Незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.

Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ К ТЕМЕ «Тип Хордовые»»

Аширбекова Е.И.

учитель биологии МОБУ «СОШ№6»

г. Всеволожск (Ленинградская область)



СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ К ТЕМЕ «Тип Хордовые»

(7- КЛАСС)

Тема урока

Система учебных проблем урока

Противоречие

Учебная проблема

Гипотеза

Тип Хордовые

Две среды обитания

1. Животные, занимающие водную среду обитания, имеют:

- обтекаемую форму тела;

- плавники для передвижения;

- жаберное дыхание.



Недостаток пищи в воде и большое количество пищи на суше

2. Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?

В поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.


Земноводные-первые наземные животные

3. Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:

- преодоления силы тяжести;

- иссушение.

Для противостояния сила тяжести животные имеют конечности и изменяют форму тела.


Освоили новую среду обитания, но остаются у воды.

4. Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?

Нет приспособлений для сохранения икринок при размножении.


Мальки рыб и головастики земноводных имеют одинаковое строение, но относятся к разным классам животных.

5. Почему мальки рыб и головастики земноводных имеют сходство в строении?

Можно предположить, что древние земноводные произошли от древних рыб.



6. Какие древние рыбы могли быть предками земноводных?



Земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства.

7. В чем причина отрицательного отношения человека к земноводным?

Незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.


УРОК НА ТЕМУ «Земноводные»

(7-Б КЛАСС)



Цели урока:

  1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении характерных особенностях строения и жизнедеятельности представителей Класса Земноводные.

  2. Предметно-дидактическая: - формирование новых знаний, умений и навыков

Задачи.

Образовательные:

1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Земноводных на примере зеленой лягушки, связанные с водным образом жизни;

2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с рыбами.

Развивающие:

1. Развивать умения, учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

1. Продолжить формирования интереса к предмету;

2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.




Планируемые результаты урока:



Предметные:

  1. Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами.

  2. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.

  3. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания.

  4. Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки.

  5. Объяснять причины многообразия земноводных, и их роль в природе и жизни человека, об охране этих животных.

  6. Доказывать происхождение земноводных.


Метапредметные:

  1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

  2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.

  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

  5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

  2. Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

  3. Смысловое чтение.

Коммуникативные: 

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

  2. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

  3. Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.

4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Личностные:

  1. Принятие социальной роли обучающегося.

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Основные вопросы урока:

  1. Причины освоения земноводными новой среды обитания;

  2. Какие признаки свидетельствуют о более высокой степени организации земноводных по сравнению с рыбами;

  3. Происхождение земноводных;

  4. Причины многообразия земноводных, и их роль в природе и жизни человека, охрана животных.






Основные понятия:

Строение скелета, парные конечности, подвижные веки, холоднокровные животные, кожные железы, слизь, резонаторы, скелет головы, скелет туловища, скелет поясов передних и задних конечностей, мускулатура, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы, легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения.



Система учебных проблем урока:



Система учебных проблем урока

Противоречие

Учебная проблема

Гипотеза

Две среды обитания

1. Животные, занимающие водную среду обитания, имеют:

- обтекаемую форму тела;

- плавники для передвижения;

- жаберное дыхание.


Недостаток пищи в воде и большое количество пищи на суше

2. Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?

В поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.

Земноводные-первые наземные животные

3. Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:

- преодоления силы тяжести;

- иссушение.

Для противостояния сила тяжести животные имеют конечности и изменяют форму тела.

Освоили новую среду обитания, но остаются у воды.

4. Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?

Нет приспособлений для сохранения икринок при размножении.

Мальки рыб и головастики земноводных имеют одинаковое строение, но относятся к разным классам животных.

5. Почему мальки рыб и головастики земноводных имеют сходство в строении?

Можно предположить, что древние земноводные произошли от древних рыб.


6. Какие древние рыбы могли быть предками земноводных?

Предками рыб могли быть кистеперые рыбы или двоякодышащие рыбы.

Земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства.

7. В чем причина отрицательного отношения человека к земноводным?

Незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.





Тип урока:


  1. по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  2. по способу организации: синтетический;

  3. по ведущему методу обучения: проблемно -поисковый.



Методы обучения:

  1. основной: проблемный;

  2. дополнительные: частично-поисковый.

Средства обучения: мультимедиапроектор, муляжи тритона, жабы, лягушки, учебник, презентация, видеофрагмент, инструктивные карты.



Ход урока:

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Оценка / самооценка

учителя

ученика

1.Организационный.



Приветствие, визуальный контроль, готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Умение слушать (к


2 Актуализация знаний.

Цель:

подготовка мышления детей к изучению нового материала.


Совместное обсуждение

в группах


Задание на распределение животных по средам обитания.


А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)

Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.





Выполняют задание и

выясняют, что земноводные занимают две среды обитания: водную и наземно-воздушную.











Умение слушать (к)

Личностное целеполагание (р)


3.Целеполагание

Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.


Беседа для определения темы урока и целеполагание.

Кто догадался, какая у нас тема урока?

Тема урока «Класс Земноводные».

Кто скажет, что мы будем изучать на уроке? Узнаем признаки земноводных, их особенности строения в связи с выходом на сушу.


Животные, занимающие водную среду обитания, должны иметь

- обтекаемую форму тела;

- плавники для передвижения;

- жаберное дыхание имеют ли эти признаки земноводные?




Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока











Выявляют признаки приспособленности животных к водной среде обитания у земноводных.



Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)


Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. (к)


4. Создание проблемных ситуации.

Цель: создание проблемных ситуации, обращающее внимание детей на недостаточность знаний о земноводных.




Коллективная мыслительная деятельность.

1.Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?

Слайд № 5

1. Размышляют над проблемой. Высказывают свои предположения. Выдвигают гипотезу: что в поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.

Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. (к)



формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета.

2.Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:

- преодоления силы тяжести;

- иссушение.

Предлагает обсудить в группах, какие системы органов земноводных изменились по сравнению с рыбами, что позволило им стать наиболее высокоорганизованными животными и освоить сушу.

Слайды №6,7,8.

1. Работают в парах по выявлению проблем, в связи с выходом животных на сушу.

2. Групповая работа по заданию: особенности строения животного в связи с выходом на сушу.

(приложение)

3.Обсуждение полученного задания,

Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.

На выполнение задания отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа.

4. Коллективное составление опорного конспекта.

5.Делают вывод о более высокой организации животного в связи с освоением новой среды обитания.


Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. Взаимодействовать членами группы.

Формирование своего мнения и позиции (к)

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;(р)




3.Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?







Сравните головастиков земноводных и мальков рыб, какой вывод вы можете сделать?

Слайд №9, 10.

Размышляют над проблемой. Высказывают свои предположения, что у земноводных нет приспособлений для сохранения икринок от высыхания.

Сравнивают объекты изучения, отмечают, что они имеют сходство в строении, что говорит о происхождении земноводных от древних рыб.

Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)





Умение находить информацию, строить

логические рассуждения и делать выводы (п)




4.Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад.

Кто мог быть предком земноводных?

Слайд № 10.

Это могли быть двоякодышащие рыбы или кистеперые.

Обсуждают с учителем, делают заключение.

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении.(к)


Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы (п)




350млн. лет назад появился, новы класс животных – Земноводные. Сегодня существует множество отрядов этого класса, в чем выражается многообразие земноводных и причины их многообразия?

Слайд №11.

Причина многообразия- освоение новых мест обитания, изменчивость, наследственность, эволюционные процессы.

Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)

Умение строить логические рассуждения и делать выводы (п)











5.Почему земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства?

Слайд №12-14.

Выполняют работу на составление цепи питания водоема, определяют роль животных в экосистеме.


Делают выводы, что незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.












.


Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)

Умение строить логические рассуждения и делать выводы (п)


5.Первичное закрепление

Цель:

Применение новых знаний в игре.

1. Осмысление учебного материала, раскрытие взаимосвязей и отношений между фактами и явлениями


Организует мыслительную деятельность детей, расширяет кругозор, задавая обучающие вопросы. Игра «Вопрос – ответ» (приложение-2)

После игры учитель задает вопрос:

Изменилось ли у вас отношение к лягушкам?


Сомневаясь, выбирают вариант решения. Находятся в затруднении.


Приходят к выводу, что земноводные – удивительные существа, приносящие огромную пользу.

Умение слушать и слышать других людей,(к) запоминать необходимую информацию.(п)


2.Выявление степени понимания изученного материала, рефлексия, обобщения, выводы, оценка учебных достижений обучающихся, подведение итогов. 

3. Использование новых знаний для нахождения соответствия между признаками земноводных и средой обитания.


Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Предлагает составить «кластер».





Установите соответствие между признаками земноводных и средой обитания.

А. Обтекаемая форма тела

Б. Наличие парных конечностей

В. Перепонки между пальцами

на задних конечностях

Г. Легочное дыхание

Д.Влажная кожа

Е. Подвижные веки.


        1. К водной среде

        2. К наземной среде

Ответы

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2



Символико-графическое моделирование (символ–число–рисунок–слово)

технология укрупнения дидактических единиц



Информация о задании на дом


Прочитать параграф. Повторить признаки земноводных стр. 174-177;

2. Объяснить происхождение названия «земноводные»?

3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме

Воспринимают информацию, выбирают уровень д/з.











Приложение - 1.

1-группа


Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1.     Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

2.     Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3.     Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4.     Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

5.     Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.




2-группа

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1.     Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

2.     Рассмотрите череп, определите его форму.

3.     Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.

4.     Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5.     Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.

6.     Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.

7.     Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.

8.     Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни. 







3- группа.

Проблема: определить особенности внутреннего строения лягушки в связи со средой обитания.


    1. По рисунку учебника, влажному препарату и тексту изучите внутреннее строение лягушки .

    2. Какие изменения произошли в органах дыхания животного и с чем это связано.

    3. С чем связано появления второго круга кровообращения?

    4. Как изменилась нервная система и органы чувств?

    5.  Сформулируйте в тетради выводы об особенностях внутреннего строения лягушки в связи с её наземным образом жизни. 







4-группа


Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

1.     В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

2.     В какое время года они наиболее активны?

3.     От каких факторов среды зависит активность земноводных?

4.     Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской области?

5. Есть ли представители земноводных, занесенные в Красную книгу Ленинградской области?


















Приложение-2.

Игра «Вопрос– ответ»

  1. Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.)

  2. Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.)

  3. Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.)

  4. Назовите самую крупную жабу. (Ага)

  5. Обычное хвостатое земноводное. (Тритон)

  6. Амфибии первыми встали ...   (на ноги)

  7. У них есть позвоночник, они первыми научились ...   (поворачивать голову)

  8. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали ...  (мигать)

  9. В воздушной среде у Амфибий появился новый орган ...   (среднее ухо)

  10. Амфибии – первые наземные животные потому, что у них… (легочное дыхание)

  11. Лягушки и другие земноводные (одни лучше, другие хуже) могут дышать атмосферным воздухом при помощи кожи. Как у них осуществляется кожное дыхание?(Через влажную тонкую кожу, пронизанную большим числом капилляров.)

  12. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт. (Слизь лягушки обладает бактерицидным свойством.)

  13. Лягушка – хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде? (Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ К ТЕМЕ «Тип Хордовые»

Автор: Аширбекова Екатерина Ивановна

Дата: 16.06.2017

Номер свидетельства: 422107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок  по теме  «Внутреннее строение пресмыкающихся» "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-vnutriennieie-stroieniie-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "176187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368020"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства