Недостаток пищи в воде и большое количество пищи на суше
2. Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?
В поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.
Земноводные-первые наземные животные
3. Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:
- преодоления силы тяжести;
- иссушение.
Для противостояния сила тяжести животные имеют конечности и изменяют форму тела.
Освоили новую среду обитания, но остаются у воды.
4. Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?
Нет приспособлений для сохранения икринок при размножении.
Мальки рыб и головастики земноводных имеют одинаковое строение, но относятся к разным классам животных.
5. Почему мальки рыб и головастики земноводных имеют сходство в строении?
Можно предположить, что древние земноводные произошли от древних рыб.
6. Какие древние рыбы могли быть предками земноводных?
Земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства.
7. В чем причина отрицательного отношения человека к земноводным?
Незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Недостаток пищи в воде и большое количество пищи на суше
2. Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?
В поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.
Земноводные-первые наземные животные
3. Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:
- преодоления силы тяжести;
- иссушение.
Для противостояния сила тяжести животные имеют конечности и изменяют форму тела.
Освоили новую среду обитания, но остаются у воды.
4. Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?
Нет приспособлений для сохранения икринок при размножении.
Мальки рыб и головастики земноводных имеют одинаковое строение, но относятся к разным классам животных.
5. Почему мальки рыб и головастики земноводных имеют сходство в строении?
Можно предположить, что древние земноводные произошли от древних рыб.
6. Какие древние рыбы могли быть предками земноводных?
Земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства.
7. В чем причина отрицательного отношения человека к земноводным?
Незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.
УРОК НА ТЕМУ «Земноводные»
(7-Б КЛАСС)
Цели урока:
Деятельностная:формирование универсальных учебных действий при изучении характерных особенностях строения и жизнедеятельности представителей Класса Земноводные.
Предметно-дидактическая: - формирование новых знаний, умений и навыков
Задачи.
Образовательные:
1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Земноводных на примере зеленой лягушки, связанные с водным образом жизни;
2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с рыбами.
Развивающие:
1. Развивать умения, учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;
2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитательные:
1. Продолжить формирования интереса к предмету;
2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами.
Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам. фотографиям, рисункам.
Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания.
Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки.
Объяснять причины многообразия земноводных, и их роль в природе и жизни человека, об охране этих животных.
Доказывать происхождение земноводных.
Метапредметные:
Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
Умение планировать и регулировать свою деятельность.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
Смысловое чтение.
Коммуникативные:
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.
Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
Использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии земноводных.
4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Личностные:
Принятие социальной роли обучающегося.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Основные вопросы урока:
Причины освоения земноводными новой среды обитания;
Какие признаки свидетельствуют о более высокой степени организации земноводных по сравнению с рыбами;
Происхождение земноводных;
Причины многообразия земноводных, и их роль в природе и жизни человека, охрана животных.
Недостаток пищи в воде и большое количество пищи на суше
2. Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?
В поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.
Земноводные-первые наземные животные
3. Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:
- преодоления силы тяжести;
- иссушение.
Для противостояния сила тяжести животные имеют конечности и изменяют форму тела.
Освоили новую среду обитания, но остаются у воды.
4. Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?
Нет приспособлений для сохранения икринок при размножении.
Мальки рыб и головастики земноводных имеют одинаковое строение, но относятся к разным классам животных.
5. Почему мальки рыб и головастики земноводных имеют сходство в строении?
Можно предположить, что древние земноводные произошли от древних рыб.
6. Какие древние рыбы могли быть предками земноводных?
Предками рыб могли быть кистеперые рыбы или двоякодышащие рыбы.
Земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства.
7. В чем причина отрицательного отношения человека к земноводным?
Незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.
Тип урока:
по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
по способу организации: синтетический;
по ведущему методу обучения: проблемно -поисковый.
Приветствие, визуальный контроль, готовность к уроку.
Настраиваются на работу.
Умение слушать (к
2 Актуализация знаний.
Цель:
подготовка мышления детей к изучению нового материала.
Совместное обсуждение
в группах
Задание на распределение животных по средам обитания.
А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)
Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.
Выполняют задание и
выясняют, что земноводные занимают две среды обитания: водную и наземно-воздушную.
Умение слушать (к)
Личностное целеполагание (р)
3.Целеполагание
Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.
Беседа для определения темы урока и целеполагание.
Кто догадался, какая у нас тема урока?
Тема урока «Класс Земноводные».
Кто скажет, что мы будем изучать на уроке? Узнаем признаки земноводных, их особенности строения в связи с выходом на сушу.
Животные, занимающие водную среду обитания, должны иметь
- обтекаемую форму тела;
- плавники для передвижения;
- жаберное дыхание имеют ли эти признаки земноводные?
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока
Выявляют признаки приспособленности животных к водной среде обитания у земноводных.
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)
Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. (к)
4. Создание проблемных ситуации.
Цель: создание проблемных ситуации, обращающее внимание детей на недостаточность знаний о земноводных.
Коллективная мыслительная деятельность.
1.Что могло быть причиной выхода древних земноводных на сушу?
Слайд № 5
1. Размышляют над проблемой. Высказывают свои предположения. Выдвигают гипотезу: что в поисках новых источников пищи животные вынуждены были выходить на сушу, что привело к появлению в процессе эволюции конечностей, легочного дыхания, железистых кожных покровов.
Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. (к)
формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета.
2.Как животные наземно-воздушной среды обитания решают проблемы:
- преодоления силы тяжести;
- иссушение.
Предлагает обсудить в группах, какие системы органов земноводных изменились по сравнению с рыбами, что позволило им стать наиболее высокоорганизованными животными и освоить сушу.
Слайды №6,7,8.
1. Работают в парах по выявлению проблем, в связи с выходом животных на сушу.
2. Групповая работа по заданию: особенности строения животного в связи с выходом на сушу.
(приложение)
3.Обсуждение полученного задания,
Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника.
На выполнение задания отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа.
4. Коллективное составление опорного конспекта.
5.Делают вывод о более высокой организации животного в связи с освоением новой среды обитания.
Умение слушать собеседника, дополнять его ответы. Взаимодействовать членами группы.
Формирование своего мнения и позиции (к)
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;(р)
3.Почему земноводные вынуждены оставаться у водоемов?
Сравните головастиков земноводных и мальков рыб, какой вывод вы можете сделать?
Слайд №9, 10.
Размышляют над проблемой. Высказывают свои предположения, что у земноводных нет приспособлений для сохранения икринок от высыхания.
Сравнивают объекты изучения, отмечают, что они имеют сходство в строении, что говорит о происхождении земноводных от древних рыб.
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)
Умение находить информацию, строить
логические рассуждения и делать выводы (п)
4.Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад.
Кто мог быть предком земноводных?
Слайд № 10.
Это могли быть двоякодышащие рыбы или кистеперые.
Обсуждают с учителем, делают заключение.
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении.(к)
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы (п)
350млн. лет назад появился, новы класс животных – Земноводные. Сегодня существует множество отрядов этого класса, в чем выражается многообразие земноводных и причины их многообразия?
Слайд №11.
Причина многообразия- освоение новых мест обитания, изменчивость, наследственность, эволюционные процессы.
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)
Умение строить логические рассуждения и делать выводы (п)
5.Почему земноводные вызывают у человека как положительные, так и отрицательные чувства?
Слайд №12-14.
Выполняют работу на составление цепи питания водоема, определяют роль животных в экосистеме.
Делают выводы, что незнание значения земноводных, порождает непонимание роли этих животных в экосистеме.
.
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.(к)
Умение строить логические рассуждения и делать выводы (п)
5.Первичное закрепление
Цель:
Применение новых знаний в игре.
1. Осмысление учебного материала, раскрытие взаимосвязей и отношений между фактами и явлениями
Организует мыслительную деятельность детей, расширяет кругозор, задавая обучающие вопросы. Игра «Вопрос – ответ» (приложение-2)
После игры учитель задает вопрос:
Изменилось ли у вас отношение к лягушкам?
Сомневаясь, выбирают вариант решения. Находятся в затруднении.
Приходят к выводу, что земноводные – удивительные существа, приносящие огромную пользу.
Умение слушать и слышать других людей,(к) запоминать необходимую информацию.(п)
2.Выявление степени понимания изученного материала, рефлексия, обобщения, выводы, оценка учебных достижений обучающихся, подведение итогов.
3. Использование новых знаний для нахождения соответствия между признаками земноводных и средой обитания.
Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.
Предлагает составить «кластер».
Установите соответствие между признаками земноводных и средой обитания.
2. Объяснить происхождение названия «земноводные»?
3. Составить кроссворд, состоящий из 10 слов по изученной теме
Воспринимают информацию, выбирают уровень д/з.
Приложение - 1.
1-группа
Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.
2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?
3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?
4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?
5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.
2-группа
Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.
1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.
2. Рассмотрите череп, определите его форму.
3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.
4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.
5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.
6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.
7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
8. Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.
3- группа.
Проблема: определить особенности внутреннего строения лягушки в связи со средой обитания.
По рисунку учебника, влажному препарату и тексту изучите внутреннее строение лягушки .
Какие изменения произошли в органах дыхания животного и с чем это связано.
С чем связано появления второго круга кровообращения?
Как изменилась нервная система и органы чувств?
Сформулируйте в тетради выводы об особенностях внутреннего строения лягушки в связи с её наземным образом жизни.
4-группа
Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.
1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?
2. В какое время года они наиболее активны?
3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?
4. Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской области?
5. Есть ли представители земноводных, занесенные в Красную книгу Ленинградской области?
Приложение-2.
Игра «Вопрос– ответ»
Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.)
Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.)
Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.)
Назовите самую крупную жабу. (Ага)
Обычное хвостатое земноводное. (Тритон)
Амфибии первыми встали ... (на ноги)
У них есть позвоночник, они первыми научились ... (поворачивать голову)
Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали ... (мигать)
В воздушной среде у Амфибий появился новый орган ... (среднее ухо)
Амфибии – первые наземные животные потому, что у них… (легочное дыхание)
Лягушки и другие земноводные (одни лучше, другие хуже) могут дышать атмосферным воздухом при помощи кожи. Как у них осуществляется кожное дыхание?(Через влажную тонкую кожу, пронизанную большим числом капилляров.)
Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.(Слизь лягушки обладает бактерицидным свойством.)
Лягушка – хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде? (Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки)