Просмотр содержимого документа
«Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной»
Урок биологии
6 класс
Тема: «Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной».
Цель: раскрыть преимущества семенного размножения; сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных растений;
продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием;
продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли.
воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, шишки и семена сосны обыкновенной, ели, сосны сибирской.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Тестирование.
1 вариант
1. Голосеменные – это…
а) травянистые растения;
б) деревья и кустарники;
в) травы и кустарники.
2. Основную часть стебля голосеменных составляет:
а) древесина;
б) кора;
в) сердцевина.
3. Листья у сосны расположены на побегах:
а) укороченных;
б) удлиненных;
в) верхушечных..
4. Голосеменные – это:
а) высшие растения;
б) низшие растения;
в) высшие споровые растения;
5.Много ли среди голосеменных листопадных растений?
6.В молодом светлом лесу между березами и осинами посадили ели. Через 20 лет березы и осины исчезли, а на их месте появился темный хвойный лес. Почему так произошло?
2 вариант
1. Среди голосеменных есть:
а) деревья;
б) одноклеточные организмы;
в) травы;
г) лианы.
2.. Листья у ели расположены на побегах:
а) укороченных;
б) удлиненных;
в) верхушечных.
3. Какие побеги есть у голосеменных:
а) укороченные;
б) удлиненные и укороченные;
в) верхушечные;
4. Как называются листья голосеменных? Чем пропитана листовая пластинника?
5. Какие вещества выделяют хвойные растения?
а) ферменты;
б) гормоны;
в) фитонциды;
г) секреты.
6.Установлено, что буреломы вырывают ели с корнем, а сосны только ломают. Почему?
3.Изучение нового материала.
Наиболее широко распространенными представителями хвойных являются сосна обыкновенная и ель обыкновенная, или европейская. Их строение, размножение, чередование поколений в цикле развития отражает характерные особенности всех хвойных.
Сосна обыкновенная —однодомное растение. В мае у основания молодых побегов сосны образуются пучки зеленовато-желтых мужских шишек длиной 4—6 мм и диаметром 3—4 мм. На оси такой шишки расположены многослойные чешуйчатые листочки, или микроспорофиллы. На нижней поверхности микроспорофиллов находятся два микроспорангия — пыльцевых мешка, в которых образуется пыльца. Каждое пыльцевое зерно снабжено двумя воздушными мешками, что облегчает перенос пыльцы ветром. В пыльцевом зерне имеются две клетки, одна из которых впоследствии, при попадании на семязачаток, формирует пыльцевую трубку, другая после деления образует два спермия.
На других побегах того же растения образуются женские шишки красноватого цвета. На их главной оси располагаются мелкие прозрачные кроющие чешуйки, в пазухах которых сидят крупные толстые, впоследствии одревесневающие чешуи. На верхней стороне этих чешуй расположено по два семязачатка, в каждом из которых развивается женский гаметофит — эндосперм с двумя архегониями с крупной яйцеклеткой в каждом из них. На верхушке семязачатка, снаружи защищенного интегументом, имеется отверстие — пыльцевход, или микропиле.
Поздней весной или в начале лета созревшая пыльца разносится ветром и попадает на семязачаток. Через микропиле пыльца втягивается внутрь семязачатка, где и прорастает в пыльцевую трубку, которая проникает к архегониям. Образовавшиеся к этому времени два спермия по пыльцевой трубке попадают к архегониям. Затем один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой отмирает. Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) формируется зародыш семени, а семязачаток превращается в семя. Семена у сосны созревают на второй год, высыпаются из шишек и, подхваченные животными или ветром, переносятся на значительные расстояния.
4.Работа в группах
( учитель просит сильных учеников написать каждого на листочке бумаги имена 3 учащихся с которыми они не работали еще в группе, после чего сообщает, что это будут из группы)
(4 группы, на работу-10 минут)
Задание 1. Изучить материал документа, выбрать основное , написать эссе ( 10 – 15 предложений)
Весной на верхушках молодых побегов можно увидеть маленькие красноватые шишки. Это женские шишки. Женская шишка состоит из оси, или стержень, на котором располагаются чешуи. На чешуях женских шишек ничем не защищённые, как голые (отсюда название – голосеменные), лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка.
На тех же ветках, на которых расположены женские, находятся и мужские шишки. Они располагаются не на верхушке молодого побега, а у их основания. Мужские шишки мелкие, овальные, жёлтые и собраны в тесные группы.
Каждая мужская шишка состоит из оси, на которой также расположены чешуйки. На нижней стороне каждой чешуйке по два пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца – совокупность пылинок, в которых позже образуются мужские половые клетки – спермии.
Оплодотворение у сосны происходит через год после попадания пыльцы на женские шишки. А высыпаются семена ещё через полгода, в конце зимы. К этому времени зрелая женская шишка становится бурого цвета и достигает 4-6 см.
Когда чешуи зрелой женской шишки раздвигаются, становится видно, что семена лежат попарно на верхней стороне чешуй, у их основания. Семена лежат, открыто, голо. Каждое семя сосны снабжено прозрачным пленчатым крылышком, обеспечивающее перенесение его ветром. Размножение: половое – семенами. Размножение осуществляется в два этапа: процесс опыления и процесс оплодотворения.
Процесс опыления
Пыльца оседает на семязачатки женской шишки.
Пыльца проникает внутрь семязачатка через пыльцевход.
Чешуи смыкаются и склеиваются смолой.
Подготовка к оплодотворению
Пыльца, прорастая, образует спермии и пыльцевую трубку.
Процесс оплодотворения
Оплодотворение происходит в семязачатке через 12 месяцев после опыления.
Спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота.
Из зиготы развивается зародыш.
Из всего семязачатка – семя.
Шишка растёт и постепенно одревесневает, цвет её становится бурым. Следующей зимой шишки раскрываются и семена высыпаются. Они могут долго находиться в состоянии покоя и прорастают только в благоприятных условиях.
4.Презентация работ. (2 минуты)
5. Закрепление изученного материала.
Лабораторная работа №21.
Изучение строения шишек и семян хвойных растений.
1.Изучите строение шишек разных голосеменных растений. Определите в чем их сходство и различие (шишки сосны, ели, сосны сибирской)
2.Изучите и зарисуйте строение шишек сосны.
Вывод:
Голосеменные имеют своеобразный орган – шишки.
Голосеменные образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются.