kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейство сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Jснован на работе 7 модулей образования и приеменеия новых подходов в образовании. На протяжении всего урока между учащмимися и учителем наблюдается связь ученик-учитель, ученик-ученик. Учащиеся самостоятельно добывают информацию, работают с гербарным материалом, обобщают найденный материал. на стадии закрепления материала учащиеся делают лабораторную работу с готовым гербарным материалом.Итогом урока послужила применение стратегии "Найди ошибку". Применение 7 модулей обучения позволяет раскрыть индиивдуальные особенности учащихся, развить критическое мышление, учмение работать в группах, самостоятельно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«установи соотвтетствие 3»


1.Яблоко

2.Редис Домашний

4. Картофель

3. подсолнух

5.Белена

6. сурепка

11.Василек синий

7. Горошек душистый

8. Абрикос

10.Ромашка

9. Помидор





Розоцветные:1,8.

Крестоцветные: 2,6.

Пасленовые:4,5,9.

Бобовые:7.











Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа приложение 6»

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »


1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Ромашка имеют язычковые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система?

2.Какой стебель у растения?

3.Как листья расположены на стебле?

4. Какое жилкование листьев?

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?

2.Подсчитайте число чашелистиков.

3.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки?

4.Подсчитайте число тычинок.

5.Напиши формулу цветка.

3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства сложноцветные:

Овощевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные













Сделайте вывод:










Для проверки

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »

1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Ромашка имеют язычковые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система? (стержневая)

2.Какой стебель у растения? (прямостоячий)

3.Как листья расположены на стебле? (очередное листорасположение)

4. Какое жилкование листьев? (сетчатое)

2. Рассмотрите цветок.

5.Какой околоцветник: простой или двойной?(чашечка не развивается, представлена в виде волосков)

6.Подсчитайте число чашелистиков.(Ч0)

7.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик.

8. Срастаются ли между собой лепестки? (Да срастаются)

9.Подсчитайте число тычинок. (тычинок (5))

10.Напишите формулу цветка.(Ч0Л(5)Т(5)П1

3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейство сложноцветных:

Пищевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные

Подсолнечник

Ромашка лекарственная, ,

Бодяк полевой

георгины

Земляная груша

Ноготки лекарственные

Василек полевой

хризантемы

Топинамбур

Череда трехраздельная).



астры





Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »


1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Бодяк полевой имеют трубчатые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система?

2.Какой стебель у растения?

3.Как листья расположены на стебле?

4. Какое жилкование листьев?

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?

2.Подсчитайте число чашелистиков.

3.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки?

4.Подсчитайте число тычинок.

5.Напиши формулу цветка.

3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства сложноцветные:

Пищевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные













Сделайте вывод:










Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »


1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Бодяк полевой имеют трубчатые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система? (стержневая)

2.Какой стебель у растения?(прямостоячий)

3.Как листья расположены на стебле? (поочередно)

4. Какое жилкование листьев? (сетчатое)

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?( чашечка не развивается, представлена в виде волосков)

2.Подсчитайте число чашелистиков.(Ч0)

3.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? (Да срастаются)

4.Подсчитайте число тычинок. (тычинок (5))

5.Напишите формулу цветка.(Ч0Л(5)Т(5)П1


3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства сложноцветные:

Пищевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные

Подсолнечник

Ромашка лекарственная, ,

Бодяк полевой

георгины

Земляная груша

Ноготки лекарственные

Василек полевой

хризантемы

Топинамбур

Череда трехраздельная).



астры



Сделайте вывод:




















Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных»


1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Ромашка имеют язычковые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система? 2.Какой стебель у растения?

3.Как листья расположены на стебле?

4. Какое жилкование листьев?

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?

2.Подсчитайте число чашелистиков.

3.Рассмотрите чашелистики, срастаются ли они между собой?

4.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки?

5.Подсчитайте число тычинок.

6Напиши формулу цветка.

3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства сложноцветные:

Овощевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные













Сделайте вывод:









Для проверки

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »

1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Ромашка имеют язычковые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система? (стержневая)

2.Какой стебель у растения? (прямостоячий)

3.Как листья расположены на стебле? (очередное листорасположение)

4. Какое жилкование листьев? (сетчатое)

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?(чашечка не развивается, представлена в виде волосков)

2.Подсчитайте число чашелистиков.(Ч0)

3.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? (Да срастаются)

5.Подсчитайте число тычинок. (тычинок (5))

6Напишите формулу цветка.(Ч0Л(5)Т(5)П1

3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейство сложноцветных:

Пищевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные

Подсолнечник

Ромашка лекарственная, ,

Бодяк полевой

георгины

Земляная груша

Ноготки лекарственные

Василек полевой

хризантемы

Топинамбур

Череда трехраздельная


астры





Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »


  1. Рассмотрите строение данного Вам растения.

(Бодяк полевой имеют трубчатые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система?

2.Какой стебель у растения?

3.Как листья расположены на стебле?

4. Какое жилкование листьев?

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?

2.Подсчитайте число чашелистиков.

3.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки?

4.Подсчитайте число тычинок.

5.Напиши формулу цветка.

3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства сложноцветные:

Пищевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные













Сделайте вывод:










Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »


1. Рассмотрите строение данного Вам растения. (Бодяк полевой имеют трубчатые цветки)

1.К какому типу относится его корневая система? (стержневая)

2.Какой стебель у растения?(прямостоячий)

3.Как листья расположены на стебле? (поочередно)

4. Какое жилкование листьев? (сетчатое)

2. Рассмотрите цветок.

1.Какой околоцветник: простой или двойной?( чашечка не развивается, представлена в виде волосков)

2.Подсчитайте число чашелистиков.(Ч0)

3.Подсчитайте число лепестков. Рассмотрите венчик. Срастаются ли между собой лепестки? (Да срастаются)

4.Подсчитайте число тычинок. (тычинок (5))

5.Напишите формулу цветка.(Ч0Л(5)Т(5)П1


3. Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства сложноцветные:

Пищевые

Лекарственные

Сорняки

Декоративные

Подсолнечник

Ромашка лекарственная, ,

Бодяк полевой

георгины

Земляная груша

Ноготки лекарственные

Василек полевой

хризантемы

Топинамбур

Череда трехраздельная).



астры



Сделайте вывод:








Просмотр содержимого документа
«дополнительный материала 7»

Семейство сложноцветных

На Земле существует около 250 000 видов цветковых растений. Из них около 25 000 видов относят к семейству сложноцветных. Сложноцветные растения -— это подсолнечник, астры, георгины, ноготки, хризантемы, васильки, ромашки, одуванчик лекарственный, мать-и-мачеха 143 .

Мелкие цветки сложноцветных собраны в соцветия-корзинки. Все вместе цветки корзинки окружены оберткой из листочков, обычно зеленых. Нередко соцветие сложноцветных ошибочно принимают за один цветок. Например, желтые корзинки одуванчика выглядят как крупные одиночные цветки с большим числом лепестков.



Соцветие-корзинка — самый характерный признак растений семейства сложноцветных. Обычно соцветие содержит множество мелких цветков, сидящих на общем ложе соцветия 144 .

Цветки имеют двойной околоцветник, но чашечка либо не развивается, либо представлена щетинками или волосками, образующими хохолок. Венчик из 5 сросшихся в трубку лепестков. Тычинок тоже 5; пыльниками они срастаются в тычиночную трубку, расположенную вокруг столбика. В цветке 1 пестик, из завязи которого развивается плод-семянка. Семянки многих сложноцветных имеют летучки — приспособления к распространению плодов ветром. Эти летучки развиваются из хохолков.

В зависимости от особенностей строения венчика у сложноцветных растений различают несколько типов цветков.

В корзинке одуванчика все цветки одинаковые. Лепестки каждого цветка внизу срослись в трубочку, а их верхняя часть похожа на длинный язычок. Поэтому такие цветки называют язычковыми (рис144) . На корне язычка хорошо заметны 5 зубчиков. Это следы срастания 5 лепестков, которые были свободными у предков сложноцветных. Пыльники 5 тычинок срастаются в трубку. Внутри проходит столбик с двулопастным рыльцем. Чашечка представлена пучком белых волосков. Формула цветка Ч◦Л(5)Т(5)П1


 
Из завязей развиваются очень мелкие семянки, каждая с пучком волосков (летучкой) на длинной ножке. Поэтому ветер легко разносит такие плоды.

Некоторые растения из семейства сложноцветных имеют корзинки, образованные только трубчатыми цветками, например бодяк полевой — многолетнее сорное растение 144 . Плоды бодяка — семянки с хохолком. Подхваченные ветром, они летят до тех пор, пока не столкнутся с какой-нибудь преградой. При столкновении хохолок отламывается, и плоды падают на землю.

Формула цветка: Ч◦Л(5)Т(5)П1

Василек синий растет на полях, чаще в посевах зерновых культур, где плохо обработана почва. У василька синего в центре корзинки расположены трубчатые цветки, а по краю — воронковидные 144 . Воронковидные цветки крупные, синие, не имеют ни тычинок, ни пестиков; они лишь привлекают насекомых. Трубчатые цветки фиолетовые. Из их завязей развиваются семянки с маленьким хохолком каждая. Вдоль дорог и на лугах встречается василек луговой. Воронковидные цветки его соцветия розовые. Ч◦Л(5)Т◦П◦.


Из множества видов сложноцветных нашей страны некоторые цветут до поздней осени. Ромашка аптечная, или лекарственная, однолетнее травянистое растение с сильным ароматом. Цветки все корзинках двух типов: в центре трубчатые, золотисто-желтые, а краевые — язычковые, белые. Плоды — продолговатые семянки. Ромашка аптечная — широко распространенное растение. Ее можно встретить во всех районах европейской части России, на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Растет она на залежах, пустырях, в населенных пунктах. Лекарственным сырьем служат молодые соцветия-корзинки, богатые эфирными маслами.

Осенью на лугах и вдоль дорог цветет пижма обыкновенная. Ее желтые небольшие корзинки собраны в сложные соцветия. В состав корзинок входят только трубчатые цветки 143.

Среди сложноцветных есть сорняки, например крестовник обыкновенный, бодяк полевой, василек синий.

Человек разводит сравнительно немного пищевые растения, подсолнечник и земляная груша, или топинамбур 145 , 146 . Но многие из сложноцветных — ценные декоративные растения (георгины, хризантемы, астры) 147 , 148 . В состав этого семейства входят многие лекарственные растения (ромашка лекарственная, ноготки лекарственные, череда трехраздельная).































Среди сложноцветных растений есть однолетние и многолетние травы, полукустарники, кустарники, лианы и небольшие деревья. Древесные представители семейства, обычно не высокие растения, произрастающие в основном на океанических островах. Так на Галапагосских островах, произрастают эндемичные растения из рода скалезия (Scalesia), некоторые древесные виды которого достигают в высоту 20 м, например скалезия черешчатая (S. pedunculata). Представители этого рода образуют настоящие леса. Самое крупное дерево из семейства сложноцветные произрастает на Мадагаскаре – это дерево первой величины, высотой до 40 м и диаметром ствола до 1 м, - брахилена мерана (Brachylaena merana). Среди сложноцветных также встречаются розеточные деревья. Ствол у них не ветвиться или слабо ветвится и несет на верхушке крону листьев наподобие пучка или розетки. Розеточные деревья из рода крестовник (Senecio) достигают в высоту 7,5м, встречаются в высокогорных районах Африки. Среди представителей семейства встречаются суккулентные растения, они произрастают от южной оконечности Африки до Эфиопии и на Мадагаскаре.

Листья цельные либо рассеченные, иногда редуцированные, без прилистников. Листорасположение чаше всего очередное, реже супротивное или мутовчатое. Величина, форма и степень расчленения листовой пластинки сильно варьируют, от очень крупных, как у белокопытника японского (Petasites gaponicus, Сахалин, Курильские о-ва, Япония), пластинка листа этого растения в поперечнике достигает 1,5м; до очень маленьких, редуцированных как у американского бакхариса безлистного (Baccharis aphylla). У большинства видов листья с перистым жилкованием, хотя встречаются виды с параллельным или параллельно-дуговидным жилкованием, характерным для некоторых видов рода козелец (Scorzonera).

Растения этого семейства обычно легко узнать по типичному соцветию – корзинке. Основу корзинки образует расширенное ложе соцветия, на котором располагаются тесно примыкающие друг к другу цветки. Снаружи общее цветоложе окружено обёрткой, состоящий из более или менее сильно видоизмененных верховых листьев. Цветы собраны в головчатые соцветия или корзинки. Размеры корзинок варьируют от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров. Исключение составляют культурные растения, у некоторых из них корзинки достигают в диаметре 60 см, например подсолнечник однолетний(Helianthus annuus). Корзинки одиночные или собраны в сложные соцветия: колосовидные, метельчатые, кистевидные и другие. Цветки обоеполые или раздельнополые, иногда стерильные. Типы цветков различны: трубчатые, ложноязычковые, язычковые, воронковидные. У одних видов в корзинках могут быть только трубчатые цветки или цветки двух типов трубчатые в центре, а по краю ложноязычковые или воронковидные; у других цветки в корзинках только язычковые. Часто цветки в корзинке различаются в половом отношении. Обычны такие сочетания:

  1. Краевые цветки стерильные, внутренние обоеполые (подсолнечник);

  2. Краевые цветки женские, внутренние обоеполые (нивяник);

  3. Краевые цветки женские, внутренние мужские (мать-и-мачеха);

  4. Растения двудомные (кошачья лапка);

  5. Все цветки обоеполые (одуванчик).

Тычинок 5, со сросшимися в трубку пыльниками и свободными нитями, прикрепленными к трубке венчика. Завязь нижняя, одногнёздная. Столбик с двумя рыльцами. У многих сложноцветных корзинка имеет очень крупные размеры, яркую окраску и приятный запах, чем привлекает большое количество насекомых опылителей. Основные опылители пчелы, осы, шмели и другие перепончатокрылые, иногда чешуекрылые. Но есть виды, которые опыляются ветром, например представители рода полыней (Artemisia). Плод семянка, чаще всего с хохолком. У некоторых видов на семянке вместо хохолка зубчатая окраина. У большинства видов семянки распространяются ветром. Есть виды семена, которых переносятся в шерсти животных, например череда (Bidens).

Среди сложноцветных встречаются так называемые компасные растения. В полуденные часы они способны располагать свои листья ребром к падающему на них свету; при этом одна широкая сторона пластинки обращена на восток, а другая на запад. Такое расположение листьев предохраняет от перегрева солнечными лучами и способствует уменьшению транспирации, без снижения интенсивности фотосинтеза. Компасные растения обычно обитатели открытых мест. Наиболее известным компасным растением из числа сложноцветных является латук дики или компасный(Lactuca serriola). Некоторые представители семейства чувствительны не только к интенсивности солнечного света, но и к влажности воздуха и другим атмосферным явлениям. Такие виды служат в качестве своеобразных барометров, например если корзинки осота огородного (Sonchus oleraceus) в более или менее ясный день не раскрываются, то на следующий день, скорее всего, будет дождь.

Многие представители семейства имеют важное хозяйственное значение, как пищевые, лекарственные и декоративные растения. Самые разнообразные сложноцветные разводятся как красивоцветущие растения садов и цветников. Всемирную известность завоевали хризантемы и георгины. Многочисленные виды хризантем (Chrysanthemum) обитают в различных районах Старого Света. Уже задолго до нашей эры они культивировались в Китае. Хризантема - национальный цветок Японии. Род георгина (Dahlia), в диком виде обитает в Мексике и Гватемале. В культуре выведено около 8000 сортов георгинов. Многие представители семейства ценные лекарственные растения. Среди них сушеница болотная (Gnaphalium uliginosum), ромашка лекарственная (Matricaria recutita), ноготки (Calendula officinalis). Среди представителей семейства есть злостные сорняки - осот (полевой) желтый (Sonchus arvensis), крестовник обыкновенный (Senecio vulgaris), придорожные растения и растения нарушенных местообитаний - ромашка



Просмотр содержимого документа
«кр план»

Тема урока

Семейство сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Лабораторная работа №27

Общая цель

Цель: изучить характерные особенности растений семейства Сложноцветные, их многообразие и значение, проверить знания об изученных ранее семействах.


Результаты обучения для учащихся

Знают основные отличительные признаки сложноцветных, строение цветка, жизненные формы семейства.

Умеют работать с учебником, дополнительным материалом, малыми группами, парами и индивидуально, обобщать, анализировать информацию.

Развивают критическое мышление.

Воспитывают уважительное отношения к одноклассникам, формируют естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе.

Основные идеи, отработанные на занятии

Имеют представление о семействе сложноцветных через стратегию «Создай паспорт», «Установи соответствие», «Найди ошибку».

Ресурсы:

интерактивная доска, презентации, демонстационный материал, видеофрагмент, фломастеры, листы, дополнительная литература, лист оценивания, тетрадь, гербарный материал.

Содержание урока. Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

Приветствие, отсутствующие. психологический настрой (ИКТ)


Настраиваются на урок, концентрируют внимание на учителе.

Актуализация знаний учащихся

Стратегия «Ромашка» (приложение №2), вопросы толстого порядка(ОИТ, НП, КМ, ОДО)

Работа индивидуально, оценивание по критериям в рабочем листе.(прилоджение №1)

Определение

темы, цели и

задач урока

Постановка проблемного вопроса

«Установи соответствие» (приложение №3)


отвечают на вопросы учителя, ставят цели и задачи урока.

Взаимопроверка и оценивание лидером членов своей группы

Изучение новой темы.

«Создай паспорт»(приложение №4) ( КМ, НП, ИКТ, Оит, УИЛ)

Взаимопроверка по критериям

Физминутка (приложение №5)

работа в группе, заполняют таблицу «Создай паспорт»

Общая характеристика сложноцветных.

Название семейство

Типы цветков

формула

цветка

плод

соцветия




Закрепление

Лабораторная работа №27 (приложение №6,7) (НП, КМ, ОДО, ВО)

работа в парах. Оценивание по критериям.

Рефлексия

Подведение итогов урока

Рефлекия

отвечают на вопросы учителя, оформляют рефлективные весы.

Домашнее задание

конспект, приготовить сообщение об одном из растений семейство сложноцветных.

Записывают задание в дневник.





Просмотр содержимого документа
«ответы к приложению 2»

Работа на отлично:

Семейство крестоцветные: Б, Е,И.

2. Семейство розоцветные: В,Г,Л.

3. Семейство бобовые: Д, Ж,К, М.

4.Семейство пасленовые: А,З.

Работа на отлично:

Семейство крестоцветные: Б, Е,И.

2. Семейство розоцветные: В,Г,Л.

3. Семейство бобовые: Д, Ж,К, М.

4.Семейство пасленовые: А,З.

Работа на отлично:

Семейство крестоцветные: Б, Е,И.

2. Семейство розоцветные: В,Г,Л.

3. Семейство бобовые: Д, Ж,К, М.

4.Семейство пасленовые: А,З.

Работа на отлично:

Семейство крестоцветные: Б, Е,И.

2. Семейство розоцветные: В,Г,Л.

3. Семейство бобовые: Д, Ж,К, М.

4.Семейство пасленовые: А,З.













Работа на оценку 4:

1.шиповник

2.Белена

3.Редька

4.Соя

Ответы на тесты:

1.В

2.Б

3.В

4.В



Работа на оценку 4:

1.шиповник

2.Белена

3.Редька

4.Соя

Ответы на тесты:

1.В

2.Б

3.В

4.В



Работа на оценку 4:

1.шиповник

2.Белена

3.Редька

4.Соя

Ответы на тесты:

1.В

2.Б

3.В

4.В





Работа на оценку 4:

1.шиповник

2.Белена

3.Редька

4.Соя

Ответы на тесты:

1.В

2.Б

3.В

4.В



Работа на оценку 4:

1.шиповник

2.Белена

3.Редька

4.Соя

Ответы на тесты:

1.В

2.Б

3.В

4.В













Работа на оценку 4:

1.шиповник

2.Белена

3.Редька

4.Соя

Ответы на тесты:

1.В

2.Б

3.В

4.В





Работа на оценку 3:

  1. Нет

  2. Да

  3. Нет

  4. Да.














Работа на оценку 3:

  1. Нет

  2. Да

  3. Нет

  4. Да.


Работа на оценку 3:

  1. Нет

  2. Да

  3. Нет

  4. Да.






Работа на оценку 3:

  1. Нет

  2. Да

  3. Нет

  4. Да.


Просмотр содержимого документа
«раб лист приложение 1»

Рабочий лист _________________

Стратегия «Ромашка»

Критерии оценки на 3:

4 -3 бала оценка 3
менее 2 балов -оценка 2


Критерии оценки на 5:

12 -балов оценка 5
11-9-оценка 4

8-6-оценка 3

Менее 5 оценка 2



Критерии оценки на 4:

8 -балов оценка 5
7-5 -оценка 3

Менее 3 -оценка 2






2.Работа в группе. «Установи соответствие» Оценивание лидером

5- работал активно, приводил аргументы для ответа

4- работал менее активно, определил верно несколько растений

3- работал без интереса и желания

2- полностью бездействовал.

3.Изучение новой темы.

Стратегия «Создай паспорт» (работа в группах)

Название семейства

типы цветков

язычковые

трубчатые

воронковидные

ложноязычковые

соцветие

формула

цветка

плод

Критерии оценок:

Заполнил всю таблицу оценка 5

Заполнил графы из 5-оценка 4

Заполнил 3 графы из 5 оценка 3

Заполнил менее 3-х граф-оценка 2

4.Закрепление материала

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растений семейства сложноцветных» (работа в группах)

Критерии оценки:

Выполнил все задания правильно +таблица оценка- 5

9-6 правильных ответов + таблица, оценка -4

5- правильных ответов+ таблица – оценка 3

Менее 5 правильных ответов + таблица оценка 2

Стратегия «Найди ошибку» (работа в группах) взаимооценивание групп

Ответил правильно, приводил аргументы к ответу - оценка 5

Отвечал неуверенно, путался , но дал правильный ответ- оценка 4

Ответил при помощи учителя или учащихся- оценка 3

Не смог дать ответа-оценка 2.


итоговая оценка__________________

Рабочий лист _________________

Стратегия «Ромашка»

Критерии оценки на 3:

4 -3 бала оценка 3
менее 2 балов -оценка 2


Критерии оценки на 5:

12 -балов оценка 5
11-9-оценка 4

8-6-оценка 3

Менее 5 оценка 2



Критерии оценки на 4:

8 -балов оценка 5
7-5 -оценка 3

Менее 3 -оценка 2






2.Работа в группе. «Установи соответствие» Оценивание лидером

5- работал активно, приводил аргументы для ответа

4- работал менее активно, определил верно несколько растений

3- работал без интереса и желания

2- полностью бездействовал.

3.Изучение новой темы.

Стратегия «Создай паспорт» (работа в группах)

Название семейства

типы цветков

язычковые

трубчатые

воронковидные

соцветие

формула

цветка

плод

Критерии оценок:

Заполнил всю таблицу оценка 5

Заполнил графы из 5-оценка 4

Заполнил 3 графы из 5 оценка 3

Заполнил менее 3-х граф-оценка 2

4.Закрепление материала

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растений семейства

сложноцветных» (работа в группах)

Критерии оценки:

Выполнил все задания правильно +таблица оценка- 5

9-6 правильных ответов + таблица, оценка -4

5- правильных ответов+ таблица – оценка 3

Менее 5 правильных ответов + таблица оценка 2

Стратегия «Найди ошибку» (работа в группах) взаимооценивание групп

Ответил правильно, приводил аргументы к ответу - оценка 5

Отвечал неуверенно, путался , но дал правильный ответ- оценка 4

Ответил при помощи учителя или учащихся- оценка 3

Не смог дать ответа-оценка 2.


Итоговая оценка_________________







Просмотр содержимого документа
«ромашка приложение 2»























































Найди четвертый лишний:

  1. 1.Горошек мышиный, клевер, шиповник, чина луговая.

  2. 2. Белена, сурепка, горчица, пастушья сумка.

  3. 3.Малина, ежевика, роза, редька.

  4. 4.Томат, перец, дурман, соя.







Выбери один верный ответ:

1. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных) А)Имеют стержневую корневую систему листьев.
Б) Имеют сетчатое жилкование

В) Их цветки четырехчленного типа образуют соцветие кисть,
Г) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

2. Найдите название класса среди перечисленных групп растений
А) моховидные Б) двудольные В) цветковые Г) голосеменные

3. Растения объединяют в семейство на основе
А) строения корневой системы Б) жилкования листьев
В) строения цветка и плода Г) строения стебля

4. Картофель и перец относят к семейству
А) крестоцветных Б) розоцветных В) пасленовых Г) астровых























Найди четвертый лишний:

  1. 1.Горошек мышиный, клевер, шиповник, чина луговая.

  2. 2. Белена, сурепка, горчица, пастушья сумка.

  3. 3.Малина, ежевика, роза, редька.

  4. 4.Томат, перец, дурман, соя.







Выбери один верный ответ:

1. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных) А)Имеют стержневую корневую систему листьев.
Б) Имеют сетчатое жилкование

В) Их цветки четырехчленного типа образуют соцветие кисть,
Г) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

2. Найдите название класса среди перечисленных групп растений
А) моховидные Б) двудольные В) цветковые Г) голосеменные

3. Растения объединяют в семейство на основе
А) строения корневой системы Б) жилкования листьев
В) строения цветка и плода Г) строения стебля

4. Картофель и перец относят к семейству
А) крестоцветных Б) розоцветных В) пасленовых Г) астровых























Найди четвертый лишний:

  1. 1.Горошек мышиный, клевер, шиповник, чина луговая.

  2. 2. Белена, сурепка, горчица, пастушья сумка.

  3. 3.Малина, ежевика, роза, редька.

  4. 4.Томат, перец, дурман, соя.







Выбери один верный ответ:

1. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных) А)Имеют стержневую корневую систему листьев.
Б) Имеют сетчатое жилкование

В) Их цветки четырехчленного типа образуют соцветие кисть,
Г) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

2. Найдите название класса среди перечисленных групп растений
А) моховидные Б) двудольные В) цветковые Г) голосеменные

3. Растения объединяют в семейство на основе
А) строения корневой системы Б) жилкования листьев
В) строения цветка и плода Г) строения стебля

4. Картофель и перец относят к семейству
А) крестоцветных Б) розоцветных В) пасленовых Г) астровых



















Выбери верное утверждение:

  1. Паслен, белена, дурман, томат относятся к семейству крестоцветные.

  2. В строении двойного двойной околоцветника есть венчик и чашелистик.

  3. Тычинка- это женский орган цветка.

  4. Капуста, сурепка, горчица относиться к семейству крестоцветные.

















Выбери верное утверждение:

1.Паслен, белена, дурман, томат относятся к семейству крестоцветные.

  1. В строении двойного двойной околоцветника есть венчик и чашелистик.

3.Тычинка- это женский орган цветка.

4.Капуста, сурепка, горчица относиться к семейству крестоцветные.















Выбери верное утверждение:

1.Паслен, белена, дурман, томат относятся к семейству крестоцветные.

  1. В строении двойного двойной околоцветника есть венчик и чашелистик.

3.Тычинка- это женский орган цветка.

4.Капуста, сурепка, горчица относиться к семейству крестоцветные.

















Выбери верное утверждение:

1.Паслен, белена, дурман, томат относятся к семейству крестоцветные.

2.В строении двойного двойной околоцветника есть венчик и чашелистик.

3.Тычинка- это женский орган цветка.

4.Капуста, сурепка, горчица относиться к семейству крестоцветные.













Выбери верное утверждение:

1.Паслен, белена, дурман, томат относятся к семейству крестоцветные.

2.В строении двойного двойной околоцветника есть венчик и чашелистик.

3.Тычинка- это женский орган цветка.

4.Капуста, сурепка, горчица относиться к семейству крестоцветные.





Просмотр содержимого документа
«стартегия создай паспорт, приложение 4»

Стратегия «Создай паспорт»

Название семейство

Типы цветков

Формула цветка

Плод

Соцветия






















Стратегия «Создай паспорт»

Название семейство

Типы цветков

Формула цветка

Плод

Соцветия
























Стратегия «Создай паспорт»

Название семейство

Типы цветков

Формула цветка

Плод

Соцветия






















Стратегия «Создай паспорт»

Название семейство

Типы цветков

Формула цветка

Плод

Соцветия














Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема урока: Класс двудольные. Семейство Сложноцветные или Астровые..

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель: изучить характерные особенности растений семейства Сложноцветные, их многообразие и значение, проверить знания об изученных ранее семействах.

Задачи:

1.Изучить типичных представителей семейства сложноцветные.

2. Выяснить особенности их строения.

3. Продолжать учить школьников выполнять морфологическое описание растений.

4. Формировать положительное отношение к природе.

Средства обучения: гербарий, плакаты, компьютер, карточки.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа.

План урока:

1.Орг. момент.

2. Активизация знаний

3.Стадия вызова

4. Постановка проблемного вопроса

5. Изучение нового материала.

6.Физминутка

7. Закрепление полученных знаний.

8. Рефлексия


1.Организационный момент (7 минут)

Здравствуйте, отметим отсутствующих .

Распределение класса на группы

На ваших столах лежит рабочий лист (приложение №1), в котором отражена вся ваша деятельность на этом уроке, ознакомтесь с содержанием листа.

Предлагаю вам настроиться на урок и посмотреть видео «Улыбайся»

2.Активизация знаний (7 минут)

Прежде чем приступить к изучению новой темы, предлагаю вам поработать со

стратегией «Ромашка» (приложение №2),

Стратегия «Ромашка» , дифференцированные задания

На магнитной доске находиться 3 ромашки, лепестки которой имеют разную окраску. Красные лепестки содержат задания на оценку «5», желтые лепестки задания на оценку «4», зеленые лепестки задания на оценку «3»

Работа проводится индивидуально, оценивание по критериям кот орые указаны в рабочем листе.

3.Стадия вызова. (3 минуты)

Мы с вами прошли почти все семейства класса двудольных растений, но у нас остались не изученные семейства, для того чтобы узнать какое семейства сегодня на уроке мы будем изучать, необходимо сделать задание которое изложено в (приложении №3).

4.Постановка проблемного вопроса (3 минуты)

Учащиеся выполняют задания , ставят цели и задачи урока.

Лидер оценивает членов своей группы и ставит оценку в рабочий лист.

Взаимопроверка и оценивание лидером членов своей группы

5. Изучение нового материала. (7 минут)

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Предлагаю учащимся изучить тему использую стратегию «Создай паспорт»(приложение №4) через просмотр презентации и комментарии учителя.

Оценивают друг друга по критериям, записываю оценку в рабочий лист.

6. Физминутка ( приложение №5)

7. Закрепление знаний (13 минут)

Лабораторная работа №27 «Строение цветка и плода растения семейства сложноцветных »(приложение №6)

Учащиеся выполняют работу используя гербарный материал (ромашка, подсолнечник, василек), используя приложение №6 и приложение №7 (дополнительный материал по семейству сложноцветные) оценивают себя по критериям успеха.

8. Рефлексия (5 минут)

Подведение итогов урока

Отвечают на вопросы учителя, оформляют рефлексивные весы.

Подводят итоги своей работы, ставят оценки в рабочий лист.











Просмотр содержимого презентации
«семейство сложноцветные»

4 марта.  Семейство сложноцветные. Особенности строения цветка, жизненные формы.  Лабораторная работа № 27.

4 марта. Семейство сложноцветные. Особенности строения цветка, жизненные формы. Лабораторная работа № 27.

Стратегия «Создай паспорт» Название семейства Типы цветков Формула цветка Плод Соцветия

Стратегия «Создай паспорт»

Название семейства

Типы цветков

Формула цветка

Плод

Соцветия

Жизненные формы Формы Травы Кустарники Деревья   Большинство сложноцветных — травы, многолетние или однолетние, которые по своим размерам варьируют от очень крупных, как некоторые виды подсолнечника, до крошечных.   В роде олеария, характерном для Австралии, Новой Гвинеи и острова Лорд-Хау, насчитывается 130 видов различных кустарников.   Многие древесные формы характерны для океанических островов. На Галапагосских островах скалезия достигает в высоту более 20 м при диаметре 25—30 см. Они образуют настоящие леса.

Жизненные формы

Формы

Травы

Кустарники

Деревья

 Большинство сложноцветных — травы, многолетние или однолетние, которые по своим размерам варьируют от очень крупных, как некоторые виды подсолнечника, до крошечных.

 В роде олеария, характерном для Австралии, Новой Гвинеи и острова Лорд-Хау, насчитывается 130 видов различных кустарников.

 Многие древесные формы характерны для океанических островов. На Галапагосских островах скалезия достигает в высоту более 20 м при диаметре 25—30 см. Они образуют настоящие леса.

Соцветие корзинка

Соцветие корзинка

  • Соцветие состоит из большого количества мелких цветков, сидящих на общем ложе.
  • Ложе соцветия блюдцевидное (плоское , вогнутое или выпуклое)
  • Снаружи корзинка окружена оберткой из зеленых листочков.
Типы цветков Цветки трубчатые язычковые воронко -видные ложно- язычковые

Типы цветков

Цветки

трубчатые

язычковые

воронко

-видные

ложно-

язычковые

Трубчатые цветки пестик Бодяк полевой Формула цветка: * Ч0Л(5)Т(5)П1 Цветок обычно обоеполый

Трубчатые цветки

пестик

Бодяк полевой

Формула цветка:

* Ч0Л(5)Т(5)П1

Цветок обычно обоеполый

Язычковые цветки Язычок венчика пестик тычинки хохолок Формула цветка: ^ Ч 0 Л (5) Т (5) П 1 Цветок обоеполый

Язычковые цветки

Язычок

венчика

пестик

тычинки

хохолок

Формула цветка:

^ Ч 0 Л (5) Т (5) П 1

Цветок обоеполый

Воронковидные цветки Формула цветка: ^ или * Ч 0 Л (5) Т 0 П 0 Цветок бесполый Василек шероховатый Василек луговой Василек синий

Воронковидные цветки

Формула цветка:

^ или * Ч 0 Л (5) Т 0 П 0

Цветок бесполый

Василек шероховатый

Василек луговой

Василек синий

Ложноязычковые  цветки Формула цветка: Ч 0 Л (3) Т 0 П 1

Ложноязычковые цветки

Формула цветка:

Ч 0 Л (3) Т 0 П 1

  • Ложноязычковые цветки образованы лишь тремя лепестками.
  • Цветки этого типа часто бывают женскими (пестичные цветки)
Плод - семянка Одуванчик Череда Репейник (Лопух) Подсолнечник

Плод - семянка

Одуванчик

Череда

Репейник (Лопух)

Подсолнечник

Многообразие сложноцветных Большинство сложноцветных цветут в середине лета. Поэтому, если в июле выйти на луг, наверняка увидишь цветение самых разнообразных представителей этого семейства.   Смотри, вот василек! Василек луговой – растет на лугах, полянах, по кустарникам. Цветет с середины июня до сентября.   А вот пижма обыкновенная Цветет с конца июня до сентября. Интересно, что листья пижмы на стебле расположены строго с севера на юг.   Козлобородник тоже относится к семейству сложноцветных. Козлобородник восточный цветет в мае – октябре.

Многообразие сложноцветных

Большинство сложноцветных цветут в середине лета. Поэтому, если в июле выйти на луг, наверняка увидишь цветение самых разнообразных представителей этого семейства.

 Смотри, вот василек! Василек луговой – растет на лугах, полянах, по кустарникам. Цветет с середины июня до сентября.

 А вот пижма обыкновенная Цветет с конца июня до сентября. Интересно, что листья пижмы на стебле расположены строго с севера на юг.

 Козлобородник тоже относится к семейству сложноцветных. Козлобородник восточный цветет в мае – октябре.

Пищевые культуры Лекарственные культуры Декоративные растения Сорные растения

Пищевые культуры

Лекарственные культуры

Декоративные растения

Сорные растения

Физминутка

Физминутка

Лабораторная работа №27  «Строение цветка и плода растений семейства сложноцветных»

Лабораторная работа №27

«Строение цветка и плода растений семейства сложноцветных»

Стратегия «Найди ошибку»

Стратегия «Найди ошибку»

Рефлексия.

Рефлексия.

  • Заполнение рефлективных весов.
Домашнее задание.   Конспект в тетради, читать раздаточный материал, составить вопросы к стратегии «Выбери верное утверждение».

Домашнее задание.

Конспект в тетради, читать раздаточный материал, составить вопросы к стратегии «Выбери верное утверждение».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Семейство сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы.

Автор: Акентьева Ирина Викторовна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 252956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Покрытосеменные растения.Семейство Крестоцветные(Капустные)"
    ["seo_title"] => string(66) "pokrytosiemiennyierastieniiasiemieistvokriestotsvietnyiekapustnyie"
    ["file_id"] => string(6) "317098"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460275144"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока "Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-klass-dvudol-nyie-rastieniia-siemieistvo-rozotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "108506"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403717767"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные."
    ["seo_title"] => string(56) "pokrytosiemiennyierastieniiasiemieistvokriestotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "302393"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457158475"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-biologhii-v-7-klassie-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-mnoghoobraziie-pokrytosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "118599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства