Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Изучение предмета направлено на ознакомление учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных ценностей, обеспечение их подготовки, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
3. Содержание программы определены с учетом потребностей личности школьника, семьи и общества, достижений современной педагогической науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейство Сложноцветные или Астровые »
Тема урока: Семейство Сложноцветные или Астровые .
Цель урока: изучить характерные особенности растений семейства Сложноцветные, их многообразие и значение, проверить знания об изученных ранее семействах. Задачиурока:
1.Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о классе Двудольные; познакомить с основными признаками представителей семейства Сложноцветные или Астровые; определить значение этих растений в природе и жизни человека; 2.Развивающие :продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания; реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать, развивать познавательную активность посредством решения проблемных задач, игровые моменты, воображение и творческие способности; развивать интерес к биологии при помощи творческих заданий; продолжить формирование умений по выявлению признаков семейств и определению видов растений. 3.Воспитательные : воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок; формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений семейства сложноцветных в природе и жизни человека; создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Форма организации учебной деятельности: групповая. Тип урока (по целям): комбинированный Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, учебники.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок, т.к. на нем присутствуют гости. Поэтому для дальнейшей плодотворной работы важно снять психологическое напряжение. Ребята,давайте улыбнемся друг другу, постараемся, чтобы наше настроение не испортилось в течение урока. А также я хочу, чтобы вы на уроке были внимательны, находчивы, помогали друг другу. ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся. Мозговой штурм. Давайте проверим, какой багаж знаний вы получили на прошлом уроке и принесли его с собой. 1.Задание "Верю - не верю
Верите ли вы, что семейство Бобовые по числу видов (18 тысяч) уступает только Сложноцветным? (да)
Верите ли вы, что растения семейства Пасленовые имеют цветки с двойным 5-членным околоцветником? (да)
Верите ли вы, что Бобовые выращивают на полях для обогащения почвы железом? (нет, азотом)
Верите ли вы, что растения семейства Пасленовые имеют соцветие кисть? (да)
Верите ли вы, что семена сои содержат большое количество жиров? (нет, белков)
Верите ли вы, что характерной особенностью пасленовых является наличие на их корнях клубеньков? (нет, клубеньки характерны для Бобовых)
Верите ли вы, что семейство Бобовые имеет еще одно название – Мотыльковые? (да)
Верите ли вы, что характерной особенностью бобовых является присутствие в их органах ядовитых веществ? (нет, они содержатся в растениях семейства Пасленовые)
2.Задание"Установите соответствие"
Учащимся предлагаются представители семейств Розовые, Бобовые, Пасленовые. Ребята должны установить соответствие семейство – растение. Предлагаемые растения: горох, картофель, баклажан, малина, фасоль, вишня, соя, перец, слива, яблоня, клевер, акация, черемуха, шиповник.
3.Задание "Биологический диктант" Учащимся предлагается текст с пропущенными словами (признаки растений, названия семейств).
Сетчатое, мочковатая, Капустные, Луковые, Розовые, Пасленовые, одна семядоля, Злаковые, две семядоли, параллельное, дуговое, стержневая.
Текст: У растений класса Однодольные корневая система мочковатая, у растений класса Двудольные стержневая корневая система. У двудольных зародыш семени имеет две семядоли, а у однодольных одну. У растений класса Однодольные параллельное и дуговое жилкование листьев, а у представителей класса Двудольные сетчатое жилкование. К классу Двудольные относятся семейства Капустные,Розовые,Пасленовые, к классу Однодольные относятся Злаковые,Луковые.
4.Задание «Установи соответствие» Семейство – формула цветка.
Семейство Крестоцветные *Ч2+2Л4Т2+4П(2)
Семейство Розоцветные *Ч 5Л 5Тмного П1
Семейство Пасленовые * Ч(5) Л(5) Т 5П (1)
Семейство Бобовые !Ч(5) Л3+(2) Т(9+1) П1
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание.
Учащиеся отгадывая загадки сами определяют тему и цели урока. Загадки о цветах.
1.Я и в поле, и в саду У прохожих на виду. Голова моя бела, Лепестками поросла. (Ромашка)
2.На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик)
3.Колосится в поле рожь Там во ржи цветок найдешь. Ярко – синий и пушистый. Только жаль, что не душистый. (Василек)
5.Желтый Антошка Вертится на ножке. Где солнце стоит, Туда он и глядит. (Подсолнечник).
Проведение тренинга.
Давай пройдемся медленно по лугу И “Здравствуй!” скажем, каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.” Группа сменного состава.( учащиеся из мешочка вытаскивают название конфет и разбиваются на группы.1 группа « Ромашки», 2 группа « Васильки», 3 группа « Маки»
ΙV. Изучение нового материала.
Положение семейства в системе органического мира.
Семейство Астровые – самое большое семейство двудольных. Оно насчитывает около 20 тысяч видов. Сложноцветные заселили всю Землю - от тундры до тропиков, от равнин до снеговой линии в горах. Это обычно травянистые растения, только в тропиках втречаются кустарники и деревья.
Общая характеристика семейства Астровые.
Общие признаки семейства: Цветок Ч0 Л(5) Т(5) П(2) Соцветие Корзинка Плод Семянка Листья Простые Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.
Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным. В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые и ложноязычковые. Рассмотрим трубчатые цветки. Их лепестки срастаются в трубочку, их число можно определить только по количеству зубчиков венчика. 5 тычинок тоже срастаются пыльниками в трубочку, через которую проходит 1 пестик. Рыльце его возвышается над тычинками. Цветки обычно обоеполые. Воронковидные представляют собой расширенную кверху трубочку, неправильной формы. Это обычно бесполые цветки, располагаются по краю корзинки и служат для привлечения насекомых- опылителей. У язычковых цветков лепестки внизу образуют трубочку, а выше все 5 срастаются в одной плоскости и получается вырост, похожий на язычок. Цветки обоеполые. Ложноязычковые цветки, в отличие от язычковых образованы лишь тремя лепестками. Цветки такого типа часто бывают женскими. У одних видов Астровые корзиночки состоят из цветков одного типа, например, у одуванчика – из язычковых. У других - из разных типов, например, у ромашки: внутри трубчатые, по краям – язычковые;у василька : внутри - трубчатые, по краям - воронковидные.
Корзинки астровых раскрываются и закрываются в определенное время. Это свойство может быть использовано для создания цветочных часов. Стебли растений густо опушены. Это связано с тем, то растения живут в районах постоянной сухости или с резким изменение температуры. Плод астровых — семянка. У одуванчика семянка с летучкой, которая позволяет ей далеко разноситься ветром. У других же видов на конце семянки развиваются два или три шипика с зубцами (как у череды). Посредством этих шипиков семянки прицепляются к шерсти животных или одежде человека и таким образом разносятся на далёкое расстояние. Опыляются насекомыми- пчелами, осами, шмелями.
3Разнообразие астровых
Мы уже знаем, что семейство Астровые – самое многочисленное. А знаете ли вы, что растениям всегда находилось место и в войнах, и на банкетах, свадебных церемониях. Растениями украшали алтари и места жертвоприношений. Именно они были предметом исцеления и хранителями домашнего очага. 4.Значение в природе и жизни человека
Учащимся предлагается прочитать пункт "Какое значение имеют растения семейства Астровые?", при этом обратить внимание на группы растений. Запомнить представителей каждой из них. Затем учащиеся рассматривают приложенные учителем слайды с изображением растений и определяют, к какой группе они могут принадлежать. Задание группам.
1 группа « Ромашки», К лекарственным растениям относят: полынь горькая, ромашка лекарственная, пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, мать- и - мачеха.
2 группа « Васильки», Декоративные растения. На цветниках и клумбах выращивают георгины, маргаритки, бархатцы, астры.
3 группа « Жасмин»Сорные растения К злостным трудноискореняемым сорнякам относится осот полевой, лопух, чертополох, василек, амброзия. Пыльца амброзии, попадая в дыхательные пути, вызывает аллергию.
VΙ. Подведение итогов урока Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. (На столах у учащихся трафарет в виде цветка ромашки. На нем надо закончить предложение). Этап рефлексии:
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
Мне не понравилось…
ГУ « Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева