kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 7 классе "Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Двудольные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.

ФГОС 2022.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе "Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Двудольные"»

Тема: Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные, Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные, или Астровые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.

Цель: расширить знания учащихся о семействах класса Двудольные, раскрыв характерные признаки семейств; развивать умения сравнивать растения разных семейств, выделять их признаки.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование познавательный интерес. Развитие мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Метапредметные: Умение систематизировать и обобщать разные виды информации, выявлять причины и следствия простых явлений. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Предметные: Знание характерных признаков семейств класса Двудольные.

Формирование функциональной грамотности:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Проверка домашнего задания: задание в тетради.

3. Актуализация:

? Зачем нужна классификация организмов?

Давайте вспомним признаки классов двудольные и однодольные.

Сколько семейств у цветковых растенй?

В зависимости от чего растений делятся на семейства?

4. Новый материал: Презентация, заполнение таблицы.

Розоцветные

Розоцветные (Розовые) – семейство двудольных растений, распространенных по всему миру, главным образом в тропических областях Северного полушария. К розоцветным принадлежат около 5000 видов, среди которых встречаются деревья, кустарники и травы.

Общие признаки розоцветных

Розоцветные включают в себя многолетние (реже однолетние) травы, деревья: слива, вишня, яблоня, груша, и кустарники: ежевика, малина, шиповник. Среди них встречаются как вечнозеленые, так и листопадные деревья.

Листорасположение очередное, реже - супротивное. Листья простые или сложные, с прилистниками. По форме листья простые цельные у яблони, вишни, сливы. Сложные непарноперистые листья имеют рябина, шиповник. Тройчатые листья есть у малины.

Цветки правильные, одиночные или в соцветиях, обоеполые. Соцветия: кисть у черемухи, щиток у груши. Также встречаются метелка и простой зонтик.

Околоцветник у розоцветных двойной: чашечка из 5, реже из 4 чашелистиков, иногда снабженная подчашием. Подчашие - наружный по отношению к чашечке круг околоцветника, обычно выглядит как ряд мелких листочков ниже чашечки, представляют собой сросшиеся прилистники чашелистиков.

Лепестки в количестве 5 штук, тычинок у большинства много - "неопределенное количество", это обозначается в формуле цветка символом бесконечности - ∞ . Как правило, число тычинок кратно 10. Пестиков один или много. В центре цветка один или множество плодолистиков. Завязь может быть нижняя, полунижняя и верхняя. Плоды розоцветных очень разнообразны: орешки, листовки, коробочки, костянки.

Справа на картинке выше представлена диаграмма цветка - условное схематичное строение цветка, понятное интуитивно.

Формулы представителей этого семейства отличаются между собой. Так, к примеру, у шиповника формула записывается Ч5Л5ТП

Значение

Розоцветные имеют большое практическое значение, используются как пищевые (плодовоягодные) растения: слива, вишня, яблоня, айва, земляника, голубика, костяника, миндаль.

Как декоративные растения выполняют эстетическую функцию: роза, боярышник, спирея.

Среди розоцветных имеются лекарственные растения, имеющие медицинское значение: калган, кровохлебка, шиповник, лавровишня.

Крестоцветные

По-другому это семейство называется капустные. Относится к классу двудольных. Насчитывает более 4 тысяч видов, которые обитают в самых различных условиях, преимущественно в холодных и умеренных областях, вплоть до Арктики. Больше всего их в странах Средиземноморья, Средней Азии, на Кавказе.

Крестоцветные - преимущественно многолетние или однолетние травы. Отсутствуют прилистники, листья очередные, цельные или рассеченные, нижние листья часто образуют прикорневую розетку. Розетка - такое расположение листьев при котором междоузлия совершенно не развиваются или едва заметны, стебель сильно укорочен.

Общие признаки крестоцветных

Обоеполые правильные цветки объединяются в соцветия, чаще всего - кисть, метелка. Чашечка раздельнолистная, состоит из 4 чашелистиков. Венчик раздельнолепестной, состоит из 4 лепестков, располагающихся крестообразно - отсюда и название семейства.

Тычинок 6, в двух кругах: две более короткие образуют внешний круг, 4 длинные - внутренний. Пестик один, завязь верхняя.

Гинецей крестоцветных (от лат. gynaecēum, греч. — женская половина) - ценокарпный, образованный из двух плодолистиков. Плод ценокарпий - стручок или стручочек. Стручочек - разновидность стручка, если его длина меньше ширины, равна ей или не более чем в 2-3 раза превышает ширину. Эндосперм в семени отсутствует.

Формула цветка

Формула цветка крестоцветных записывается как Ч4Л4Т2+4П1. Приступим к ее расшифровке.

Это формула обозначает, что:

4" - имеется 4 чашелистика.

4" - 4 лепестка.

2+4" - всего 6 тычинок в двух кругах (2 коротких во внешнем, 4 длинных во внутреннем).

П1 - пестик один.

Представители семейства

Это семейство включает множество культивируемых овощных, масляничных и декоративных видов. Рыжик, рапс, горчица - относятся к масляничным культурам.

Декоративную и эстетическую функцию отлично выполняют левкой, вечерница (ночная фиалка). Среди крестоцветных встречаются и лекарственные виды - пастушья сумка, желтушник, сердечник луговой.

Бобовые

Семейство бобовые (мотыльковые) относится к классу двудольных. Большое по численности: насчитывает около 24 тысяч видов. Распространены по всему свету, большая часть сосредоточена в тропиках, субтропиках и теплых умеренных областях. Среди бобовых можно встретить все жизненные формы от трав до древесных растений высотой 60-80 метров.

Азотофиксирующие бактерии

Особо важно отметить клубеньковые бактерии - род азотофиксирующих бактерий. Клубеньковые бактерии очень важны для нормального роста и развития бобовых растений. Они обладают способностью переводить атмосферный азот в доступные для растений формы, играют значительную роль в круговороте азота.

Клубеньковые бактерии скапливаются на корнях бобовых растений в клубеньках. Это симбиоз, взаимовыгодные отношения: бактерии получают от растения питательные вещества, а растение от бактерий - азотсодержащие соединения, которые растение может усвоить , в отличие от атмосферного азота.

Фермеры очень ценят бобовые растения, такие как клевер и люцерна. После нескольких лет посадки культурных растений на поле, почва истощается, в ней уменьшается концентрация азотсодержащих веществ. Для "отдыха земли" раз в несколько лет поле засеивается бобовыми растениями, в ней активно идут процессы образования азотсодержащих соединений - "почва отдыхает". На следующий год урожай превосходит все ожидания.

Общие признаки бобовых

Листья мотыльковых сложные: тройчатые (клевер, соя, фасоль), парноперистые (арахис, акация), непарноперистые, пальчатые (люпин) с прилистниками.

Цветки собраны в соцветия: кисть (люпина, донника), головка (клевер), метелка.

Околоцветник двойной, 5 сросшихся чашелистиков образуют чашечку, 5 лепестков - венчик. Венчик имеет необыкновенно интересное строение! Самый крупный лепесток называется "парус", он служит для привлечения насекомых-опылителей. Два боковых лепестка называют "веслами", они используются насекомыми как посадочная площадка. Два сросшихся между собой лепестка называют "лодочка", они образуют защитный футляр, который препятствует проникновения в цветок мелких насекомых, поедающих пыльцу.

Тычинок 9, срастающихся между собой, и 1 свободная - у гороха. Может быть 10 свободных тычинок, либо - 10 сросшихся, к примеру, у ракитника.

Формула цветка гороха Ч(5)Л1,2,(2)Т(9),1П1

Предлагаю расшифровать формулу. Если вы хорошо разбираетесь в формулах, можете просто пропустить этот абзац. В формуле зашифрованы

  1. Ч(5) - 5 сросшихся чашелистиков

  2. Л1,2,(2) - 5 лепестков, расположенных в одном круге, но отличающиеся по размерам и форме разделяются запятой, два сросшиеся лепестка, образующие лодочку, берут в скобки ()

  3. Т(9),1 - в одном круге лежат 9 сросшихся тычинок и одна свободная

  4. П1 - пестик 1

Плоды - бобы. Семена лежат на створках, в отличие от стручков, у которых семена расположены на перегородке.

Значение бобовых
  1. Азотонакопители почвы

За счет симбиоза с клубеньковыми бактериями почва обогащается азотом в виде, усваиваемом растениями.

  1. Пищевое

Богаты белком. Семена фасоли содержат до 29% белка, бобы - до 35%, арахис и соя - до 44%. К культурным пищевым видам относятся горох, чечевица, бобы, арахис, соя. Служат кормом для животных - клевер, люцерна.

  1. Медоносы

Медоносы, многие бобовые и другие растения, посещаемые пчелами для сбора пыльцы, нектара с цветков. В ульях эти продукты перерабатываются и идут на создание меда.

  1. Техническое - из бобовых изготавливают клей, масло, лаки

  2. Декоративное - желтая акация (карагана), люпин, душистый горошек

Пасленовые

На настоящее время семейство включает около 2700 видов. Пасленовые - семейство класса двудольные, представленные в основном многолетними травами, полукустарниками, в тропиках часто - кустарниками, реже деревьями.

Общие признаки пасленовых

Листья простые цельные (белена) и рассеченные (картофель), лишены прилистников. Листорасположение очередное.

Цветок с двойным околоцветником, правильный (синоним - актиноморфный). Срастающиеся между собой 5 чашелистиков образуют чашечку пятизубчатой формы. Венчик состоит из 5 сросшихся между собой лепестков, срастающихся в виде трубочки, образуя трубчатый, кольчатый или колесовидный венчик.

Замечу, что если любые части цветка срастаются, то в формуле цветка количество срастающихся элементов берется в скобки.

5 тычинок. Пестик 1. Завязь верхняя. Семязачатки многочисленные. Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1

Плод пасленовых - ягода (картофель), коробочка (белена).

Значение пасленовых

Среди пасленовых встречаются пищевые виды: перец, картофель, томаты, баклажаны.

Вследствие биохимических особенностей среди пасленовых есть множество видов ядовитых, а также имеющих медицинское значение: дурман, белена.

Пасленовые выполняют важную эстетическую функцию, их внешний вид очаровывает. К наиболее известным декоративным видам относятся петуния, никандра, физалис.

Сложноцветные

Сложноцветные (Астровые) - это огромное семейство по числу видов (около 33 тысяч), обитающих во всех климатических зонах. Принадлежит к классу двудольные. Растения по большей части представляют собой однолетние или многолетние травянистые растения. В тропиках встречаются лианы, кустарники и даже деревья.

Общие признаки сложноцветных

Листья часто образуют прикорневую розетку, простые. Наиболее характерный признак этого семейства - корзинка, благодаря чему они легко узнаваемы. Корзинку окружает обертка из видоизмененных листьев, выполняющих защитную функцию.

Чаще всего корзинки являются частью более сложных соцветий - щитков, сложных метелок, колосьев. Цветки имеют двойной околоцветник, чашечка преобразуется в хохолок или отсутствует. Венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок - 5 , слипаются в области пыльников и прикреплены к трубке венчика. Пестик один с двулопастным рыльцем, образован двумя плодолистиками. Завязь - нижняя.

В корзинке встречаются разные виды цветков: ложноязычковые (краевые цветки у ромашки), язычковые (одуванчик), трубчатые (пижма), воронковидные - бесполые цветки (у василька), двугубые (нассувия). Формула цветка (язычкового) - Ч0Л(5)Т(5)П1, язычковые цветки участвуют в образовании плодов.

Ложноязычковые и ворноковидные цветки являются недоразвитыми, располагаются на периферии по краям корзинки, привлекая насекомых. В центре цветка находятся трубчатые цветки, из завязи которых в дальнейшем развиваются плоды.

Плоды у сложноцветных - сухие невскрывающиеся семянки, односемянные. Часто имеют хохолки из волосков чашечки. Семена лишены эндосперма.

Значение

Растения этого семейства имеют большое значение для человека. К лекарственным растениям относятся: одуванчик, календула, мать-и-мачеха, пижма, арника, полынь цитварная, сушеница болотная, ромашка лекарственная.,

К пищевым растениям можно отнести: подсолнечник, из его семян, которые содержат в семядолях до 50% по массе, получают подсолнечное масло. Также сюда относятся топинамбур, салат латук.

Декоративные виды выполняют эстетическую функцию: астры, георгины.

5. Обобщение и закрепление: утверждения (фронтальная беседа).

6. Рефлексия.

7. Дома: таблица в тетради по семействам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 12.05.2023

Номер свидетельства: 631302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок биологии в 7 классе на тему "Общая характеристика, многообразие покрытосеменных растений " "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-biologhii-v-7-klassie-na-tiemu-obshchaia-kharaktieristika-mnoghoobraziie-pokrytosiemiennykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "118599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413199504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Покрытосеменные растения. Семейство Крестоцветные."
    ["seo_title"] => string(56) "pokrytosiemiennyierastieniiasiemieistvokriestotsvietnyie"
    ["file_id"] => string(6) "302393"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457158475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства